Казалось бы, товарооборот у наших стран весьма скромный, так к чему рыть этот тоннель длиной в 5 тыс. километров? Что или кого по нему возить – наших чукчей погостить к их алеутам? А Дональд Трамп, возможно, лучше всех в мире умеющий считать деньги, оценил 8-миллиардный проект одним словом: «Интересно».
Примечательно, как разнесли в пух и прах перспективу строительства российско-американского тоннеля наши иноагенты – воистину, «хорошие сапоги, надо брать!». Публицист-иноагент Андрей Мальгин* разразился целой статьёй, в которой упоминаются написанная сто лет назад сатирическая антиутопия Ильи Эренбурга «Трест Д.Е.» и послевоенный (написан в начале 40-х годов, опубликован в 1946-м) роман фантаста Александра Казанцева «Арктический мост» – по сюжету там тоже про подводный тоннель через Северный полюс на Аляску. Правда, Мальгин* расшифровал «Д.Е.» как «даёшь Европу!» – не читал Эренбурга, наверное. Речь там о гибели Европы (Д. – от слова death, «смерть») на самом деле. Но Казанцева он упомянул к месту – он писал как раз не про мост, как значилось в заголовке, а про подводный тоннель из Мурманска на Аляску. По сюжету этот мост предполагается использовать для сверхскоростного сообщения между СССР и США. А ведь к тому моменту военное союзничество уже было в прошлом, начиналась холодная война. Тем не менее мудрый Казанцев уловил самую суть – что бы ни происходило во внешней политике, нам и американцам предстоит наводить мосты. Не пройдёт и трёх десятилетий, как Москва и Вашингтон начнут совместную космическую программу. Беспрерывно длящуюся с той поры по сей день. Космический мост построили, так что же помешает нам построить другой – арктический?
Да, товарооборот наших стран мог бы быть и значительнее. Но даже при нынешних скромных показателях поставки российского титана и обогащённого урана признаются жизненно важными для американской экономики. С другой стороны, с Китаем у США довольно значительный товарооборот, а Поднебесная кровно заинтересована в наращивании торговли с американцами, невзирая на санкции и прочие временные неприятности. Вот и гнать бы китайские товары через Россию да по арктическому тоннелю – в Штаты. На самом деле, идея такого тоннеля озвучивалась ещё в ходе заокеанского вояжа Никиты Хрущёва в 1959 году, просто на тот момент его строительство представлялось слишком дорогим – отсутствовали необходимые технологии. А сейчас это просто, да и сравнительно недорого – структуры Илона Маска берутся прорыть тоннель всего за 8 млрд долларов (Крымский мост – для сравнения – построили за 3 млрд), при этом проект реализуют за восемь лет, а прибыль он начнёт приносить уже на третий год эксплуатации. Всё реалистично, никакого прожектёрства – не по этой ли причине так бесятся иноагенты и прочие недоброжелатели нашей страны? А то, что Трамп признал проект «интересным», подтверждает написанное на второй полосе этого номера. Путин с Трампом обсуждают совместные гигантские инфраструктурные проекты, а вовсе не одно только украинское урегулирование, как об этом пишет европейская пресса. Ещё отметим: строительство «евротоннеля» между Британией и Францией тоже вызывало вопросы и даже насмешки, а «евротоннель» всего вдвое короче арктического. И кто сказал, что такая идея нереалистична? «Работа над технико-экономическим обоснованием строительства тоннеля началась полгода назад», – сообщил спецпредставитель президента России Кирилл Дмитриев. И сегодня эта работа выходит на финишную прямую.
* Внесён Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.




