// // Большие страны не могут жить без амбициозных проектов

Большие страны не могут жить без амбициозных проектов

2335

Мегастройки или пенсии?

Большие страны не могут жить без амбициозных проектов. фото: Валерий Матыцин/ТАСС
В разделе

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о намерении начать строительство канала «Стамбул», который станет альтернативой Босфору. Это позволит увеличить транспортный поток между Чёрным и Мраморным морями. Кроме того, реализация проекта «Стамбул» может иметь не только экономические последствия. Международные договоры (в частности, конвенция Монтрё 1936 года) накладывают определённые ограничения на проход через Босфор военных кораблей, которые могут не распространяться на новый канал.

Проект примечателен прежде всего размахом и национальными амбициями современной Турции. Протяжённость канала составит 43 километра, ширина около 400 метров, а глубина – около 25 метров. Обойдётся строительство, по предварительным оценкам, в 10 млрд долларов.

Когда читаешь про такие проекты в других странах, то становится, конечно, завидно. В России давно истосковались по масштабным стройкам. У нас принято скорее ругать так называемые мегапроекты: мол, лучше бы построили побольше школ, больниц и повысили пенсии. Однако экономика больших стран, стремящихся играть самостоятельную роль в современном мире, увы, не может сводиться только к тому, чтобы выплачивать пенсии или иным способом проедать национальное достояние. В конце концов, большие проекты – это создание задела для экономических рывков в будущем. Например, советская индустриализация 30-х годов во многом базировалась на железнодорожной инфраструктуре, созданной в годы правления императора Александра III.

Кстати, можно вспомнить, как вся страна недавно радовалась тому, что мы достроили Крымский мост. Если не считать ещё проведения Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу, то, пожалуй, за всё постсоветское время у нас не было подобных амбициозных строек. При этом ни у кого нет никаких сомнений, что Крымский мост приведёт к существенному улучшению экономического положения на полуострове. То есть это не просто «символическое сооружение» во славу национальной гордости.

Однако в целом сегодня можно говорить, что российская экономика не блещет подобными масштабными свершениями. До сих пор не закончено строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. Имеющееся и называемое скоростным железнодорожное сообщение между двумя столицами по современным меркам скоростным считаться уже не может при скорости движения около 200 километров в час (а большую часть пути – заметно меньше). К примеру, между Пекином и Шанхаем поезда носятся со скоростью 350 километров в час. Китай вообще активно занимается масштабными проектами как у себя в стране, так и за её пределами. За год в КНР строится более 5 тыс. километров скоростных автомобильных дорог. Несколько лет назад был достроен Циндаоский мост – самый длинный в мире мост через водные пространства. Его длина – почти 42,5 километра (обошёлся он, кстати, намного дешевле Крымского моста). В прошлом году был сдан мост Макао – Чжухай – Гонконг, который связал три города, расположенных в дельте реки Чжуцзян (Жемчужная), создав тем самым единый огромный мегаполис с населением 42 млн человек. Из других впечатляющих китайских инфраструктурных свершений можно упомянуть проект поворота рек по-китайски: 1,3 млрд кубометров воды будет переброшено из реки Янцзы в северные более сухие регионы страны. Стоимость проекта приближается к 100 млрд долларов. Китай также начал осуществлять амбициозный проект транспортного коридора «Новый Шёлковый путь», который свяжет Китай с Европой.

Да и сама Европа ещё не разучилась совершать масштабные стройки, которые меняют инфраструктурный ландшафт континента. К примеру, два года назад был наконец (17 лет строили) сдан в эксплуатацию Готардский тоннель в Швейцарии длиной 57,1 километра. Он на сегодня является самым длинным и глубоким железнодорожным тоннелем в мире. К 2020 году будет завершён крупнейший на континенте строительный проект – Crossrail, который предусматривает самую масштабную модернизацию Лондонского метро за всё время его существования. Пророют сразу 10 новых линий.

Ну и ещё о каналах: недавно проведена модернизация Панамского канала, утроившая его пропускную способность. Кстати, в России некоторые специалисты предлагают прорыть параллельный Панамскому канал – через дружественную нам Никарагуа. В случае осуществления такого плана новый канал не только станет со временем экономически эффективным, но и укрепит геополитические позиции России на американском континенте. Слабо?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.09.2018 14:03
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх