Версия // Власть // Бывшие советские республики объединяются в союз, но Россию к себе не зовут

Бывшие советские республики объединяются в союз, но Россию к себе не зовут

106670

СССР-2, но без нас

Темур Козаев/фото: AP/ТАСС
В разделе

Дошло наконец до руководства бывших республик Союза, что вместе им будет сытнее и проще, чем порознь. Главы Белоруссии и Украины вовсю обсуждают, что может им дать экономическая интеграция – в качестве ориентира избран «Общий рынок», на базе которого некогда соорудили Евросоюз.

Поучаствовать пригласили Грузию, Молдавию и Азербайджан, но чуть позже в новый союз позовут и Казахстан, а возможно, и Туркмению. Реставрация условного СССР, как видим, идёт полным ходом, но отчего-то без нашей страны. Почему не позвали Россию и как вообще получилось, что Москва уступила инициативу?

Крупнейшей геополитической катастрофой XX века назвал президент России Владимир Путин распад СССР. Весь постсоветский период Москва, пусть и неуклюже, зато неуклонно, пыталась сплести воедино рассыпавшиеся колоски с герба великой страны. Союз Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, наконец, Евразийский экономический союз – прожектов было немало, но всякий раз их жизнеспособность на поверку оказывалась сомнительной. В лучшем случае партнёрство выходило сугубо формальным (СНГ, Союзное государство, ЕЭС), в худшем – бесперспективным. Российской империи удавалось быть настолько привлекательной для окраин, что страна прирастала то Закавказьем, то Средней Азией, то Дальним Востоком – у новой России пока так не получается. Зато, кажется, заспорилось дело у наших соседей.

Киев отдаст Мариуполь Минску, чтобы он не достался Донбассу

В конце апреля на Украину приехал президент Белоруссии Александр Лукашенко – отмечать 31-ю годовщину чернобыльской трагедии. Было много клятв в вечной дружбе и в том, что никакая третья сила нипочём не рассорит украинцев и белорусов (намёк поняли?). Вот только о главном журналистам не сказали ни слова. Нет, неспроста Лукашенко заметил, что скоро жители Украины и Белоруссии будут ездить в гости друг к другу на тракторах: Киев и Минск собрались объединить свои экономики в единое целое. И процесс у них идёт полным ходом. На днях украинское правительство завершило разработку комплекса мер, направленных на экономическую интеграцию с белорусами. Куратор проекта – глава германской группы советников премьера Владимира Гройсмана экономист Риккардо Джуччи. Говорят, что примерно полгода назад он провозгласил: «Россия отняла у Украины Донбасс, а мы отнимем у неё Белоруссию и построим новый Советский Союз – только без России!»

Кое-какие подробности украинского «комплекса мер» нашему изданию удалось разузнать. И эти подробности, без преувеличения, сенсационны. У Минска и Киева имеется предварительная договорённость о совместном использовании черноморских и азовских портов – Бердянска, Черноморска (Ильичёвска)и Николаева. Мало того, по словам киевского политолога Руслана Бортника, Минск «готов инвестировать и в остальные украинские порты». Особенно интересуют Лукашенко Одесса и Мариуполь. И вот почему. «В прошлом году через наши порты Белоруссия стала получать иранскую нефть, поступило уже порядка 600 тыс. тонн, – разъясняет эксперт. – Лукашенко, таким образом, получает альтернативный источник нефти для своих перерабатывающих заводов. Для него это крайне важно, поэтому Белоруссия спешит закрепиться в украинских портах и даже рассматривает вопросы покупки или длительной аренды одного или нескольких из них». Уточним: не рассматривает, а рассматривала – до того момента, пока президенты не обсудили возможность их совместного использования. Впрочем, поговаривают, что Мариуполь и Бердянск белорусам могут вообще подарить. И в этом есть определённый резон. Строительство керченского моста, как разъясняют эксперты, неизбежно приведёт к тому, что украинские азовские порты утратят свою значимость. Потери украинской экономики от этого неизбежны. Но если пойти на хитрость – передать эти порты в управление Минску (или, скажем, сдать их в аренду на длительный срок), то Москва что-нибудь предпримет, чтобы не лишить белорусских союзников их доходов. Аналогичный хитрый ход и с Мариуполем. Порт теряет свою привлекательность из-за угрозы его захвата народными республиками. А то, что эта угроза имеет под собой веские основания, подтвердило стремительное продвижение ополченцев к Новоазовску – украинская армия не смогла оказать никакого сопротивления. Раз-два – и ополчение уже в Мариуполе! Не случайно же украинский миллиардер Ринат Ахметов выводит оттуда свои активы. Так вот, если Мариуполь отдать белорусам, то порт таким образом можно спасти от аннексии народными республиками. Определённо ход мудрый.

По теме

СССР-2 без России одобряют китайцы

А вот ещё одна самая свежая новость, которую россияне, может, и не оценят, но для Украины она настоящая бомба. Минск намеревается выкупить у Киева Одесский припортовый завод (ОПЗ) – с личного одобрения Петра Порошенко. Эпопея с его приватизацией растянулась на годы, в итоге ушёл российский инвестор, а новый, заграничный, так и не нашёлся. Как ни зазывало правительство Украины иностранных капиталистов – купите, недорого отдадим! – так никто и не повёлся. Почему? Тут такое дело: произвести аммиак дело нехитрое. Вопрос в том, куда его потом девать. В СССР имелся единственный в стране аммиакопровод (а в мире таких было пять), соединявший ОПЗ с Тольяттинским азотным заводом. Российский преемник этого предприятия, «Тольяттиазот», неоднократно намеревался выкупить у Киева ОПЗ. Не позволили. «Сам не гам, и тебе не дам». А иностранцы наотрез отказывались приобретать ОПЗ без аммиакопровода. Но аммиакопровод-то российский! И как ни пытался Киев втюхать завод хоть кому-нибудь – тщетно. А стоит этот актив по меньшей мере миллиард долларов. И тут Минск предлагает: продайте нам. Мы и с Россией сможем дело уладить. И смогут. Сегодня завод простаивает – три недели назад он полностью свернул производство. Но братья-белорусы помогут спасти и завод, и украинскую экономику в целом.

Следует отметить, что вся эта белорусско-украинская интеграция крайне симпатична Пекину. По всей вероятности, китайцы уже ознакомились с концепцией «назад в СССР» от Риккардо Джуччи и полностью её поддержали. Не случайно в начале июля они (в лице корпорации CRBC «Чайна роуд энд бридж») неожиданно для всех подписали соглашение с Укравтодором о строительстве автодороги, объединяющей три крупнейших украинских порта – Одессу, Николаев и Херсон. Вялотекущие переговоры на эту тему начались ещё при Викторе Ющенко, и ничто, как говорится, не предвещало, что завершатся они в обозримом будущем. Но тут вдруг посредником выступил Минск – и вопрос моментально решился. А теперь белорусов приглашают поучаствовать в проекте финансово – и те соглашаются. Интеграция в действии! Поговаривают, что Пекин таким образом щёлкнул по носу Москву, отомстив ей за потерянную Евпаторию. Несколько лет назад китайцы получили «добро» от Виктора Януковича на строительство в Евпатории самого большого на Чёрном море торгового порта. Правда, китайский проект убивал местную природу, но что там какая-то экология, если на кону миллиардные прибыли? А тут вдруг откуда ни возьмись – «крымская весна»! И китайско-украинские прожекты – коту под хвост. По некоторым подсчётам, китайцы, таким образом, угробили порядка миллиарда долларов, который они вбухали в проектную документацию и взятки украинским чиновникам.

Белоруссия покупает себе Украину за российские деньги

Ещё одно важное направление совместной деятельности – украинская железнодорожная инфраструктура. Состояние её, прямо скажем, неважное. Проще сказать – руины. «Подвижной состав изношен на 90–100%, – признаёт бывший замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава. – А правительство относится к «Укрзализнице», как к дойной корове. Половина парка электровозов – музейные экспонаты, выпускавшиеся в 50–60-е годы. В России от подобного хлама полностью избавились ещё в 90-е годы. Но украинская казна пуста, и реставрировать инфраструктуру не на что. А тут Александр Лукашенко предлагает совместно использовать «Укрзализницу»! Нет денег? Дадим!

Вопрос – откуда, собственно, свободные средства у белорусов? Ещё недавно они плакались на безденежье и просили Москву не мешкать с предоставлением очередных кредитов (на миллиард и на 700 млн долларов). А тут они уже и украинскую железную дорогу грозятся выкупить, и ОПЗ, и азово-черноморские порты! Уж не на наши ли с вами денежки? «Киев прилагает титанические усилия ради того, чтобы переманить на свою сторону Минск, максимально используя его в своём противостоянии с Москвой, – поясняет белорусский политолог Кирилл Аверьянов. – В свою очередь, Александр Лукашенко с радостью подыграет своему парт­нёру Петру Порошенко, если почувствует свою выгоду. Помнится, Виктор Ющенко тоже пытался втянуть Минск в свою политическую орбиту, лоббируя интересы соседей в Европе, а поскольку Лукашенко в последнее время крайне дорожит теми, кто способен замолвить за него словечко на Западе, его дальнейшее сближение с Порошенко не вызывает сомнений. Вплоть до того, что эти двое провозгласят новый союз».

По теме

Странно, конечно, – с какой стати Россия оплачивает весь этот белорусско-украинский банкет? Но ещё более странно, что ни Минск, ни Киев, не особо скрывая свои цели, движутся к интеграции, в которую они собираются втянуть ещё несколько бывших советских республик, а Москва – никакой реакции! Ещё в июне украинское правительство обратилось к молдавским коллегам: присоединяйтесь к нашему экономическому проекту с Белоруссией, и мы вам вернём Приднестровье. Самое примечательное то, что и в Тирасполе тоже заинтересовались перспективами СССР-2.

Того и гляди, приднестровский конфликт завершится вообще без Москвы. Сегодня Киев и Кишинёв связаны больше по военной линии, но молдавское правительство вовсе не прочь подключиться к процессу реинтеграции с бывшими советскими республиками. Главное – чтобы без России. Помимо молдаван украинцы «кадрят» в свой новый альянс и казахов с туркменами, и азербайджанцев. А знаете, кого администрация украинского президента отрядила наводить все эти мосты? Марину Михайленко, возглавляющую департамент внешней политики в администрации Порошенко. Супругу министра иностранных дел Украины Павла Климкина и дочь российского генерала Юрия Михайленко, награждённого медалью за возвращение Крыма. Радеют люди за возрождение Союза, чего там.

Коварство без любви

Ну а что же Москва? Вокруг вовсю кипит строительство нового союзного объединения, которое наша страна, по сути, и оплачивает, – но совершенно без нашего участия. А нам всё равно? По сути, союз Киева с Минском поставил точку в истории с белорусско-российским Союзным государством, полагает директор Центра изучения кризисного общества, заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов. «Это структурное образование окончательно себя изжило, – убеждён эксперт. – Ни единой валюты, ни единой армии, ни единого управления у нас так и не появилось. Лукашенко и его окружение сознательно против реальной интеграции с нашей страной. Но украинско-белорусская смычка может оказаться для Кремля особенно взрывоопасной». Почему? Да потому, что этот новый союз непременно будет антироссийским, считает политолог Сергей Марков. Впрочем, он полагает, что у Москвы ещё есть шанс вмешаться и обрушить возводящуюся конструкцию. Нужно просто перестать сорить перед Минском деньгами. Кредиты? Зачем они вам, если вы на них не свою экономику отстраиваете, а украинскую?

Впрочем, на бурную деятельность, которую развили Киев и Минск, Москва пока смот­рит снисходительно – да и видит ли при этом хоть что-то вообще? Между тем провозгласить совместный курс на новый союз президенты Украины и Белоруссии могут уже в августе (так, во всяком случае, считают члены экспертных групп Джуччи и Михайленко). Экономическое обоснование, во всяком случае, уже сделано (по крайней мере то, что подготовило украинское правительство, готовы ли белорусы, определённо сказать затруднительно. По предварительным данным, на провозглашение нового – антироссийского, давайте это признаем, – союза в белорусскую столицу приедут официальные представители Баку, Астаны и Кишинёва. Можно, конечно, припомнить, что в своё время попытка собрать антироссийский ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) почти с тем же составом участников закончилась полным фиаско. Но тот союз был, по сути, спонтанным, и организовал его Запад, а не сами страны-учредители. И в этом его принципиальное отличие от нового альянса, фундамент которого – экономическая выгода.

Лев Вершинин, политолог:

– Мне очень импонирует Александр Лукашенко. Он, как мне представляется, настоящий государственный лидер, хозяин, радеющий в первую очередь о своём народе. Его отношения с Петром Порошенко – партнёрские, без дураков. Они не старший и младший братья – у них всё на равных. А ещё в 2014 году Лукашенко как минимум дважды спас украинского президента, личным участием предотвратив расширение «русской весны». Эти двое, как говорил герой фильма «ДМБ», могут безбоязненно друг к дружке в бане задом поворачиваться. И заметьте: никто ведь не говорит о политическом союзе, речь идёт пока только об экономическом альянсе Минска и Киева с возможным расширением списка участников по примеру того, что был у стран «Общего рынка». Антироссийская направленность? Помилуйте, её нет и в помине. А вот почему не позвали Москву, я легко объясню: потому, что Москва пока не готова к равноправной – это ключевое определение! – интеграции. Она ведь у нас всегда старшая, а не равная. По этой же причине не срослось и у Союзного государства: российский бизнес готов был схарчить белорусские активы, хапнуть, но не готов был совместно использовать эти активы. И уж тем паче делиться своими. Так что вокруг Москвы новый союз построить пока невозможно. А вот вокруг Минска и Киева – вполне. И мне совершенно понятен интерес Астаны и Баку к этому проекту. Там – равноправное партнёрство, которого Россия никогда никому не предлагает.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.08.2017 13:10
Комментарии 26
Еще на сайте
Наверх