Версия // Бизнес // Дельцы прикрываются загадочным статусом регулятора

Дельцы прикрываются загадочным статусом регулятора

10538

ЦБ – всё, остальным – закон

Эльвира Набиуллина
В разделе

Дерзкое поведение ЦБ, уничтожающего банки сотнями и сорящего триллионами государственных средств, эксперты объясняют… законами, которые регулируют деятельность регулятора. Многие наблюдатели даже говорят о том, что правовые нормы позволяют ЦБ находиться вне всяких рамок. Впрочем, кое-кто извлекает из данной коллизии немалую прибыль. И делает это безнаказанно.

Дискуссия о том, насколько вредит Банк России финансовой сфере РФ в частности и экономике страны в целом, серьёзно обострилась этим летом и не стихает до сих пор. Причём повод для разговора создал сам ЦБ.

Сначала он ввёл, как нам кажется, безособых на то оснований временную администрацию в банк «Югра», хотя не планировал этого делать (что подтверждено документально). Затем оперативно лишил банк лицензии, а чуть погодя повёл себя совершенно иначе в случае с двумя другими организациями: принялся вливать сотни миллиардов рублей в санацию «Открытия» и Бинбанка. И процесс уничтожения денег в этой бездонной бочке всё ещё продолжается.

Происходящее даёт аналитикам богатую пищу для размышлений. И они, комментируя «работу» ЦБ, уже не стесняются в выражениях. Так, федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов считает действия регулятора «убийством» банковском системы, а директор Института проблем глобализации Михаил Делягин«мошенничеством». Однако почему именно сложилась такая ситуация? На этот вопрос имеется вполне конкретный ответ.

Похоже, корень зла – в законах страны. Здесь можно выделить два источника бед: первый – это Конституция 1993 года, второй – собственно закон о ЦБ РФ от 2002-го.

С основным законом страны всё обстоит следующим образом. В ей 75-й статье сказано буквально следующее:

«Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

То есть формула примерно такова: «Центральный Банк России принимает свои решения независимо от всех иных органов государственной власти. Это интерпретируют до сих пор в бурных дискуссиях специалисты разных профилей», - комментирует руководитель Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин. И добавляет: «В основном мнение сводится к тому, что это-де-факто полукоммерческая структура, поскольку доходы от деятельности мегарегулятора, оказывается, до недавних времен не перечислялись в государственный бюджет, а потреблялись внутри менеджерского состава Центрального Банка».

Как отмечает профессор МГИМО Валентин Катасонов, «статья 75 однозначно трактует, что ЦБ – это орган госуправления… Далее все статьи Конституции посвящены законодательной власти, исполнительной власти, судебной ветви власти, и ни в одном уже нет упоминания ЦБ». В результате регулятор оказывается в некоем правовом вакууме, при этом имея, по мнению экономиста, «гиперполномочия по регулированию финансового, страхового, пенсионного рынка».

По теме

С законом о ЦБ РФ тоже всё печально. Там лишний раз подчёркивается то особое положение, в котором находится ведомство Набиуллиной, работающее «независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Причём результаты всей этой «полукоммерческой» деятельности могут загнать Россию в крайне неприятную ситуацию. Валентин Катасонов обращает внимание на 2-ую статью документа. В ней зафиксировано, что «государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства...», и что «Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России».

Последнее крайне замечательно. «Нам глава правительства господин Медведев любит с гордостью докладывать, что золотовалютные резервы страны растут. Что сегодня они перевалили за планку в $400 млрд. А оказывается, что это резервы не Российской Федерации, и даже не правительства», - комментирует экономист.

Справедливости ради, указанные юридические «бомбы» не являются секретом для наших законодателей. О том, что пора в консерватории что-то подправить, ещё летом говорил депутат Госдумы Евгений Фёдоров. «Надо менять принципы работы ЦБ. Надо менять законодательство», - заявлял он. Тогда парламентарий в качестве задачи-максимум намечал проведение конституционной реформы, чтобы загнать регулятора под контроль власти. Задачей-минимум, по Фёдорову, могло бы быть наделение Генпрокуратуры и правоохранителей полномочиями по проверке ЦБ.

О том, как бы приструнить зарвавшегося регулятора, наверняка размышляют и в силовых ведомствах, отвечающих, в числе прочего, и за национальную безопасность. Упомянутому силовому ведомству точно памятен июльский эпизод, когда структура опротестовала два приказа ЦБ, заявив об их незаконности. Как говорил представитель ГП Александр Коренной, «[они] изданы безосновательно, так как не было учтено, что Банк России, как при осуществлении надзорных функций, так и в ходе проведения проверок, не выявлял нарушений банком «Югра» обязательных нормативов».

Впрочем, для ЦБ всё кончилось благополучно: регулятор отправил банальную отписку силовому ведомству.

Примерно то же они исполнили, когда вызвали на беседу зампреда ЦБ Василия Поздышева. Его попросили дать пояснения по поводу «Югры», но чиновник предпочёл отбыть во Францию, гражданином которой является. По возвращении спустя два месяца Поздышев спокойно вернулся к исполнению своих обязанностей. ГП его уже не вызывала.

Между тем, о делах зампреда, заведующего банковским надзором, не говорит только ленивый. О них известно всё, вплоть до суммы возможной ежемесячной дани, положенной за «лоббирование интересов», читай – «оставление банкиров в покое». Схема, применяемая при воздействии на банки, также является достоянием общественности. Тем не менее, Поздышев продолжает демонстрировать свою неуязвимость для правоохранителей.

А ведь он – безусловно яркий, но не единственный пример дельца при исполнении. По сути, каждый высокопоставленный чиновник ЦБ обладает своими секретами в шкафу и не сильно их стесняется.

Так, первый зампред Набиуллиной Дмитрий Тулин славится ангажированностью. Есть информация о его деловых связях с одним из крупнейших коммерческих банков.

В свою очередь, глава департамента банковского надзора Анна Орленко может похвастаться связями несколько иного рода – родственными. Она является двоюродной сестрой жены Поздышева. Стоит ли говорить, что это позволяет парочке «надзирать» за банками с полной для себя выгодой?

Отдельно стоит упомянуть сотрудников Агентства по страхованию вкладов: главу АСВ Юрия Исаева и специалистов, в разное время руководивших временной администрацией «Югры», – Дмитрия Онегина и Галину Алексенцеву. Поскольку АСВ полностью подконтрольно ЦБ, который способен простым большинством голосов в совете директоров агентства продавить любое решение, то и названных людей вполне можно причислить к пехоте регулятора.

Иными словами, ЦБ – не просто государство в государстве. Он – выше этого. Пользуясь действительно уникальным положением в системе власти, регулятор активно вмешивается в отечественную экономику и, как видно, без всякой для неё пользы. Можно констатировать, что Центробанк стал прекрасным инструментом для зарабатывания денег кучкой людей, удачно оказавшихся в нужное время в нужном месте. Вполне возможно, золотовалютные резервы России они тоже считают своим заработком.

А о том, кто, когда и какую управу найдёт на ЦБ и его бенефициаров, в настоящий момент можно только гадать. К сожалению для всех нас.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2017 13:32
Комментарии 4
Наверх