Кандидатуры, выдвинутые Европейским советом на руководящие посты в институтах ЕС, несомненно, впечатляют. В случае одобрения парламентом, министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен и премьер-министр Бельгии Чарльз Мишель станут соответственно президентами ЕК и Совета Европы, а министр иностранных дел Испании Хосеп Боррелл будет выполнять обязанности верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Затем, в ноябре, Кристина Лагард займет пост главы ЕЦБ.
Хорошая новость заключается в том, что каждый из этих кандидатов поспособствует укреплению ЕС в период глобальной нестабильности. Плохая новость: сам ЕС и дальше будет сталкиваться с серьезными проблемами внутри блока. Борьба за высшие руководящие посты привела к отказу от устоявшегося процесса, в результате которого крупнейшая партийная группировка в Европейском парламенте избирает президента ЕК, и возвращению закулисных сделок, которые многие считают недемократичными. Необходимо объяснить обоснование этого изменения, иначе доверие к ЕС может пострадать. В конце концов, процесс, от которого отказались европейские чиновники был введен в 2014 году, чтобы развенчать слухи о том, что ЕС страдает от дефицита демократии.
Борьба за лидерство также усилила споры вокруг вопроса легитимности ЕС. Государства-члены ЕС с сильной парламентской культурой считают, что высшее руководство должно выбираться по итогам майских выборов в Европарламент, другие (например, Франция) считают управленческий опыт гораздо более важным, чем связь с победившими политсилами. Несмотря на неудачу этого года, принцип системы «ведущий кандидат» необходимо сохранить и дополнить на следующих выборах транснациональным списком кандидатов, которых поддержат более сильные трансъевропейские партийные структуры. Кроме того, ЕС также должен усилить роль Европейского парламента.
Ряд членов Европарламента могут проголосовать против Урсулы фон дер Лейен. За отклонением ее кандидатуры, вероятно, последуют месяцы институционального тупика. Чтобы продемонстрировать свою добрую волю, фон дер Лайен должна объявить, что будет работать над расширением прав и возможностей членов Европарламента в вопросе законотворчества. При межведомственном соглашении с Европейской комиссией такое решение не потребует внесения изменений в какие-либо учредительные договоры. Более того, в случае утверждения фон дер Лейен и новый президент Европейского парламента Давид Мария Сассоли из Демократической партии Италии должны установить рабочие отношения, близкие к тем, что были у их предшественников - Жана-Клода Юнкера и Мартина Шульца. Но, учитывая новый состав Европейского парламента, они должны активно привлекать председателей всех парламентских групп, которые хотят работать над укреплением Европы.
Тот факт, что члены Европарламента избрали Сассоли вместо собственного кандидата, бывшего премьер-министра Болгарии Сергея Станишева, говорит о том, что после выборов в Европейском парламенте возродилось стремление институционально самоутвердиться. Из 751 мест две основные партийные группы - Европейская народная партия (ЕНП) и Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D) – заняли лишь 336 против 404 в прошлом составе.
Падение великих европейских коалиций и появление меньших партий будут препятствовать принятию решений, что уже наглядно иллюстрирует неспособность парламента договориться. Разногласия между парламентскими группами носят не только политический, но и географический характер. В ЕНП практически нет членов Европарламента от Франции или Италии, а также больших делегаций из Германии и Северной Европы. S&D получает гораздо большую поддержку со стороны Пиренейского полуострова и Италии, и практически лишился ее от стран Вышеградской четверки и Франции.
Депутат Госдумы от партии «Родина» Алексей Журавлев порассуждал, чем для Аллы Пугачевой могут обернуться посты антироссийского содержания в социальных сетях.
Усиление фрагментации в Европейском парламенте неразрывно связано с изменением отношений между государствами-членами ЕС. Последний раунд переговоров о лидерстве в ЕС показывает, как тяжело обеспечить большинство, не говоря уже о единогласии. Напротив, национальные правительства все более безрассудно борются за свои интересы.
Но итоги выборов также сигнализируют о стремлении к переменам. Многие граждане отказались от традиционных партий, и значительная их часть сделала это из опасения. Как и политики на национальном уровне, новые лидеры ЕС должны будут отвечать перед избирателями, которые всерьез опасаются за свое будущее и будущее своих детей. Понятно, что европейцы обеспокоены конкуренцией великих держав, новыми угрозами безопасности и технологической революцией, которая может разрушить целые сектора экономики.
ЕС, работая с национальными правительствами, должен будет реагировать на эти вызовы амбициозно и решительно. Европейский совет уже разработал стратегическую повестку на 2019-2024 годы, и теперь мяч находится на стороне Европейского парламента. После майских выборов члены Европарламента от четырех умеренных партийных групп ведут переговоры по общей программе политических приоритетов. Независимо от того, кто займет высшие посты, Европейский парламент уже будет иметь общую платформу.