// // 45 лет назад в школах появились первые группы продлённого дня

45 лет назад в школах появились первые группы продлённого дня

25

Взаперти

45 лет назад в школах появились первые группы продлённого дня
В разделе

Суп, котлета с картошкой и компот в столовке; корпение над домашним заданием в окружении одноклассников; футбол, классики и салочки в школьном дворе или расчистка сугробов зимой — все эти прелести внеурочной жизни ещё называются другим словом — «продлёнка». Для кого-то это пустой звук, для кого-то масса радостных воспоминаний, а для кого-то чуть ли не каторга.

Впервые о необходимости присмотра за школьниками во внеурочное время заговорили в марте 1957 года, когда на заседании ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по улучшению работы с детьми вне школы и предупреждению детской безнадзорности». Партийные деятели рьяно обсуждали проблемы присмотра за школярами и выработали целый комплекс мер для решения этой проблемы. В частности, привлечение к организации досуга школьников партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, организация на радио тематических передач о «хороших» и «плохих» родителях, учёт неработающих и необучающихся подростков, создание детской комнаты милиции и многое другое. Также в целях улучшения контроля за воспитанием подрастающего поколения стали создавать родительские комитеты на предприятиях. А в школах учителя стали оставаться после уроков для дальнейшего присмотра за своими подопечными. Эту внеурочную работу педагогов оплачивали родители из собственного кармана и были крайне этим недовольны.

И вот грянуло долгожданное событие: 15 февраля 1960 года вышло первое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о группах продлённого дня. Согласно ему для воспитательной работы после окончания учебного времени предусматривались должности воспитателей, на которых были распространены льготы и преимущества, порядок пенсионного обеспечения и продолжительность очередного отпуска, установленные для учителей общеобразовательных школ. И 1 сентября 1960 года в советских школах на радость всем родителям открылись и по сей день здравствующие продлёнки.

«Я терпеть не могла продлёнку, — вспоминает одна из выпускниц московской школы № 424, — но поскольку семья у нас была многодетная — у меня ещё два младших брата, — то в школе я сидела до последнего. Вела занятия воспитательница Алла Васильевна, помню, мы постоянно с ней разучивали какие-то народные танцы, водили хороводы. Ещё она очень любила заставлять нас убираться в классе. Один раз я случайно опрокинула на шкаф ведро с водой и потом весь вечер в качестве наказания простояла в углу за школьной доской. После этого «вопиющего» случая Алла Васильевна считала меня своим злейшим врагом и ещё очень долго в её взгляде через толстые линзы очков я читала явное неодобрение».

Отдавать или не отдавать любимое чадо на продлёнку? Этот вопрос волнует родителей по сей день. Конечно, если есть бабушка, готовая посвятить внукам большую часть своего свободного времени, то родители предпочтут, чтобы ребёнок обедал и делал уроки дома. Если нет — придётся есть в буфете и делать домашние задания вместе с одноклассниками. Психологи, кстати, уверяют, что ребёнку, безусловно, лучше быть под присмотром в коллективе, нежели одному дома. Поэтому если посидеть с ним некому, то хотя бы до 9 лет его стоит оставлять в ГПД.

Однако самый большой минус этих групп в том, что ребёнок проводит в школе целый день. С другой стороны, в большинстве школ для детей, посещающих продлёнку, работают кружки. Причём практически все они бесплатные, если не считать популярных у родителей занятий иностранными языками, игрой на пианино и карате. Именно в ГПД и появляются первые школьные друзья. Да и уроки делать веселее вместе с одноклассниками, а не одному.

А вот нынешнему министру образования и науки Андрею Фурсенко не довелось вкусить прелестей «продлённого образа жизни».

«В детстве Андрей сменил очень много школ, — рассказал «Версии» отец министра, академик Александр Фурсенко. — Нет, его не отчисляли. Это происходило из-за наших частых переездов. А учился он хорошо — на «четвёрки»-«пятёрки». И с детства был очень самостоятельным. Поэтому на продлёнку не ходил, а занимался сам дома. Очень любил читать. Причём всё подряд, начиная с классики и заканчивая научно-публицистическими журналами, которых у нас в доме всегда водилось в избытке».

Опубликовано:
Отредактировано: 14.11.2016 14:18
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх