Версия // Конфликт // Фридман и Мордашов станут «королями российской еды»

Фридман и Мордашов станут «королями российской еды»

15936

Вирус – кормилец


(фото: Использованы материалы Александра Миридонова/Коммерсантъ, Андрея Махонина/ ТАСС)
В разделе

Пандемийный 2020 год оказался очень успешным для продуктовой розницы, доходы которой выросли на 41%. Вместо того чтобы ходить в рестораны, кино и ездить в отпуск, люди затаривались снедью из супермаркетов. Неудивительно, что акулы российского капитализма активно подминают под себя прибыльный рынок ретейла.

Крупнейшим игроком на продуктовом рынке остаётся X5 Retail Group. В пошлом году его выручка возросла на 14% и достигла астрономической суммы в 2 трлн рублей. При этом число магазинов группы продолжило расти – холдинг обзавёлся 1420 новыми торговыми точками, работающими под вывесками «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Экспресс». Группа много лет поглощала одну торговую сеть за другой, и в итоге образовалась довольно запутанная структура собственности. Но главным бенефициаром этой продуктовой империи на сегодня является «Альфа-Групп», подконтрольная Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичёву. Первые двое входят в топ-20 российского списка Forbes.

«Магнит» для денег

Впрочем, на пятки лидеру рынка уже наступает «Магнит», получивший выручку в 1,5 трлн (по некоторым данным, чистая прибыль «Магнита» оказалась больше, чем у X5, и превысила 54 млрд рублей). Сеть была основана краснодарским предпринимателем Сергеем Галицким в 1995 году и одно время даже имела статус самой быстрорастущей компании мира. К 2013 году «Магнит» стал лидером российского рынка продуктовой розницы, и это не могло не привлечь к нему внимания крупных инвесторов. В 2018 году Галицкий со слезами на глазах продал 29% акций банку ВТБ за 138 млрд рублей и потерял контроль над компанией. А затем случилось вот что: госбанк неожиданно перепродал почти 12% акций «Магнита» компании Marathon Group, о которой удалось раскопать лишь то, что её основателем является Александр Винокуров, зять главы МИДа Сергея Лаврова. С тех пор информация об акционерах не публиковалась, хотя известно, что «Магнит» время от времени выкупает свои акции у миноритарных инвесторов. Как потом распределяются эти пакеты, остаётся неизвестным. Хотя очевидно, что чужих к столь лакомому пирогу подпустят вряд ли. Тем более что сейчас проходит очередное поглощение. «Магнит» покупает сеть «Дикси» с её 2655 магазинами, работавшими под вывесками «Дикси» и «Мегамарт». Эксперты говорят, что после этой сделки на розничном продуктовом рынке страны останется только два главных игрока – X5 и «Магнит». Все остальные даже не смогут их догнать. При этом внешне всё будет выглядеть так, словно магазины по-прежнему остаются конкурентами, ведь вывески на них останутся прежними. Однако на самом деле деньги покупателей будут стекаться в один карман.

«Красное и белое» играет жёстко

Третье место по доле рынка ещё в прошлом году занимала компания DKBR, управлявшая теми самыми магазинами «Дикси» и сетью «Красное и белое». Теперь DKBR сосредоточится на развитии своего околоалкогольного бренда, который приносил компании в последние годы около 380 млрд рублей выручки. Этот бизнес контролируют Игорь Кесаев и Сергей Кациев. Они также известны как бенефициары крупнейшего в России дистрибьютора табачной продукции «Мегаполис». Forbs считает его 9-й по размеру частной компанией в стране и оценивает годовую выручку в 752,3 млрд рублей (по этому показателю «Мегаполис» опережает промышленного гиганта НЛМК, оставляя его на 10-м месте).

По теме

Свою империю Кесаев и Кациев строили бескомпромиссно. В прессе фигурировали рассказы бизнесменов, которые отказывались брать в долю бенефициаров «Мегаполиса», после чего у несговорчивых предпринимателей вдруг начинались налоговые проверки. А иногда им даже предъявляли обвинения в тяжких преступлениях. Подобная судьба, кстати, постигла даже основателя «Красного и белого» Сергея Студенникова, который передал свою сеть магазинов под контроль Кесаева и Кациева в 2019 году после серии обысков.

У Игоря Кесаева есть ещё ряд доходных активов, объединённых в холдинг «Меркурий». Также он известен как один из основателей фонда «Монолит», который поддерживает уволенных в запас сотрудников ФСБ. Как говорится, это многое объясняет.

Доли крупнейших компаний на рынке продуктового ретейла в России
Доли крупнейших компаний на рынке продуктового ретейла в России

Выгодная сделка Мордашова

И тем не менее после продажи «Дикси» DKBR рискует уступить 3-е место на рынке продуктового ретейла другому игроку с мощным тылом – сети гипермаркетов «Лента». В её истории также имелись драматичные моменты. Основатель «Ленты» питерский бизнесмен Олег Жеребцов продал свои акции в 2009 году и занялся парусным спортом, потратив на одно только участие в кругосветной регате 20 млн евро. Покупателями выступили американский фонд TPG Capital и «ВТБ Капитал». Однако после начала санкционной войны иностранные партнёры начали искать пути к отступлению с российского рынка. В итоге они продали свой пакет акций, купленный некогда за 1,1 млрд долларов, всего за 730 млн долларов, хотя за это время количество магазинов сети успело вырасти в 10 раз. Бенефициаром столь выгодной сделки оказался металлургический магнат Алексей Мордашов (1-е место в российском списке Forbes). Примечательно, что заодно с иностранцами свой пакет продал и «ВТБ Капитал». Сколько госфонд потерял на этом, официально не сообщается.

Для Мордашова покупка «Ленты» стала не первым вложением в ретейл – ранее он купил у лидера интернет-торговли продуктами компанию «Утконос». Однако на этом поход «Северстали» за продуктами не закончился. После опубликованной нами статьи об избыточной концентрации на рынке ретейла, бездействия ФАС и риска роста цен на продукты ситуация только ухудшилась. ФАС одобрила поглощения «Дикси» «Магнитом» и «Биллы» «Лентой». Цены на морковь тем временем выросли в разы ... Читатели продолжают задавать вопросы. Объяснить действия ФАС в этом случае невозможно – рынок монополизируют крупные игроки, а цены растут.

Кстати

Лидером по росту выручки среди российских торговых сетей в прошлом году стали магазины «Светофор». Их формат часто обозначают словами «жёсткий дискаунтер». И неудивительно, ведь здесь явно экономят на всём, а торговый зал больше напоминает склад. Однако, когда значительная часть населения нищает, именно такие магазины становятся всё более популярными. Выручка «Светофора» по итогам 2020 года выросла на 39% и составила 188,7 млрд рублей. Видимо, не случайно основатели компании братья Шнайдер попали в свежий список российского Forbes. Они оказались на 182-м месте с состоянием 650 млн долларов.

Деловая пресса называет «Светофор» одной из самых закрытых компаний. Известно, что магазины в разных регионах оформлены на разные юрлица, а в состав их учредителей помимо братьев Шнайдер входит множество персон. Можно предположить, что в каждом регионе братья находят людей, которые могут способствовать развитию бизнеса, и берут их в долю.

Первенство «Светофора» по росту выручки (39%) оспаривает магазин другого формата. Сеть магазинов «ВкусВилл», недавно попавшая в скандал с рассказом о ЛГБТ*-семье среди своих покупателей, создавалась как место, где можно купить здоровую пищу. По легенде, основатель сети Андрей Кривенко начал бизнес в 2009 году с миллионом рублей на руках. Согласно последним данным, лично Кривенко сейчас принадлежит 1,79% акций «ВкусВилла», 12% записано на кипрскую компанию, а основной пакет через цепочку ООО контролирует некий Евгений Лисицын из Ростовской области. Журналисты уже находили различные фирмы, записанные на Лисицына, но самого его найти так и не удалось. Поэтому его считают номиналом, который позволяет оставаться в тени истинным владельцам бизнеса.

*
ЛГБТ-движение признано Верховным судом РФ экстремистским
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.07.2021 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх