Вспоминаем 30-летие альбома «Nevermind» и знаменитой песни «Smells Like Teen Spirit» нервных Nirvana

Пекло Нирваны

Наше исследование ключевых дисков разных лет и различных артистов продолжается. Ибо цепкие лапки «ковидушки» продолжают свою деструктивную работу по уничтожению некоторых ключевых сегментов шоу-бизнеса, ибо масштабных «живых» концертов артистов как не было, так и не предвидится уже более года во всем мире! Мимо нашего внимания никак не мог проскользнуть альбом 1991-го года выпуска «Nevermind» от любимой миллионами людей команды Nirvana, празднующий свой 30-летний юбилей.

Но прежде чем приступить к «препарированию» заявленной темы, мне кажется, что стоит немного вспомнить музыкальную атмосферу, присущую концу восьмидесятых и началу девяностых годов ХХ века. К тому времени поп- и рок-музыка (не говоря о джазе) разделились на еще более замысловатые категории, став весьма высокотехнологичным продуктом с внушительным списком сопутствующих товаров (диски, винил, мерчендайзинг и пр.). Отлично себя чувствовали как монстры стадионного рока, так и легионы танцевальных девичьих и мальчишеских групп-клонов, ловко транслирующих бесконечную звуковую жвачку. Поднимали свои «головки» и так называемые World music и World fusion с ярко выраженными музыкальными Этническими элементами. Внешне все выглядело прекрасно. Мировой музыкальный рынок был поделен между мейджорами (на некоторых возмутителей спокойствия в виде ряда независимых фирм грамзаписи можно почти не обращать внимание). Не торопясь и вдумчиво «стрижется» бабло, в очередной раз втюхиваются потребителям компиляции из сотни раз окупивших себя, апробированных хитов, «эффективные» менеджеры «контролируют процессы»…

Такая идиллия продолжалась бы бесконечно, пока, как в анекдоте, не пришел «Лесник», который явил музыкальному миру свое непричесанное, всем недовольное, «вскормленное» всякими отвязными панкерами и металюгами «мурло» и не придал ускорения звуковому социуму в виде гранджевого «пинка». Интересно, что предпосылки к появлению такого «Лесника» закладывались еще второй волной панка середины-конца 1970-х и в течение 1980-х годов, приведя в их конце к созданию термина «альтернативная» музыка. «Альтернативная чему?» – спросит вдумчивый читатель и будет отчасти прав! Хороший вопрос. Об исследовании этого феномена надо писать отдельно, но правильным, на мой взгляд, будет постановка вопроса – не «чему?», а «зачем?».

Видео не может быть загружено.

Фото Sex Pistols в хард-рок кафе (Фото – автора)

Поясню. Развитие музыки, несмотря на внешний застой, не стояло на месте. Если вкратце, дело обстояло так, что возникновение большого количества замысловатых музыкальных категорий и поджанров потребовало нового определения (не в последнюю очередь для торговли в музыкальных магазинах и удобства покупателей, так как интернета тогда не было и в помине). Тогда под определение «альтернативная» музыка попало многое из жанров, выходивших за рамки тогдашнего звукового мейнстрима. К примеру, электронные стили, вроде Индастриала, Синти-Попа или Этериала, запредельные по накалу страстей Дэт и Ню-метал, отчаянный Хардкор, супертехничные Нойз, Прогрессив и так далее. То есть, как понимает читатель, стилистический диапазон таких артистов очень широк. В связи с чем говорить об их единой «альтернативной» философии и идеологии здесь вряд ли уместно, так как она будет у каждого направления своя.

Но некоторые объединяющие «альтернативную» музыку смыслы, конечно, имеются. Речь идет о возникновении энергичной волны «рассерженных» молодых гитарных групп, которым надоело сложившееся печальное положение в музыкальной индустрии. Прилив этой «волны» мощно «ударил» по музыкальным мировым берегам, на время выведя из игры других участников шоу. «Волна» зародилась в американском городе Сиэттл, откуда пошла по стране. Свое внимание к свежим гитарным тенденциям проявили формации: Dinosaur Jr., Meat Puppets, Husker Du, Stone Temple Pilots, Tad и др. Показать свое понимание настоящей гитарной музыки решили также в английском Манчестере и шире, где тему интереса к гитарному року и панку 1960-х и 1970-х годов подняли Oasis, Blur, Suede и др.

Видео не может быть загружено.

В число таких хмурых сиэттлских гранджеров попала и ничем поначалу не примечательная команда Nirvana (чье название даже не было полностью оригинальным, так как у них имелись одноименные предшественники из 1960-х годов, игравшие «гараж»). Любопытно, что истоки стиля «Грандж» – от англ. «Grunge» (по одной из версий) исходят из термина «грязный», применявшегося в музыке еще в стилистике «гаража» в 1960-х годах. Считается, что пионером использования термина «грандж» в применении к сиэттлскому саунду стал Марк Арм – бывший вокалист команды Green River и лидер более известных впоследствии Mudhoney. Таким образом он характеризовал свою музыку в письме в один из фэнзинов.

Mudhoney (Фото: commons.wikimedia/Rm wa vu)

В дальнейшем термин «грандж» активно использовал другой популяризатор жанра – создатель сиэттлского музыкального лейбла «Sub Pop» (орг. в 1986 году) Брюс Пэвитт, прославившийся тем, что одним из первых разглядел надвигающуюся «волну» и выпустил дебютники будущих корифеев жанра в лице Nirvana, Mudhoney, Pearl Jam. Одним из первых выпущенных гранджевых сборников (где засветились еще одни из гранджевых «светил» Soundgarden и Melvins) считается «Deep Six», также вышедший в 1986 году.

Видео не может быть загружено.

Далее, как мне кажется, не помешает немного конкретики, чтобы понять музыкальные составляющие стиля. Критики сходятся во мнениях, что на становление гранджа как музыкального стиля повлияли мастодонты хард-рока, вроде Black Sabbath, родоначальники забористого хэви-метала, как Iron Maiden, изощренный пост-панк The Birthday Party Ника Кейва, хардкорный жесткач Dead Kennedys Джелло Биафры, изыскания прото-альтернативщиков Pixies (любимцев, по собственному признанию, Курта Кобейна) и Sonic Youth.

Pixies (Фото: commons.wikimedia/GothEric)

Такой подход видится в целом корректным. Так как металл привнес в грандж тягучие замедления с последующей резкой сменой и убыстрением ритма, диссонансные гармонии (смены тихих фрагментов на громкие и наоборот), депрессивные тексты. Панк, пост-панк, хардкор, нойз и альтернатива сполна добавили гитарных примочек в виде фузза и овердрайва, не говоря о сверхперегруженном гитарном саунде, резком вокалировании и не менее «веселой», подчас кажущейся бессвязной, но очень впечатляющей лирике. О каком-то специфическом сценическом имидже гранджеров речи не шло (в пику расфуфыренным глэм хайр-метал командам 1980-х с их навороченными причесонами и прикольными тигровыми лосинами). В ходу были кеды, рубашки в крупную клетку, которые носили лесорубы и дальнобойщики, футболки не первой свежести с музыкальными принтами и без оных, драные джинсы, вязаные шерстяные свитера (под горло), косухи. Картинку дополняли нечесаные патлы, двухнедельная щетина и измученный «нарзаном» взгляд, иногда прикрываемый круглыми (а-ля Леннон) темными очками. Девушки предпочитали носить короткие платьица, красиво дополняемые мощными гриндерсами или теми же кедами. Допускались тату и пирсинг.

Видео не может быть загружено.

Что ж, у Soundgarden, Alice In Chains и Screaming Trees контракты на выпуск альбомов были подписаны с мейджор-лейблами (вроде «A&M Records) еще в 1989 году. Кстати, у Nirvana в 1989 году также вышла отличная пластинка «Bleach». Но, видимо, так сложились звезды, что именно 1991 год получился прорывным для гранджа, а исследуемый нами, празднующий в 2021 году свой 30-летний юбилей альбом «Nevermind» (1991) стал каноническим в этом стиле. Его знаменитая композиция «Smells Like Teen Spirit» вышла ранее альбома (в мае 1991 года) и благодаря мощной раскрутке и своей (не побоюсь этого слова) гениальности очень способствовала поднятию интереса к диску в целом.

Крист Новоселич (Фото: commons.wikimedia/Joe Mabel)

Сам альбом писался в течение мая-июня 1991 года в Калифорнии. Курт Кобейн выступил основным автором как музыки, так и песен пластинки. Соответственно, при ее создании роли распределились следующим образом: Курт Кобейн – ведущий вокал, гитара, бэк-вокал, фотографии; Крист Новоселич сыграл на бас-гитаре, спел на вокале (вступление к «Territorial Pissings»); Дэйв Грол сыграл на барабанах и подпел на бэк-вокале. Дополнительно были приглашены: Чэд Ченнинг (был не указан) озвучил на тарелки в «Polly» и Кирк Кеннинг, сыгравший на виолончели в «Something in the Way».

Дэйв Грол (Фото: commons.wikimedia/Andreas Lawen, Fotandi)

В качестве продюсера и звукоинженера был приглашен Бутч Виг, позднее приложивший руку к формированию знаменитых Garbage. Энди Уоллес, Крейг Дубет и Джефф Шихан делали микширование и помогали Вигу. Мастеринг лег на плечи Хоуи Вейнберга. Роберт Фишер (на основе пожеланий Курта) сделал запоминающееся и ироничное оформление обложки, включая дизайн и общее оформление диска. Майкл Лавин предоставил фотографии. Кирк Веддл сфотографировал непосредственно обложку альбома с младенцем, в роли которого выступил Спенсер Элден.

Бутч Виг (Фото: commons.wikimedia/Holywood56)

Видео не может быть загружено.

Пластинка стартует с «Smells Like Teen Spirit», где авторами выступили Курт Кобейн, Крист Новоселич и Дэйв Грол. Буквально в затылок ей «дышат» «In Bloom» и честная до дрожи «Come as You Are». Далее Кобейн решил вспомнить про потомство «Breed», редкоземельный металл литий «Lithium» и «Polly». После пометили территорию в «Territorial Pissings» и приступили к сложным психологическим процедурам «Drain You». Акт на диване пришелся как нельзя кстати в «Lounge Act», после чего опустошенный Курт советует всем держаться от него подальше в «Stay Away». Впрочем, настроения меняются, и на смену разочарованиям приходит блаженство стояния на равнинной плоскости «On a Plain». Но что-то все равно стоит на пути в «Something in the Way», финишируя буддистско -экзистенциальный подход к мировосприятию в скрытом «Бесконечно-безымянном» треке «Endless, Nameless» (на 6:44), где вся троица (Кобейн, Новоселич и Грол) вновь показывает себя во всей красе.

Очевидно, что общий депрессивный настрой пластинки наиболее ярко выражает и поддерживает заглавный крышесносный трек «Smells Like Teen Spirit» (оригинальный, при всей похожести его риффа на рифф из припева композиции «More Than a Feeling» команды Boston, чего не отрицал и сам Кобейн). Остановимся на песне подробнее. Ибо далее перед слушателем разворачивается ее главный фокус, имеющий «подростковый запах» и состоящий в гипнотизирующем, напоминающем пение буддийских мантр (вот где спрятана нирвана – авт.!) хоре. По словам Пола Роланда (автора великолепного исследования «Рок и Поп»), «Smells Like Teen Spirit» был похож для неискушенного поклонника рок-музыки на откровение». Упомянутый выше хор был «втиснут» между «стеной тяжелого гитарного звука, искаженного с помощью примочки «fuzz» до получения рваного, сыпучего» и очень настойчивого саунда. «Только этого мало» (как пелось в одной песне)! Хриплый, «простуженный» вокал Кобейна пытается излить свою тоску и разочарование, донести отчуждение, истошно вопя: «Развлекайте нас!!» (англ. «Entertain us!!»), что сопровождается широким, вольным басом Новоселича и оглушающими барабанами Грола.

«В отличие от обычных песен рока, – продолжает Пол Роланд. – «Smells Like Teen Spirit» не строится и не ждет на риффе, а «подается» методом «ножниц и пасты» – зрительного ряда панка со всеми средствами трэш-интродукций, обрушиваясь на зрителя следом за вокалом с поддержкой баса, барабанов и активной фланговой гитарой. Утробный повторяющийся крик («Hello, hello,hello») приводит в ярость водоворотный, мчащийся звук гитар, которые «брыкаются» подобно диким лошадям. Затем все адские взрывы утихают, и Кобейн завершает свои вокальные рулады, передавая тему хору».

Видео не может быть загружено.

Потом у Nirvana вышел лишь один номерной студийной альбом «In Utero» (1993). Впоследствии, особенно после трагической гибели (или убийства) Курта Кобейна (он ушел на пике популярности, в возрасте 27 лет 5 апреля 1994 года), альбом «Nevermind», да и сам грандж подверглись нападкам. Пошли гнилые разговорчики о «сфабрикованности» стиля, вылезли грязные сплетни и слухи. Они, как водится, доставили массу удовольствия любителям покопаться в грязном белье и разномастным таблоидам. Непонятно откуда взявшиеся «специалисты» легко и борзо стали рассуждать о «революционности» гранджа, смачно копаться в подростковой неустроенности, делать «глубокие» выводы о психологии «Поколения Х» и прочие мутные обобщения.

Понятно, что личное дело каждого человека – как воспринимать явление гранджа и его кумиров. Главным остается одно: Курт Кобейн смог сделать мало кому доступную вещь – он не только проторил дорогу молодым альтернативным группам (среди которых будут, к примеру, такие звезды, как Green Day или Smashing Pumpkins), но зажег ответный «огонь» (как Джим Моррисон (с его «Light My Fire»), Джими Хендрикс, Джон Леннон, Дженис Джоплин) в сердцах тех, кто опасался, что рок-музыка окончательно превратилась в ширпотреб, штампуемый на конвейере. В некоторых из созданных им бескомпромиссных композиций и особенно в «Smells Like Teen Spirit» бился и продолжает биться четко уловимый «нерв» эпохи, сразу цепляющий и удерживающий ваше внимание до тех пор, пока не затихнет последняя нота. И «нерв» этот не имеет времени и границ, как буддистское состояние нирваны, в котором, очевидно, есть как оазисы релакса, так и свое жаркое пекло!

P.S. На конец апреля 2021 года клип Nirvana «Smells Like Teen Spirit» является одним из рекордсменов среди альтернативной музыки по зрительскому вниманию на Youtube, набрав 1 миллиард 255 миллионов 271 тысячу просмотров.

Гитары грандж-музыкантов (Фото: commons.wikimedia/Razvan Orendovici)

Видео не может быть загружено.

Роман Егоров

22.04.2021 15:31

Просмотров: 9541