Версия // Культура // 20 – 28 октября в ЦДХ пройдет 44 Российский Антикварный Салон

20 – 28 октября в ЦДХ пройдет 44 Российский Антикварный Салон

3810

Нэцкэ сквозь три столетия

В разделе

В жизни проекта, который с 1996 года объединяет ведущие отечественные и зарубежные антикварные галереи и частные коллекции, наступает новый этап. С 20 по 28 октября Салон в последний раз в своей истории будет проходить в стенах ЦДХ на Крымском Валу, подводя, таким образом, своего рода промежуточный итог 22-летнего периода.

Начиная с 2019 года выставочные проекты, связанные с классическим искусством, – Russian Art & Antique Fair, Антикварная ярмарка и Российский Антикварный Салон – будут проходить на других площадках: в ЦВЗ «Манеж» и в выставочном центре «Гостиный двор».

Этой осенью гости Салона смогут посетить стенды 267 участников – российских галерей и частных коллекций из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Перми, Самары, Саратова, Севастополя, Челябинска, а также зарубежных участников из Германии, Италии, США, Франции, Армении и Беларуси. На их стендах будет представлен весь спектр жанров антикварного искусства: живопись западноевропейских старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства, западноевропейский, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, скульптуры, библиографические редкости, антикварная мебель и многое другое.

Посетители Салона смогут увидеть картины великих русских художников – «Портрет графа Рибопьера Александра Ивановича» К.П. Брюллова (1829 г.), «По грибы» И.И. Шишкина (1874 г.), «Портрет актера В.В. Самойлова» (1886 г.) и «Обнаженная модель (портрет М.Я. Хлопушкиной)» (первая четверть ХХ в.) кисти И.Е. Репина, «Баштан» (1882 г.) В.Е. Маковского, «Река в ущелье» (1886 г.) Л.Ф. Лагорио, «Пейзаж с храмом» (1890-1900-е гг.) К.А. Коровина, «Пейзаж с радугой» (середина 1900-х гг.) Н.С. Гончаровой, «Садовая калитка» (начало 1900-х гг.) М.Ф. Ларионова, «Интерьер с портнерами (1900 г.) В.Э. Борисова-Мусатова, «Портрет жены художника» (1890-е гг.) А.Я. Головина, «Мост через реку» (1913 г.) О.В. Розановой, «Кавказ. Горцы, переправляющиеся через реку» (вторая половина 1910-х гг.) Ф.А. Рубо, «Кафе» (1927-1928 гг.) А.М. Ланского и другие выдающиеся работы. На Салоне будет представлен также «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1740-е гг.) кисти Георга Кристофа Гроота – немецкого живописца, ставшего живописцем Высочайшего двора и до конца жизни остававшегося в Санкт-Петербурге.

Среди произведений декоративно-прикладного искусства выделяются изысканные изделия из серебра с хрусталем ювелирных домов К. Фаберже, К. Болин, И. Хлебникова, Ф. Лорие, О. Курлюкова, Н. Немирова-Колодкина, Сазиковых и других выдающихся ювелиров и серебряников, многие из которых были удостоены высокого звания Поставщиков Высочайшего Двора. Кроме того, обращают на себя внимание скульптура «Скачки с препятствиями» Е.А. Лансере (1882 г.), парные фигуры «Садовники» из мейсенского фарфора (вторая половина XIX в.), ваза «Гусляр» работы мастера М. Соколовского (1908 – 1917 гг.), предметы мебели XVIII-XIX столетий и изысканные украшения работы итальянских, французских и российских ювелиров.

В экспозиции «Нэцкэ сквозь три столетия», приуроченной к году Японии в России, будут представлены произведения великих резчиков, чьи имена известны не только глубоким знатокам японского искусства, но и широкой публике – Томотада, Окатомо, Мицухиро и других прославленных мастеров-нэцукэси. Экспозиция позволит зрителю проследить историю эволюции нэцкэ – его зарождение в конце XVII столетия, расцвет XVIII-XIX веков и окончательную трансформацию в XX веке в самостоятельное направление искусства. Многие из представленных нэцкэ экспонировались для широкой публики на выставке в Государственном Эрмитаже в 2016 году, в Москве же подобная экспозиция будет организована впервые.

Искусство нэцкэ – настоящая магия! Волшебство, которые мы можем увидеть воочию. Как с помощью нескольких ударов резцом мастеру удается создать объемный и глубокий образ? Передать эмоцию? Рассказать целую историю? Уникальные ценности из частных коллекций дадут гостям Салона возможность соприкоснуться с многогранным японским искусством и культурой.

Нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868 гг.). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ в XVIII веке превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, а во второй половине XIX века покорившие сердца европейских коллекционеров.

С большой определенностью можно судить об особенностях развития искусства нэцкэ в XVIII веке, на протяжении которого изготовление поясных противовесов прошло сложный путь от ремесленного производства к авторскому творчеству, от использования заимствованных форм к появлению новых типов фигурок и к самобытным трактовкам аутентичных сюжетов. В этот период сформировались региональные центры резьбы миниатюрной скульптуры со своими предпочтениями в выборе материалов и характерными только для них стилистическими тенденциями.

В XVIII – XIX вв. резьба нэцкэ достигает подлинного расцвета и превращается в самостоятельный вид творчества. В этот период активно развиваются специализированные школы, отличающиеся по стилю и технике резьбы. Благодаря высочайшему мастерству и профессионализму художников, нэцкэ начинают ценить не только как красивую ремесленную поделку, но и как произведение искусства. Миниатюрные скульптуры с бесконечным разнообразием сюжетов и композиций становятся предметом коллекционирования.

Новый расцвет приходится на конец 1950-х – начало 1960-х годов, когда работы современных мастеров получают большой интерес среди коллекционеров. Существование разнообразных школ резьбы нэцкэ, свобода в выборе сюжетов, стилистических направлений и технических приемов, – все это привело к появлению новых качеств в композиционном и пластическом решении миниатюрных скульптур. Резные фигурки – нэцкэ прошли большой путь от функционально-декоративной детали костюма до высоко ценимых произведений искусства. Сегодня эти шедевры художественного мастерства являются гордостью крупнейших музеев мира, а известные аукционные дома выставляют как коллекции нэцкэ, так и единичные находки в качестве ведущих лотов. В экспозиции «Нэцкэ сквозь три столетия» будут представлены около 250 произведений XVII – XX столетий.

По давно сложившейся традиции, на стендах наиболее авторитетных антикварных галерей в центральной зоне Салона посетители смогут увидеть тематические экспозиции, направленность которых демонстрирует стабильность коллекционерских пристрастий. Остановимся на некоторых из них подробнее:

Евгений Александрович Лансере (1848–1886). К 170-летию со дня рождения

Частные собрания К.В. Журомского и Д.М. Якобашвили

В экспозиции представлены более 40 бронзовых скульптур, в том числе отлитых в единственном экземпляре. Скульптуры будут дополнены ранее не выставлявшимися авторскими эскизами осуществленных и неосуществленных моделей. Впервые будут представлены документы и фотоматериалы из семейного архива наследников скульптора. Экспозиция подготовлена при участии журнала «Русское искусство», а также семьи правнука Е.А. Лансере – скульптора и художника-реставратора Е.Е. Лансере.

Классика на века

Галерея «Антикварные сезоны» (Санкт-Петербург)

Экспозиция посвящена теме «Классика на века» в художественной культуре XIX-XX веков.

«Антикварные сезоны» предлагает прикоснуться к великому мастерству выдающихся русских художников XIX-ХХ веков, которые создавали полотна на сюжеты из отечественной истории, а также воспевали красоту русского пейзажа. Знакомство с классической живописью в пейзаже, будет представлена картинах Г.В Кондратенко, Ю.Ю, Клевера, А.А. Киселева, И.А. Вельца, А.В. Гине, С.Ф. Федорова, Р.К. Зоммера.

Русская усадебная культура

Галерея «Русская усадьба»

Экспозиция включает в себя произведения искусства, связанные с усадебной культурой России, дворцовыми комплексами и частными коллекциями. Основу экспозиции составляет мебель – на стенде галереи можно будет увидеть весь спектр предметов, охватывающий временной отрезок с XVII до начала XX в. Предметы выполнены в различных стилях — ампир, классицизм, барокко. В состав экспозиции войдут также произведения живописи и декоративно-прикладного искусства – изысканные изделия из бронзы, стекла, фарфора, камня.

Мастера живописи XIX-XX вв.

Галерея «Наше наследие»

Экспозиция предлагает вниманию посетителей поистине уникальную по своему содержанию и художественной ценности коллекцию, основу которой составляют произведения великих русских мастеров живописи XIX–XX веков, в том числе живописцев парижской школы Александра Альтмана, Георгия Лапшина, Константина Вещилова и Георгия Пожедаева.

Живопись и графика русских художников XIX – начала ХХ вв.

Галерея «Антик-Инвест»

Центральным звеном экспозиции станет серия работ, объединенных библейской и православной тематикой. В первую очередь следует выделить «Эскиз фигуры Иисуса Христа» (1871г.) к сюжету «Воскрешение дочери Иаира» великого русского художника В.Д. Поленова, а также картину «Преподобный» (1890-1900гг.) кисти старшего из братьев Кориных – Алексея Михайловича, известного художника-передвижника, блистательного мастера русского портрета и жанровых сцен. Прекрасным образцом русского модерна может служить «Пейзаж с деревянной церковью» (1916г.) кисти крайне редко встречающегося на антикварном рынке талантливого русского художника-акварелиста Л.Т. Злотникова.

Ар-деко и эстетика «Новой красоты»

Галерея «Евразия»

В экспозиции представлена коллекция произведений японского и китайского искусства, относящихся к середине и второй половине ХХ века – фарфоровые и бронзовые вазы, графические работы и скульптурные формы. Мастера используют наследие прошлого – формы, линии, цвета, сюжетная палитра. Всё это перекликается с тем, что мы видели ранее, но вместе с тем быстро текущее время заставляет мастеров более смело использовать весь свой богатый инструментарий, предлагая новые, парадоксальные художественные решения.

Русское искусство XVIII-XX вв.

Галерея «Елизавета»

В экспозиции представлены предметы русского искусства XVIII-XX веков: живопись, графика, иконы, фарфор, кабинетная бронза. Коллекция галереи формировалась на протяжении многих лет и включает в себя предметы музейной и исторической ценности.

Япония периода Мэйдзи

Галерея «Искусство Востока»

Основу экспозиции составят различные предметы декоративно-прикладного искусства Японии периода Мэйдзи (1868 – 1912 гг.). На стенде будут представлены бронзовые скульптуры знаменитой компании Мияо, вазы, выполненные в технике перегородчатой эмали, декоративные панно и вышивка.

Мастера русского зарубежья

Галерея «Кардашиди-арт»

В рамках экспозиции можно увидеть произведения изобразительного и прикладного искусства мастеров Русского зарубежья, среди которых работы А. Ланского, А. Грищенко, А. Альтмана, А. Федера и других. Эти произведения представляют художественную и коллекционную ценность, многие имеют музейное значение. Особое внимание следует обратить на творчество художника «парижской школы» Георгия Артемова. Мастер в разных техниках тонко передавал форму, объем, движение – это особенно хорошо видно в представленном панно «Амазонка». В состав экспозиции войдут также живописные и графические работы художника.

Для читателей «Нашей Версии» из программы мероприятий 44 Российского Антикварного Салона мы бы рекомендовали посетить заявленную 21 октября в 16.00 в Пресс-центр ЦДХ (2-й этаж) лекцию Макса Разерстона «Нэцке: исторический обзор».

Алберт Дэвид Максимилиан («Макс») Разерстон – в прошлом директор отделения японского искусства аукционного дома Sotheby's, ныне партнер лондонской компании Rutherston&Bandini, специализирующейся на торговле предметами японского искусства. На протяжении многих лет он является признанным специалистом в данном виде искусства, и консультирует ведущие собрания мира, включая Британский Музей.

Ключевые темы лекции Макса Разерстона:

• Зарождение, вопросы датировки и самые ранние образцы нэцкэ;

• Изменения, происходившие с нэцкэ в XVII-XVIII вв.;

• Катабори (нэцкэ, изображающие людей и животных по отдельности или группами) в XVIII – середине XIX вв.;

• Асакуса – известная школа резчиков-нэцукэси;

• Период Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) и современность.

Этой осенью специальный проект приурочен к году Японии в России (2018). Тема специальной экспозиции - «Нэцкэ сквозь три столетия». На ней будут представлены произведения великих резчиков, чьи имена известны не только глубоким знатокам японского искусства, но и широкой публике - Томотада, Окатомо, Мицухиро и других прославленных мастеров-нэцукэси.

В экспозиции можно будет проследить историю эволюции нэцкэ - его зарождение в конце XVII века, расцвет XVIII-XIX веков и окончательную трансформацию в XX веке в самостоятельное направление искусства. В Москве подобная экспозиция будет организована впервые. Уникальные ценности из частных коллекций дадут возможность соприкоснуться публике с многогранным японским искусством и культурой.

Также интерес для посетителей могут представлять юридический форум «Права и обязанности сторон при обороте движимых культурных ценностей».

Мероприятие рассчитано на подготовленную аудиторию – галеристов и арт-дилеров, музейных сотрудников, занимающихся юридической поддержкой деятельности музея и организацией международных проектов, юристов, практикующих art law, собирателей, хранителей корпоративных коллекций, а также представителей власти. Речь пойдет о таможенных аспектах перемещения культурных ценностей; типичных ошибках в сделках с культурными ценностями; взаимоотношениях с авторскими обществами; наследовании предметов искусства и оформлении соответствующих прав и иных вопросах, волнующих профессиональное сообщество. Это особенно актуально на фоне последних изменений в законодательстве о вывозе и ввозе культурных ценностей и об авторском праве, которые произошли в минувшем и текущем году.

Организатор: Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров России и стран СНГ

При поддержке: Министерства культуры РФ, Департамента культуры города Москвы

23 октября (вторник), 12:30 – 16:30

Киноконцертный зал ЦДХ

Цикл лекций на тему «Передовые достижения в области технико-технологической экспертизы для определения подлинности произведений искусства».

Ведущие специалисты НИН центра экспертиз имени А. Бенуа подробно расскажут о передовых научных методах экспертизы художественных произведений – рентгенофлуоресцентном анализе, газовой хроматографии, инфракрасной спектроскопии, изотопном методе анализа красочного слоя картин, геммологической экспертизе драгоценных камней и т.д.

Организатор: Единственный на Северо-Западе негосударственный центр экспертизы «Научно-исследовательский независимый центр экспертиз им. А.Бенуа»

25 октября (четверг), начало в 15:00

Пресс-центр ЦДХ

Параллельная программа 44 Российского Антикварного Салона также представит:

Выставку Творческого Объединения ART FOR ART

В дни 44 Российского Антикварного Салона в зале ДНК на «минус первом» этаже ЦДХ будет проходить презентация нового, но уже довольно известного творческого объединения художников Art for Art. В рамках организованной ими выставки гиперреализма будут представлены более 30 работ американских художников, выполненных в разных техниках и жанрах.

Время работы 44 Российского Антикварного Салона:

20 октября: с 16:00 до 21:00

21 – 28 октября: с 12:00 до 20:00

Организатор: ООО «Экспо-Парк Выставочные проекты»

Дополнительная информация: www.antiquesalon.ru.

«Наша Версия» поддерживает 44 Российский Антикварный Салон информационно.

Фотографии предоставлены организаторами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.01.2020 16:28
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх