В начале 2025 года российская промышленность столкнулась с серьезными трудностями, которые могут привести к массовым банкротствам предприятий. Согласно данным, более 20% компаний в обрабатывающей промышленности находятся в зоне риска из-за низкого соотношения прибыли к процентным платежам. Особенно тяжелая ситуация наблюдается в транспортном машиностроении, где финансовые проблемы достигли критического уровня.
Газета «Ведомости», ссылаясь на анализ Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), сообщает о значительном ухудшении положения дел в промышленном секторе. Рост процентных ставок по кредитам в 2024 году привел к увеличению доли компаний, находящихся на грани банкротства. Если ранее такие предприятия составляли 5,8% от общей выручки реального сектора, то к концу года этот показатель вырос до 12,6%. Это означает, что почти каждая девятая компания может потребовать государственной поддержки для погашения долгов, если текущая тенденция сохранится.
Среди отраслей, наиболее подверженных рискам, эксперты выделяют телекоммуникации, воздушный и наземный транспорт, железнодорожное машиностроение, судо- и авиастроение, строительство, лесное хозяйство и лесозаготовки, складскую логистику, а также услуги, связанные с добычей полезных ископаемых. По прогнозам, волна банкротств может начаться уже во втором квартале 2025 года, учитывая временные лаги в экономических процессах.
ЦМАКП отмечает, что промышленность в целом находится в состоянии стагнации с середины 2024 года, что негативно сказалось на финансовом состоянии многих компаний даже без учета роста процентных ставок. Если исключить из анализа сектора, связанные с оборонно-промышленным комплексом, стагнация продолжается уже около полутора лет.
Как указывают эксперты, резкое повышение ставок по кредитам стало неожиданностью для большинства участников рынка. В связи с этим руководство компаний нельзя винить в том, что они не смогли предотвратить возможный крах своих предприятий. Внешние аналитики также указывают на то, что стоимость корпоративных кредитов в России растет быстрее, чем цены на товары и услуги. Это делает невозможным компенсацию дополнительных расходов за счет повышения конечной стоимости продукции.
Особенно уязвимыми оказываются предприятия из сферы машиностроения, не связанные с ОПК, поскольку они вынуждены брать кредиты под крайне высокие проценты. В то же время эксперты не ожидают серьезных проблем у государственных компаний, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны властей.