Версия // Культура // 7 июля Академ Джаз Клуб «окутают» мелодии блюза

7 июля Академ Джаз Клуб «окутают» мелодии блюза

5426

Там блюз играл и песни пелись…

7 июля Академ Джаз Клуб «окутают» мелодии блюза
(фото: Wikimedia Commons/Lilly M)
В разделе

Зрителей ждет концерт великолепной исполнительницы блюза Екатерины Самковой и самобытного московского коллектива Firewood Blues Band, более всего ценящих мировое блюзовое наследие. Музыканты стремятся передать его будущим поколениям, а также порадовать качественным звучанием музыкальных гурманов.

Внимание! Концерт отменён!

Квартет Firewood Blues Band исполняет не только блюзовые стандарты, но также соул, свинг, фанк и авторские материалы. Лидер группы, очаровательная Екатерина Самкова — гитаристка, автор песен, талантливая исполнительница в стилях соул и блюз. Екатерина принимала участие в концертах с такими зарубежными гитаристами, как JC Smith и Carlos Johnson, что дало артистке бесценный опыт взаимодействия с опытными профессионалами жанра. В 2021 году состав Firewood Blues Band расширился: в него вошла духовая секция в составе ведущих российских блюз-инструменталистов. Звучание коллектива стало ещё более ярким и завораживающим.

Организаторы приглашают Вас сделать небольшое путешествие во времени, пролистать золотые страницы огромной блюзовой эпохи и вспомнить не только вневременные, но и немного подзабытые хиты из репертуара Роберта Джонсона, Лайтнинга Хопкинса, Джона Мейолла и его Bluesbreakers, Рори Галлахера, Мадди Уотерса, Билли Холидей, Би Би Кинга, Хаулин Вулфа, Стив Рэй Вона, Джека Брюса, а также многих других знаменитых в свое время артистов, навсегда вписавших свои имена и музыку в историю мирового блюза.

Как пишут различные источники: «Истоки блюза как музыки начались со времени возникновения рабовладельчества на Американском континенте в XVI веке и завоза рабочей силы из Африки. До 1860-х годов многие рабы-афроамериканцев всё еще трудились на плантациях южных штатов США и, как обслуживающий персонал, выполняли всю самую грязную и непритязательную работу. Вся сложность жизненных отношений афроамериканца отражалась, в том числе, в их творчестве. К примеру, в таких этнических жанрах как: холлер, рабочая песня, госпелз и спиричуэлс, берущих, в свою очередь, корни из этнической африканской музыки, преимущественно ударных битов и народно-религиозной вокальной составляющей. Большим толчком к возникновению блюзового жанра послужила отмена в 1863 году рабства в США. Всё это является истоками того, что мы сейчас называем блюзом. Несомненно, блюз нужно считать квинтэссенцией африканской народной культуры и социализацией её представителей, связанной с общим прогрессом западной (и шире общемировой) культуры. Родиной блюза считается дельта реки Миссисиппи.

Многие из тех, кто пел трудовые песни, жили в лагерях лесорубов или в палаточных городках строителей железных дорог, где в свободное время заняться было нечем. Естественно, что по вечерам люди пели. Я уже говорил, что многие негритянские песни могли исполняться в самых разных условиях; одни и те же песни звучали на хлопковых плантациях и в церквях, в военных лагерях и на судоверфях. В свободные часы человеку в первую очередь вспоминались трудовые песни. Он их и пел. В итоге, где-то каким-то образом из них родился блюз — новый, более совершенный вид музыки, призванный рассказать о чувствах и чаяниях трудящихся — мужчин или женщин. Трудно сказать, когда это точно произошло…» - пишет авторитетный исследователь вопроса Д. Л. Коллиер в книге «Становление джаза».

Он также отмечает, что «Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на хлопковых и табачных плантациях, строительстве речных дамб, мостов и дорог), как и практически всё афроамериканское население США в первой половине XX века. Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Иногда удавалось устроиться играть на вечеринках и в джук-джойнтах, где музыканту редко платили деньгами, а чаще — едой и выпивкой. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была всегда рядом, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

Сам же термин «Блюз» появляется лишь в марте 1912 года, когда был опубликован блюз «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом. Он стал первой в истории полностью блюзовой композицией, обнародованной в печати. «Oh, You Beautiful Doll» — работа композиторов Тин-Пэн-Элли — была опубликована годом ранее, но только её первый куплет был в формате 12-тактового блюза. В 1912 году вышли ещё две песни, имевшие в своём названии слово «блюз»: «Baby Seals Blues» (август 1912; водевильный номер, написанный Артуром Силзом) и «The Memphis Blues» (сентябрь 1912; написан Уильямом Хэнди). Однако ни одна из них не была настоящим блюзом. Точная дата сочинения песни неизвестна, но есть свидетельства, указывающие на то, что «Dallas Blues» была написана не позднее 1909 года».

Традиционный блюз подчас называется «архаическим», иногда употребляется термин «захолустный» (от англ. Downhome). В нём нет никаких негативных смыслов. Он исполняется без аккомпанемента и является непосредственным наследником народного творчества афроамериканского населения. Этот стиль блюзов продолжает существовать в сельских местностях США и в настоящее время. Наиболее известными его исполнителями признаны Блайнд Лемон Джефферсон и Хадди «Ледбелли» Ледбеттер.

Blues Invasion – Songs of Cream
(фото: Роман Егоров)
Blues Invasion – Songs of Cream (фото: Роман Егоров)

«Единственное, что мы можем утверждать — это то, что блюз как особый музыкальный жанр, видимо, сложился на основе некоторых форм афроамериканского трудового фольклора (и прежде всего уорк-сонга) в 80—90-х годах позапрошлого века и что процесс этот завершился к 1910 год… Можно предположить, что кантри-блюз относится к более ранней стадии эволюции этого жанра и является промежуточной формой между уорк-сонгом и классическим блюзом, окончательно сформировавшимся около 1920 года» - продолжает Д. Л. Коллиер в «Становлении джаза».

Формирование классического блюза завершилось где-то в 1920-х годах с появлением самобытных коллективов, исполнявших блюзы. В нём утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки афроамериканцев, чётко определились 12-тактовая форма и гармоническое сопровождение. В этот период блюз постепенно выходит из африканских гетто и переходит в шоу-бизнес. Отмечалось повсеместное увлечение исполнительской манерой темнокожих вокалисток, поющих блюз. Например, в 1920 году Мэми Смит записала на грампластинку свой «Crazy Blues» и, к всеобщему удивлению, пластинка имела небывалый коммерческий успех! Фирмы грамзаписи, нутром почуяв барыши, буквально набросились на свежую музыку. Именно к 1921 году формируется блюзовая музыкальная тенденция и начинается её эволюция в последующие за ним 12 лет. Далее, наряду с джазовым бумом, (наверное, правильнее будет выразиться, «параллельно» ему) происходит масштабная общемировая блюзовая «революция», к 1960-м годам трансформировавшаяся в ритм-энд-блюз, о чем стоит писать, конечно, отдельно…

В общем, как бы то ни было, блюзу как музыкальному стилю, сегодня уже более 100 лет! «Наша Версия» нередко освещала примечательные блюзовые и ритм-энд-блюзовые концерты и фестивали, вроде нашумевшего «Blues Invasion», когда в течение нескольких лет (промоутером был Борис «The Blade» Литвинцев) в культовом (и ныне уже не существующем) концертном зале ЦДХ играли «сливки» мирового блюза. Что ж, иногда, бывает, полезно вспомнить историю. Не сомневаемся в том, что хорошее настроение и яркие впечатления от концерта всем зрителям гарантированы!

На шоу заявлены следующие музыканты:

Екатерина Самкова — гитара/вокал;

Антон Горбунов — бас гитара;

Дима Катышев — слайд/бэк вокал;

Андрей Панкратов — барабаны.

Разделите с Екатериной Самковой и Firewood Blues Band красоту блюза в Академ Джаз Клубе на Старом Арбате, 38! Там ждут именно Вас. Сцена расположена на 1-ом этаже.

Начало: 20:30.

«Наша Версия» поддерживает музыкальные концерты в Академ Джаз Клубе информационно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2022 12:36
Комментарии 0
Наверх