Версия // Москва // БКЛ стала основой развития подземки на годы вперёд

БКЛ стала основой развития подземки на годы вперёд

3041

Кольцо возможностей

БКЛ стала основой развития подземки на годы вперёд
(фото: Михаил Метцель/ТАСС, mos.ru)
В разделе

На прошлой неделе в Москве полностью открыли Большую кольцевую линию (БКЛ). Старт движению поездов дали президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Грандиозный проект, о создании которого мечтали не одно десятилетие, стал реальностью.

«Большая кольцевая линия значительно улучшит работу Московского метро, а вместе с ней и всей транспортной системы Москвы, – отметил Сергей Собянин. – Десятки более коротких и удобных маршрутов, десятки миллионов сэкономленных часов, больше комфорта для миллионов пассажиров и возможности для развития подземки на долгие годы вперёд – вот что значит для Москвы наше новое Большое кольцо».

Второе столичное кольцо – настоящий мировой чемпион: это крупнейший проект в области метростроения и самая протяжённая кольцевая линия в мире.

БКЛ – это 70 километров путей, 31 станция и 3 электродепо. Протяжённость прежнего мирового рекордсмена – второй кольцевой линии пекинского метро – всего 57 километров. Но самое главное – БКЛ фактически совершила революцию во всей системе общественного транспорта столицы. Экономия времени на многих маршрутах отныне составляет 35–45 минут. БКЛ улучшила транспортное обслуживание более 15 млн жителей Московской агломерации, разгрузила Кольцевую линию и радиальные направления, снизила нагрузку на МЦК и московские диаметры.

На новом кольце курсируют современные поезда «Москва-2020», уже знакомые пассажирам Кольцевой линии. Эти современные составы имеют максимально широкие двери. Возле каждого сиденья находится USB-зарядка, вагоны оснащены большими информационными дисплеями, а также системами обеззараживания воздуха.

На БКЛ поддерживаются привычные для пассажиров столичной подземки короткие интервалы движения.

Мечты сбываются

Идея создания второй кольцевой линии метро появилась ещё в середине прошлого века, сразу после завершения строительства старой Кольцевой.

Самый первый проект появился ещё в 50-е годы. Он предполагал строительство полукольца на юге и юго-востоке города на расстоянии 2–4 станций от Кольцевой линии. Но в итоге идея была отложена в долгий ящик.

Вновь о втором кольце вспомнили только в начале 70-х. На бумаге вторая кольцевая линия появилась в 1971 году – в новом Генплане. Кстати, проект даже начали реализовывать и построили несколько станций – они составляли ныне упразднённую Каховскую линию метро (вошла в состав БКЛ. – Ред.). В рамках этого проекта также были возведены станции «Кузьминки», «Октябрьское Поле», «Проспект Вернадского». Но в итоге никакого второго кольца не получилось и было принято решение развивать радиальные линии.

В 2006 году проект Большого кольца появился в очередной раз и, как это уже не раз случалось, снова был положен под сукно. Наконец в 2014 году мэр Москвы Сергей Собянин полностью утвердил строительство БКЛ в том виде, какой мы знаем её сегодня.

Метрорекорды

Новое метрокольцо – очень сложное инженерное сооружение. Достаточно сказать, что при проходке тоннелей экипажам тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) пришлось работать и под плотной жилой застройкой, и под объектами культурного наследия, и в непосредственной близости от действующих участков метрополитена.

Несколько тоннелей БКЛ построены под крупными столичными водоёмами. Самый длинный подводный тоннель находится на восточном участке между станциями «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон» и «Печатники». Общая длина подводных тоннелей составляет 1,7 километра в однопутном исчислении.

По теме

Всего на строительстве нового кольца работало 33 ТПМК. В 2020 году метростроителям удалось установить рекорд, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса, – в одно время на строительстве столичной подземки работало сразу 23 тоннелепроходческих комплекса. Причём большая часть из них была занята возведением БКЛ.

Ещё один рекорд был поставлен на строительстве перегона «Терехово» – «Кунцевская». Экипажу 10-метрового ТПМК «Лилия» удалось возвести 500 погонных метров за месяц. И это при том, что средняя скорость ТПМК составляет всего 15–20 метров в сутки.

Администрировать работу такого объекта – задача не из простых. Координация работы всех тоннелепроходческих экипажей осуществлялась из специального Центра управления проходкой. В режиме реального времени туда поступала вся информация о сооружении тоннелей, что позволяло корректировать действия экипажей. Кстати, созданный специально под строительство БКЛ Центр управления проходкой отныне стал частью столичной подземки и успешно продолжает функционировать на строительстве новых радиальных линий.

Особо стоит сказать о станциях БКЛ. Каждая из них отличается уникальным дизайном. Именно при реализации проекта по строительству нового кольца в Москве по инициативе мэра Сергея Собянина в 2014 году возродили традицию проведения конкурсов по выбору дизайна для станций метро.

Одной из самых необычных станций «второго сердца столицы» стала «Марьина Роща». Построенная горным способом на глубине около 70 метров, она является самой глубокой на кольце. Здесь самые длинные во всей нашей подземке эскалаторы – 130 метров.

Едем быстрее!

Благодаря БКЛ время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5,5 раза (с 17 до 3 минут).

  • от «Варшавской» до аэропорта Внуково – в 2 раза (с 80 до 40 минут).
  • от «Авиамоторной» до «ЦСКА» – в 2 раза (с 48 до 22 минут).
  • от «Каширской» до «Университета» – в 1,5 раза (с 45 до 26 минут).

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.03.2023 12:14
Комментарии 0
Наверх