Версия // Колумнисты // Звонок для учителя

Звонок для учителя

4546
Александр Снегуров, историк, заслуженный учитель России
В разделе

Российским школам не хватает педагогов: в поиске учителей находятся около 40% образовательных учреждений, сообщили в Народном фронте. Как же так, ведь сообщалось, что учителям и зарплаты повысили, а в сельской местности даже дают жильё?

Действительно, запрос на педагогов высок. Но принятые государством меры недостаточны для утоления «кадрового голода». Во-первых, они во многом отстают от реального положения дел или на местах корректируются в сторону их нивелировки. Во-вторых, эти меры зачастую предполагают повышенную нагрузку для педагога, его полную лояльность перед руководством, а также практически отказ от личной жизни и саморазвития. В-третьих, повышение зарплат порой сочетается с хамским и заносчивым отношением администраторов к сотрудникам, как это произошло в одной из школ Екатеринбурга, где по вине молодого и резкого директора уволились более 20 специалистов. В школах нередко насаждена система директивного исполнительства, когда Трудовой кодекс словно остаётся в стороне, а отношения строятся в плоскости приказов, устных распоряжений администраторов, слабо относящихся к правовому полю и трибунной риторике. Так, зарплата в Татарстане объявляется в 48 тыс., а реально учитель сельской школы получает немногим более 20 тысяч. Обществу же предъявляют цифры из официальных докладов, судить по которым о подлинном положении вещей можно с большой осторожностью.

Также на отток педагогов из школы влияют бюрократическая рутина, коммерциализация, незащищённость учителя, оптимизация школ в виде их необоснованного слияния, рейтинговая гонка. А кроме того, психологическое выгорание учителей и ещё – постоянные инициативы вышестоящих органов. К тому же многие выпускники педвузов часто не выдерживают стрессов первых месяцев работы в школе и увольняются или заведомо не собираются в ней трудиться. Я встречал на экзаменах в вузе немало студенток, не скрывающих факта обучения лишь ради диплома. Вот почему педагоги предпочитают уходить в иные сферы, становиться репетиторами, лишь бы сохранить себя, избавиться от рутины, жалоб недовольных учеников и родителей, унижений и практического лишения права выбора – и всё это под звонкие призывы быть энергичными, творческими, яркими, справедливыми!

Так что главная проблема заключена в существовании двойных стандартов и в отсутствии подлинной стратегии образования, соответствующей народно-педагогическим целям, а не корпоративно-ситуативным.

Педагоги предпочитают уходить в иные сферы, становиться репетиторами, лишь бы сохранить себя, избавиться от рутины

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.10.2023 16:40
Комментарии 0
Наверх