Версия // Общество // 22 марта 1974 года во время шторма в Море Дьявола погиб советский теплоход со всем экипажем

22 марта 1974 года во время шторма в Море Дьявола погиб советский теплоход со всем экипажем

4615

Морские катастрофы времен позднего СССР. «Тикси»

22 марта 1974 года во время шторма в Море Дьявола погиб советский теплоход со всем экипажем
В разделе

Об этой морской катастрофе официально не сообщали ни в газетах, ни по телевидению, хотя в похоронах участвовал весь Владивосток. Особый трагизм ситуации был в том, что погиб весь экипаж теплохода. По мотивам этой катастрофы (без упоминания названия теплохода) была написана пьеса и экранирован спектакль театра на Малой Бронной. В этой статье мы расскажем о гибели теплохода «Тикси» Дальневосточного морского пароходства.

Министерство морского флота СССР

В царской России и в Советском Союзе до начала Второй мировой войны торговый флот был не очень большой, и обслуживал только экономические потребности страны – торговые суда работали на внутренних маршрутах (хотя, иногда, эти рейсы проходили по всему миру, например, линия Одесса – Владивосток) и осуществляли экспортные и импортные перевозки. Все изменилось с началом 60-х годов ХХ века. В то время было принято решение построить избыточное количество судов – и соответственно тоннажа – торгового флота для перевозок грузов по фрахту между портами любых стран мира. Если посмотреть морские справочники того времени, то Министерство Морского флота – ММФ СССР – было одной из самых крупных судоходных компаний мира, а по количеству торговых судов СССР конкурировал только с Грецией, которая выбрала такой же путь развития своего торгового флота. ММФ СССР стал одним из основных стабильных поставщиков валюты в бюджет страны. Конечно, валюты от перевозок поступало меньше, чем от продажи нефти и газа, но ММФ всегда оставался в тройке самых прибыльных отраслей народного хозяйства. Часть полученных средств тратили на постройку новых грузовых судов.

Эта политика имела и обратную сторону. Некоторые торговые суда работало на регулярных грузовых линиях, и обеспечивала себе постоянный объём перевозок. Но часть судов работало в режиме свободного фрахта. Это значит следующее. Например, судно перевозит груз из испанского порта в Японию. Пока теплоход идет по морям, сотрудники пароходства должны найти какой-либо груз в японских портах, чтобы избежать простоя, или перехода в балласте. Это делало передвижение таких судов непредсказуемым и замысловатым.

Теплоход «Тикси»

Из-за начавшейся «холодной войны» все мощности судостроительных заводов в СССР были заняты военным кораблестроением. Количество гражданских судов, построенных в Союзе, было сильно ограниченно. Атомные ледоколы, две китобойные плавбазы проекта 392, китобойцы проекта 393, серия морских пассажирских судов проекта 592, несколько типов танкеров и ролкеров и два речных пассажирских судна проекта 20 – вот, в основном, все морские суда, построенные в стране. Основное количество гражданских судов для ММФ строилось, или покупалось за границей. Датский судостроительный завод «Burmeister and Wain», расположенный в Копенгагене, был давним строителем судов для России и Советского Союза. Деловые связи были прочными. Достаточно сказать, что на этой верфи в 1893 году была построена императорская яхта «Штандарт», а в 1933 году – знаменитый пароход «Челюскин».

По теме

В 1960 году на этой верфи была построена серия из двух судов – «Тикси» и «Уссурийск». Оба судна вошли в состав Дальневосточного морского пароходства – ДВМП. Водоизмещение теплоходов было 17 180 тонн, грузоподъёмность – 10 364 тонны, длина 158 метров, скорость хода 19 узлов. Экипаж теплохода состоял из 44 человек. Это были так называемые универсальные сухогрузы. Они могли перевозить тяжеловесные, крупногабаритные грузы, контейнеры, лес и навалочные грузы.

С июля по октябрь 1973 года «Тикси» проходил ремонт и докование в порту Гонконг. В Дальневосточном пароходстве «Тикси» специализировался на перевозки различных насыпных грузов – руда, уголь, зерно – между портами Тихоокеанского региона. 11 февраля 1974 года теплоход вышел из Владивостока курсом на Японию. Что немаловажно, на борту был резервный экипаж пароходства – основной экипаж находился в отпуске.

Катастрофа

В Советском Союзе существовала организация «Совфрахт». Её агенты по всему миру искали и оформляли грузы, которые необходимо было перевести грузовыми теплоходами. По договору «Совфрахта» в Японии на борт «Тикси» были погружены 185 грузовых автомобиля для доставки в австралийские порты Сидней и Мельбурн. Пока теплоход шёл до Австралии, «Совфрахт» искал следующий груз. «Тикси» работал на трамповых рейсах. Так назывались рейсы без заранее утвержденных рейсовых заданий. Следующим грузом оказалась партия руды талька из австралийского порта Фримантл в японский порт Хитати. После доставки автомобилей, «Тикси» перешёл во Фримантл, и стал там под погрузку. 11 марта, приняв на борт 11 558 тонн талька, теплоход вышел из Фримантла, и, обогнув Австралию и индонезийские острова, взял курс на Японию. В порт Хитати «Тикси» должен был прийти 23 марта.

Как и любое торговое судно, «Тикси» регулярно связывалась со своим пароходством. Ежедневно, в 18-30 по Владивостокскому времени, с теплохода передавали так называемые, диспетчерские радиограммы – РДО. В них передавалась текущая информация – состояние и координаты судна, запасы топлива и пресной воды, погодные условия и так далее. 22 марта РДО была передана в положенное время, однако через час, в 19-30. капитан «Тикси» Владимир Пряха передал аварийную радиограмму: «Теплоход «Тикси», 12-30 (по Москве)…. Аварийная….Координаты….. скорость 10 узлов. От резкого крена на правый борт судно получило крен в 25 градусов. Принимаем меры по выравниванию судна….Прошу следить за мной. Капитан Пряха».

Пароходство связалось с другим своим судном – теплоходом «Минусинск» и ориентировало его на помощь «Тикси». Их разделяло 205 морских миль – около 380 км. Последним на связь с «Тикси» выходил радист «Минусинска» в 19-55. Потом радист «Минусинска» сообщит, что его коллега с «Тикси» очень нервничал – на теплоходе появились проблемы с главным двигателем, и никак не удавалось выправить крен. После этого сеанса связи «Тикси» в эфир больше не выходил. Забегая вперед, скажем, что около 20-00, судно опрокинулось и затонуло недалеко от небольшого японского острова Аогасима.

Поисковая операция

Операция по поиску «Тикси» началась практически сразу, вечером 22 марта. Три теплохода ДВМП были направлены в точку, из которой был последний сеанс связи. Теплоход «Минусинск» находился от места предполагаемой катастрофы на расстоянии 205 миль. Теплоход мог развить скорость 12 узлов – около 22 км/ч. Теплоход «Пестово» – на расстоянии 173 мили (около 320км), и мог развивать скорость 16 узлов – около 30км/ч). Теплоход «Анри Барбюс» – 165 миль и имел скорость 17 узлов. Кроме этого, к поиску «Тикси» подключились патрульные корабли японского Управления по безопасности на море и японские поисковые самолеты. В эфир был передан запрос всем судам, находившимся в районе крушения, с просьбой сообщить о возможных переговорах с «Тикси». На этот запрос откликнулись 11 торговых судов и радиостанция японского порта Иокогама. Никаких контактов с советским теплоходом не было.

По теме

23 марта теплоход «Пестово» обнаружил пустую половину спасательной шлюпки «Тикси», 24 марта японский поисковый вертолет обнаружил несколько масляных пятен и обломков шлюпок. К месту предполагаемой катастрофы подошли теплоходы «Минусинск», «Пестово» и «Анри Барбюс». Там же уже находились три японских корабля Управления безопасности на море – «Шикине», «Сумида» и «Нодзима». На следующий день к поисковой операции подключился еще один теплоход ДВМП – «Прокопий Галушин». С 24 по 26 марта были найдены тела 14 членов экипажа. Часть из них были обезображены акулами. Всего на борту «Тикси» было 45 человек экипажа.

Расследование

Комиссию по расследованию причин кораблекрушения возглавил Министр Морского флота СССР Тимофей Гуженко. К работе были привлечены сотрудники ДВМП и научных институтов ММФ. Единственное, что могла сделать комиссия – это тщательно изучить сопроводительные документы на груз, взятый во Фримантле. Комиссия предположила, что причиной катастрофы стало смещение груза, вызванное обрушением твиндека в трюм №4. Это стало причиной крена, и, в конечном итоге, опрокидывании судна. Твиндек – это междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна. Между верхней палубой и трюмом есть так называемая твиндечная палуба. Она используется для перевозки какой-то части груза отдельно от груза в трюме. В 20-30-е годы в твиндеках на грузовых судах перевозились военнослужащие, завербованные рабочие на рыбные промыслы, или заключенные. Для перевозки людей в твиндеказ монтировались нары, камбузы, гальюны и так далее. Впрочем, было и «особое мнение». Начальник ДВМП Бянкин написал в нём, что причиной опрокидывания – столкновение с неким полузатопленным предметом.

Второй помощник капитана основного экипажа «Тикси» Владимир Зинченко в интервью «Комсомольской Правде» сформулировал свою версию гибели судна. Дело в том, что в 1967 году была увеличена грузоподъёмность теплохода – с 12 000 до 13 000 тонн. Просто в документах увеличили цифру. После этого, при перевозке насыпных грузов, у теплохода всегда был крен в 3-4 градуса. Это было не критично, и экипаж к крену привык. По мнению Зинченко, перегруженный сухогруз потерял остойчивость из-за сильной качки и опрокинулся.

Комиссия не сделала однозначного вывода, да, наверное, и не могла сделать. Но в её работе прослеживалась одна мысль – катастрофа как-то связана с грузом, который перевозил теплоход. По свидетельству моряков с одного из теплоходов того же ДВМП, ему было дано задание принять груз тальковой руды по грузовую марку. Переход теплохода тщательно отслеживался. Теплоход дошёл до порта назначения благополучно, но остойчивость его уменьшилась, корабль сильно качало. По прибытии моряки получили распоряжение отобрать три мешка руды как образец для отраслевого института.

Кроме этого, радисты «Минусинска» доложили комиссии, что во время связи с «Тикси» радист последнего передал, что слышен «грохот в трюмах». Руда талька – чрезвычайно редкий груз для торговых судов советского торгового флота. Когда во время работы комиссии пытались определить, чем руководствовался капитан при погрузке, выяснилось, что в СССР не было документа, регламентирующего погрузку данного вида грузов. Отраслевые институты ММФ провели анализ загрузки. Итогом его стала уникальная запись в Акте комиссии: «При обозначенной загрузке твиндек должен был (!!!) обрушиться».

Похороны

Такой трагедии на Тихом океане не было с окончания Великой Отечественной войны. Погиб теплоход со всем экипажем – 45 человек, включая 7 женщин! В океане обнаружили только 14 тел, поэтому большинство гробов в траурной церемонии были пустыми. Похороны состоялись в апреле, во Владивостоке. Весь город вышел на улицы. Были прерваны уроки в городских школах. По городу, от Дома культуры моряков до Морского кладбища проехала колонна грузовиков, в кузове каждого находились два гроба. За грузовиками шли бесконечные колонны людей. В момент похорон над городом пронесся рев корабельных сирен – с моряками прощались экипажи торговых и рыболовецких судов, боевых кораблей Тихоокеанского флота и судоремонтных заводов города.

Заключение

В те годы в газетах много писали, что при капитализме безопасность всегда приносится в жертву, если есть возможность получить прибыль. Но ведь в Советском Союзе было точно так же. Только все облачалось в форму социалистического соревнования. Желающие могут поискать в интернете подробности о нём.

Не смотря на то, что о гибели «Тикси» в Советском Союзе официально не сообщалось, информация по стране разошлась. Через 11 лет драматург Александр Мишарин написал пьесу «Равняется четырем Франциям», в которой рассказал о подобной ситуации. Пьеса была поставлена в Московском драматическом театре на Малой Бронной.

В 1986 году спектакль был экранизирован и показан по центральному телевидению.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2021 14:00
Комментарии 0
Наверх