Версия // Общество // Во время Вьетнамской войны 125-я бригада транспортных кораблей перевезла тысячи тонн вооружения и боеприпасов

Во время Вьетнамской войны 125-я бригада транспортных кораблей перевезла тысячи тонн вооружения и боеприпасов

6274

Морская «Тропа Хо Ши Мина»

Во время Вьетнамской войны 125-я бригада транспортных кораблей перевезла тысячи тонн вооружения и боеприпасов
В разделе

Вьетнамская война всё дальше и дальше уходит в историю. Многие современные читатели не знают о борьбе Вьетнама против США, и о победе небольшого народа над ядерной державой. Большую роль в эту победу внес Советский Союз. Наше оружие и военные советники помогли Вьетнаму выстоять, не смотря на ковровые бомбардировки и применения «Оранжа».

Важную роль в этой войне играла так называемая «Тропа Хо Ши Мина» – тайная дорога в непроходимых джунглях, по которой с севера на юг страны переправлялось оружие и боеприпасы. Это был единственный канал связи между севером – Демократической республикой Вьетнам – и югом, где велась война против войск США и Южного Вьетнама. Была ещё одна «Тропа Хо Ши Мина» – морская, идущая вдоль побережья страны. С её помощью так же доставлялось оружие. В этой статье мы расскажем о кораблях и судах «без номеров» – так называлось специальное соединение вьетнамского военно-морского флота, работавшее на морской «тропе».

«Тропа Хо Ши Мина»

Название «Тропа Хо Ши Мина» придумали американцы. В Северном Вьетнаме эту дорогу называли «Тропой Чыонгшон» по названию хребта Чыонгшон. С 1957 года в южном Вьетнаме началась партизанская война против режима, находящегося там у власти. В 1959 году руководство Северного Вьетнама приняло решение о военной помощи партизанам. Была сформирована специальная 559 транспортная группа, которая должна была организовать доставку вооружения, боеприпасов и снабжения через горные джунгли. Сначала, коммунисты попытались решить задачу «в лоб», организовав переходы через демаркационную линию, но это быстро пресекли. Поэтому маршрут «тропы» проложили в самых недоступных местах по территории Лаоса. Это было сделано потому, что тогда в Лаосе шла гражданская война, и территория вблизи границы с Вьетнамом контролировали лаосские коммунисты. Физически, «тропа» представляла собой несколько параллельных дорог и пешеходных троп. Поскольку почти на всём протяжении «Тропа» проходила в тропических джунглях, с воздуха её обнаружить было невозможно. На маршруте были обустроены места отдыха, с воздуха трасса была прикрыта зенитными пулеметами. Большего не требовалось, так как с самолетов её не было видно, а с десантом на вертолетах зенитные пулеметы справлялись. Пехотные подразделения двигались по «тропе» пешком, грузы первоначально перевозили на слонах, но очень быстро перешли на грузовики, так как оружия и боеприпасов было много. За всё время боевых действий тропа расширялась, и к 1975 году представляла собой всепогодную дорогу с шириной проезжей части 8 метров. Более того, параллельно был проложен нефтепровод протяженностью почти 2 000 км и линия связи.

По теме

Для армии США «Тропа Хо Ши мина» была одной из приоритетных целей. У тропы была одна особенность. Она проходила по территории Лаоса и Камбоджи, которые формально соблюдали нейтралитет во Вьетнамской войне. Наносить удары по «тропе» на территории этих стран американцы не рисковали. Главком американских войск во Вьетнаме генерал Уэстморленд несколько раз запрашивал у Президента США Джонсона разрешения на нанесения удара по территории Лаоса и Камбоджи, но всегда получал отказ. Для действий на этом участке было создано специальное подразделение MACV-SOG, которое занималось установкой на этих участках трассы датчиков слежения и взятие пленных. На большее, на территории Лаоса и Камбоджи тогда США не решались. Но в нескольких местах «тропа» заходила на территорию Вьетнама. Вот на них регулярно высаживались десанты «коммандос» и по ним и наносила удары американская авиация. С 1964 года «тропа» находилась под регулярными бомбовыми ударами США, в этих районах применялось климатическое оружие (операция «Попай»). Наиболее эффективным самолетом для противодействия движению по «тропе» по американским данным, был Lockheed AC-130. Это была модификация среднего военно-транспортного самолета Lockheed C-130 «Hercules», на котором были установлены скорострельные артиллерийские орудия. Вьетнам нес потери, но продолжал доставку грузов. В 1967 году, в год максимального противодействия США только 20% грузов доходили с Севера на Юг, но движение не прекращалось. В 1973 году, по требованию Конгресса США, бомбардировки «Тропы» были прекращены. Сегодня некоторые части «Тропы» показывают туристам.

Корабли «без номера»

Если посмотреть на карту Вьетнама, то можно понять, что сухопутная «тропа» увеличивает расстояние, по которому перевозились грузы. Напрашивался еще один вариант – организовать доставку оружия и боеприпасов морем, вдоль побережья страны. Достоинством этого варианта – существенное сокращение маршрута. Но был и один весомый недостаток – наличие американского флота, который, по большому счёту, блокировал побережье страны (за исключением подходов к порту Хайфон для транспортов социалистических стран). Над всей прибрежной полосой проводилась регулярная авиаразведка. Вот её, а также американские эсминцы и должны были обмануть экипажи транспортных судов, перевозящих оружие.

По теме

23 октября 1961 года Главное командование Народной армии Вьетнама сформировало 759 корпус, который через некоторое время был преобразован в 125-ю морскую бригаду транспортных судов. Эта бригада существует до сих пор, осуществляя снабжение боевых кораблей ВМФ Вьетнама. А тогда, в её состав вошли небольшие – грузоподъёмностью около 100 тонн – транспортные суда, построенные на местных верфях, или переданные Вьетнаму Китаем. В те годы эти две страны были стратегическими союзниками. В состав бригады входили даже большие моторные лодки – значение морской «тропы» было чрезвычайно велико, а транспортных судов катастрофически не хватало. Вьетнамцы называли 125-ю бригаду «кораблями без номера». Дело в том, что все боевые и вспомогательные суда ВМФ Вьетнама с момента его создания и до недавнего времени кроме названия имели бортовой номер с буквами HQ и двух, или трехзначным номером. HQ – это аббревиатура, обозначающая «военный корабль». С целью секретности, у транспортных судов такой аббревиатуры не было, они носили различные названия и номера прикрытия.

11 октября 1962 года первый деревянный корабль, имевший название прикрытия «Восток 1», гружённый 30 тоннами военных грузов покинул 15-й причал в гавани Вансет, расположенной в Хайфоне. Утром 19 октября 1962 года «Восток 1» прибыл в конечную точку морской «тропы» – порт Вамлунг, расположенный в уезде Намкан провинции Камау. Этим рейсом была открыта морская «тропа». В то время 30 тонн оружия были ценнейшим грузом для партизан Южного Вьетнама. Несмотря на контроль американцев, воды вдоль побережья Вьетнама в годы войны не были пустынными. Выходили в море рыбаки, перевозились какие-то гражданские грузы. Главная задача кораблей «без номеров» было слиться с ними, быть не замеченными для американской разведки. Эта дуэль продолжалась пятнадцать лет! Как и сухопутная «Тропа», её морской аналог представлял собой 5 различных маршрутов, общей протяженностью около 12 000 морских миль – более 22 000 км. Почти все маршруты начинались у 15 причала в Хайфоне, а конечные пункты на побережье были различными. 125-я бригада несла потери – погибло много судов и около 100 членов экипажей «кораблей без номеров». Был случай, когда судно перехватили, командир Нгуен Ван Хьеу дал команду экипажу спасаться вплавь, а сам взрывал его Что интересно. Суда 125-й бригады тогда были очень простыми, если не сказать примитивными, поэтому их капитаны вели свои блокадопрорыватели без каких-либо навигационных инструментов. Они знали прибрежные воды и ориентировались по звездам.

Инцидент Вунг Ро

Если с северной точкой маршрута было понятно – это порт Хайфон, в который приходили суда из СССР и других соцстран, то с южной точкой надо было определиться. Было принято решение, что причал для приема «кораблей без номера» будет располагаться в Вунг Ро. Событие, произошедшее в феврале 1964 года, побудило командование американского флота начать операцию по блокированию морской «тропы». Эта операция получило название «Рыночное время» Корабль 125–ой бригады под оперативным номером С-41 благополучно совершил три рейса, и суммарно доставил в Южный Вьетнам 140 тонн оружия и боеприпасов. С-41 был небольшим транспортным судном, грузоподъёмностью всего 50 тонн. Следующим по морской «тропе» пошел С-143 с 63 тоннами оружия. На борту был экипаж из 20 человек. Первоначально маршрут был из порта Бинь Донг к пристани Ло Дьё, но по каким-то причинам С-143 встал под разгрузку в Вунг Ро. После разгрузки, небольшой технический инцидент помешал С-143 выйти в море. Экипаж замаскировал его у причала.

По теме

То, что произошло дальше – безусловно, случайность. Но она дала толчок к блокаде вьетнамского побережья. Случилось так, что 16 февраля 1965 года над Вунг Ро пролетал американский вертолет UH-1B, который вывозил раненных американских солдат из зоны боевых действий. Лейтенант Джеймс С. Бауэрс увидел в бухте и около причала изменения, которых не было во время предыдущего полета. Фактически, он увидел замаскированный С-143. Информация ушла в вышестоящие штабы. В Вунг Ро был направлен самолет-разведчик, чтобы определит, что же увидел пилот вертолета. Днем два самолета А-1 «Skyraider» ВВС Южного Вьетнама обстреляли пирс и сбросили на него зажигательные бомбы. Огонь сжег деревья и листья, которым был замаскирован С-143 и «корабль без номеров» стал видимым». С-143 открыл огонь из пулеметов по южновьетнамским самолетам. Южновьетнамская армия направило в Вунг Ро свой 46-й полк. Он вступил в бой с партизанами. С-143 был взорван, но не затонул, а раскололся на две части. Итогом боя было уничтожение С-143 и около 100 тонн оружия и боеприпасов, которые были выгружены и складированы недалеко от причала. Бои продолжались с 16 по 24 февраля. Южновьетнамская армия взрывала пещеры, в которых партизаны складировали привезенное с севера оружие и боеприпасы. Бой был жестким. Погибло 12 партизан. С южновьетнамской стороны погиб командир взвода и американский советник от ВМС США, а также 100 солдат. Были уничтожены два южновьетнамских БТР М-113. Несколько обломков С-143 были подняты и доставлены в Сайгон для всеобщего обозрения. Командование США было поражено количеством найденного в пещерах вооружения – 4 000 винтовок и пулеметов, 1 миллион патронов, 1 500 ручных гранат, 2 000 минометных выстрела и около 245 кг взрывчатки. После этого боя ВМС США организовали блокаду побережья Вьетнама для пресечения доставок военных грузов по морской «тропе Хо Ши Мина»

HQ-671

До наших дней дожил только один из «Кораблей без номера». Сегодня он установлен на берегу и является экспонатом военно-морского музея Вьетнама в Хайфоне. У этого корабля долгая и интересная судьба. Он был построен в Китае. В составе ВМФ Вьетнама с 1964 года. Водоизмещение корабля 164 тонны, грузоподъёмность 50 тонн. В 1967 году этот «корабль без номера» получил оперативный номер С-41, а в 1971 году его сменил другой номер – 641. Только в 1980 году, когда морская «тропа» ушла в прошлое, кораблю присвоили стандартный номер ВМФ Вьетнама – HQ-671. Пожалуй, HQ-671 является символом морской «тропы». Ему и его экипажу невероятно везло. Они 20 раз проходили по морской «тропе», благополучно доставив около 1 000 тонн оружия и боеприпасов. Кроме этого, были рейсы, когда корабль перевозил не оружие, а подпольщиков и северовьетнамский спецназ для действий на юге страны. А весной 1975 года HQ-671 доставлял на юг Вьетнама части 126-й десантно-штурмовой дивизии. В конце войны. корабль выполнял роль войскового транспорта в освобождении острова Сон Ка в архипелаге Чыонге Са. Уже после окончания боевых действий HQ-671 участвовал в снабжении войск на островах архипелага Спратли. Спустя 48 лет этот период его службы приобретает особое значение. О событиях вокруг Спратли смотри статьи «Острова раздора. Захват» и «Острова раздора. XXI век».

Заслуженный корабль весьма активно участвовал во многих стычках, которые происходили вокруг островов с ВМФ Китая. В октябре 1978 года он 8 суток искал 7 офицеров и солдат с острова Фанвинь, и, в конце концов, нашел их в море живыми. 14 марта 1988 года у островов Гак Ма, Ко Линь, Лен Дао произошел инцидент, в ходе которого были потоплены несколько вьетнамских катеров. Несмотря на противодействие ВМФ Китая, HQ-671 подбирал и спасал членов экипажей потопленных катеров.

Корабль был дважды удостоен звания Героической части Народных Вооруженных Сил, а 10 августа 2018 года было объявлено, что HQ-671 признан национальным наследием Вьетнама.

Заключение

125-я бригада продолжает входить в состав ВМФ Вьетнама. Задачи у соединения – те же – снабжение кораблей флота и гарнизонов на островах в Южно-Китайском море. Появились и новые задачи. Например, после ураганов, когда в прибрежных поселках нарушается водоснабжение, танкеры 125-й бригады развозят по побережью пресную воду. В состав входят по-прежнему небольшие корабли и суда, оснащенные всем необходимым навигационным оборудованием. В Вунг Ро расположен мемориал в память о моряках «кораблей без номеров».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.06.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх