Версия // Общество // Арктический ледокол «Капитан Белоусов» проводит торговые суда во льдах Азовского моря

Арктический ледокол «Капитан Белоусов» проводит торговые суда во льдах Азовского моря

6380

Особенности судоходства в Черном море


Фото: wikipedia/Державна прикордонна служба України
В разделе

Многие читатели думают, что Чёрное и Азовское моря – это пляжи с теплой, чистой и прозрачной водой. Зимой, конечно, купального сезона нет, но погода вполне позволяет гулять по песчаным берегам Крыма и Азовского моря, не говоря уже о курортах Краснодарского края. Всё это правда. Но есть и другое Чёрное море, зимнее.

Немногие знают, что Россия имеет группировку ледоколов класса «река-море» в Ростове-на-Дону для бесперебойной работы портов Азовского моря в зимний период. Азовское море замерзает, и порой ледоколы с большим трудом выводят сухогрузы и танкеры из ледового плена. На Азовском море есть и украинские порты Мариуполь и Бердянск, в которых Украина должна обеспечивать навигацию в зимний период. А ещё порт Одесса, единственный порт на Чёрном море, который полностью покрывается льдом в зимний период. В этой статье мы расскажем о российском ледокольном флоте и украинском ледоколе в Чёрном море, а также о Молдавии, как морской черноморской державе.

Ледоколы Чёрного и Азовского морей

В Российской империи история южных ледоколов началась с ледорезного буксира «Фанагория». До 1917 года ледоколы в этом регионе назывались «Ледоколы Донских гирл». Затем было построено еще несколько ледокольных буксиров. «Фанагория» оказалась долгожителем и была списана только в середине 60-х годов ХХ века, прослужив более 60 лет. Мы пропустим этот период. В 50-е годы для рек Советского Союза построили 12 речных линейных ледоколов проекта 16. Сегодня часть ледоколов этого типа списана, но оставшаяся продолжает работать. Два из них обеспечивают зимнюю навигацию в низовьях Дона и на Азовском море. В середине 80-х годов по заказу СССР в Финляндии были еще построены речные линейные ледоколы класса «река-море» проектов 1191 (тип «Капитан Евдокимов» - 8 единиц) и 1105 (тип «Капитан Чечкин» - 6 единиц). Зимой 2020 – 2021 годов российская группировка ледоколов Азовского моря и низовьев Дона состояла из шести ледоколов. Три ледокола проекта 1191 («Капитан Демидов», «Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов»), один ледокол проекта 16 «Капитан Харчиков» и буксир ледового класса «Фанагория» (проект Р-47 тип «Портовый») базируются в порту Ростов-на-Дону. Ледокол проекта 16 «Кама» базируется и приписан к порту Таганрог.

Украина имеет в Чёрном и Азовском морях только один ледокол с очень интересной судьбой - «Капитан Белоусов». Второй ледокол «Афанасий Никитин» проекта 97А, который базировался в порту Одесса, был продан на металлолом при развале Черноморского морского пароходства.

Вот история этого замечательного единственного ледокола, принадлежащего теперь Украине. В 50-х годах ХХ века СССР столкнулся с проблемой замены линейных арктических ледоколов. У старых ледоколов заканчивался срок службы, нужно было строить новые. Все линейные ледоколы СССР были с паровыми машинами и работали на угле. В 30-е годы такое решение было оправданным, в 50-е – тормозило развитие Арктики. Часть старых ледоколов перевели на жидкое топливо, но это не было решением проблемы. В СССР был только один проект линейного дизель-электрического ледокола конца 30-х годов, но он уже устарел. Решили обратиться за помощью к Финляндии. Дело в том, что финны построили удачный ледокол “Voima”. Вот его и решили использовать как прототип будущей серии советских ледоколов. На верфи в Хельсинки были построены три ледокола – «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов». Ледоколы были названы в честь знаменитых полярных капитанов. Суда были переданы заказчику в 1954, 1955 и 1956 годах соответственно. Водоизмещение ледоколов было 5 400 тонн, мощность 10 500 л.с. Особенностью этих ледоколов была так называемая «американская схема», когда ледокол имел два винта в корме и два в носу. Носовые винты предназначался для размыва льда. Иногда такие ледоколы называются «ледоколами балтийского типа». Дело в том, что по такой схеме строились ледоколы в Финляндии, Швеции и Германии. Советским ледокольщикам предстояло установить, как такая схема поведет себя в Арктике. Первую навигацию «Капитан Белоусов» отработал в Арктике весьма успешно – осуществлял проводку транспортных судов и спас полярников, разбившихся на вертолете у Земли Георга.

По теме

1957 год расставил всё по своим местам. В тот год в Арктике была очень трудная ледовая обстановка. Тяжелые паковые льды погнули вал и обломили лопасти одного из гребных носовых винтов. Тем не менее, ледокол отработал всю навигацию без одного носового винта. После получения приказа о возвращении в Мурманск ледокол стал выходить из зоны льдов. Но тот год был настолько тяжелым в ледовом отношении, что три ледокола – «Капитан Белоусов», однотипный с ним «Капитан Мелехов» и ледокол «Сибиряков» не смогли пробиться на запад и оказались в ледовом плену. Им предстояла зимовка в Арктике. Часть экипажей трех ледоколов эвакуировали самолетами. На судах остались добровольцы. В 1958 году ледокол вернулся в Мурманск. В Арктике «Капитан Белоусов» работал до 1975 года. К тому времени в состав советского флота вошли новые линейные дизель-электрические ледоколы финской постройки типов «Москва», «Ермак» и «Капитан Хлебников». Это были классические арктические ледоколы без носовых винтов, способные работать в самых сложных ледовых условиях. Кроме этого, в СССР стали строить атомные ледоколы. Было принято решение о том, что ледоколы с носовыми винтами нужно перевести в более легкие, с точки зрения ледовой обстановки, моря. «Капитан Белоусов» поменял порт приписки – из Мурманска он перешел в порт Жданов – с 1989 года городу возвращено историческое название Мариуполь.

Мариупольский морской торговый порт, 2006 год (фото: wikipedia/Артёмка)
Мариупольский морской торговый порт, 2006 год (фото: wikipedia/Артёмка)

Начался азовский период жизни ледокола. Перевод на Азовское море спас ледокол. Однотипные «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов» были списаны и разобраны на металл. Именно в Азовском море идеально заработала «американская схема». Два носовых и два кормовых винта не только помогали ледоколу преодолевать азовские льды, но и делали его маневренным судном. Украине ледокол оказался необходим, так как без него зимой останавливались порты Мариуполь и Бердянск. Сегодня за «Капитаном Белоусовым» тщательно следят. В 2009 году на ледоколе заменили все главные двигатели. В этом году «Капитану Белоусову» исполнится 67 лет, но так как замены ему нет и не предвидится, ветеран продолжает свою работу в Азовском море. Что интересно, захлестнувшая Украину волна борьбы с советским наследием обошла старый ледокол, и «Капитана Белоусова» не переименовали. В 2004 году национальный банк Украины выпустил в обращение монету номиналом в 5 гривен с изображением «Капитана Белоусова», ведь в определенном смысле ледокол стал судном стратегического значения для Украины.

Молдова – морская держава или морской порт без морского побережья

В своё время ООН приняла решение о праве стран, не имеющих выход к морю, иметь свой торговый и рыбопромысловый флот. С одной стороны, решение справедливое, но с другой – приводящее иногда к неожиданным последствиям. Так, морские пограничники береговой охраны России на Тихом океане давно борются с браконьерами, осуществляющими незаконный лов рыбы и морепродуктов на кораблях под флагом Монголии с портом приписки Улан-Батор! Под флагом этой степной страны ходят около 400 судов. Ей не нужен торговый флот. Монголия зарабатывает, предоставляя «удобный флаг». Если же сухопутная страна действительно хочет иметь свой торговый флот, то она договаривается с каким-либо торговым портом и арендует несколько причалов под свои торговые суда.

После выхода из состава СССР Молдавия озаботилась проблемой своего торгового флота. Выхода к морю у нее нет, но проблему базирования молдаване решили иначе. В том месте, где сходятся границы Молдовы, Украины и Румынии, на месте слияния рек Прут и Дунай, расположено молдавское село Джурджулешты. После заключения соглашения Молдовы с Украиной последняя передала Молдове 480 метров берега Дуная недалеко от впадения в него реки Прут. Взамен Молдова передала Украине участок автодороги у села Паланка Штефан-Водского района.

По теме

На этом 480-метровом участке был построен многопрофильный международный порт Джурджулешты. Порт имеет статус свободной экономической зоны. В нём есть нефтеналивной терминал, пассажирский порт, район переработки контейнеров и генеральных грузов. Площадь порта (то есть территории, которая передала Украина) – 120 га. Порт принимает речные и морские суда, способные пройти по низовью Дуная. В порту есть свои буксиры и лоцманские катера. Построена железнодорожная ветка, правда, сейчас она повреждена и не эксплуатируется. Суда из порта выходят в Чёрное море по украинскому подходному каналу, а не через румынский рукав Сулинского устья, как было бы проще и быстрее. Первоначально открыли даже пассажирскую линию Джурджулешты – Стамбул, на которой работал пассажирский автомобильный паром «Princessa Elena». Но линия проработала всего два года. Её закрыли из-за убыточности.

Флот республики Молдова стал стремительно расти. Фактически, страна просто предоставляла «удобный флаг» - регистрация под молдавский флаг и приписка к порту Джурджулешты стоят не так дорого. Все это привело к тому, что уже в 2018 году под молдавским флагом, с припиской к порту Джурджулешты ходило уже 170 гражданских судов различных типов и классов. Акватория порта стала отправной точкой при перегоне украинских пассажирских лайнеров в Россию. Об этом смотри статью «Украина продала свой последний круизный лайнер».

Международный морской порт Джурджулешты (фото: wikipedia/Spiridon Ion Cepleanu)
Международный морской порт Джурджулешты (фото: wikipedia/Spiridon Ion Cepleanu)

Поскольку требования к безопасности мореплавания в порту предъявлялись невысокие, корабли под флагом Молдовы стали регулярно попадать в сводки морских происшествий. В 2012 году грянул международный скандал. Дело в том, что Иран зарегистрировал 12 своих торговых судов под флагом Молдовы. Вероятно, это было сделано для обхода европейских и американских санкций. После того, как все раскрылось, правительству Молдовы пришлось срочно аннулировать регистрацию под свой флаг для всех 12 судов. Кораблями под флагом Молдовы стали активно пользоваться всевозможные контрабандисты. Так, в 2018 году испанская полиция задержала два судна под флагом Молдовы. На одном из них было 1,4 тонны кокаина, на другом – 10 тонн. В следующем, 2019 году, было задержано судно, перевозящее противотанковые и зенитные ракеты в Ливию. Напомним, что ООН ввел эмбарго на поставку в эту страну оружия. В том же году случилось еще одно происшествие с судном под молдавским флагом - старым советским танкером-бункеровщиком болгарской постройки проекта 585. Первоначально он назывался «Пялица» и входил в состав Черноморского морского пароходства. После его развала, бункеровщик «пошел по рукам», и, в конечном итоге, стал ходить под молдавским флагом. По данным украинских СМИ, занимался контрабандной бункеровкой торговых судов в районе Одессы. Бункеровщик под названием «Delfi» под флагом Молдовы был выброшен сильным штормом на берег у одесского пляжа Дельфин. Собственник судна найден не был.

Самый громкий во всех смыслах случай, связанный с судном под молдавским флагом, произошел в 2020 году. Хотя, надо признать, вины моряков и судовладельцев в этом нет. В 2013 году в порту Бейрута был конфискован груз аммиачной селитры, перевозившийся судном «Rhosus» под флагом Молдовы. Груз пролежал на складе порта 7 лет, пока из-за производившихся на складе сварочных работ не произошел сильнейший взрыв, уничтоживший половину порта и все припортовые кварталы Бейрута. Власти Молдовы ужесточили требования по регистрации, что привело к некоторому сокращению судов под флагом страны. На 2020 год флаг Молдовы несут 138 судов. Почти все они принадлежат иностранным компаниям.

Заключение

Линейный ледокол, работавший в Арктике, а сегодня так жизненно необходимый Украине; торговый флот у страны, не имеющей выхода к морю, в котором практически нет судов, принадлежащих судоходным компаниям страны – это все реалии, а порой и гримасы сегодняшнего дня торгового судоходства в Чёрном море. О других его особенностях мы расскажем в следующих статьях.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.08.2021 09:47
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх