Генпрокуратура обратила внимание на то, что в ряде регионов школы создают препоны для перехода учеников из 9-х в 10-е классы. Таким образом подростков, по сути, выдавливают в техникумы и колледжи.
В прошлом номере мы рассказали о том, что запросы абитуриентов и предложения вузов сильно расходятся. В этом году бюджетных мест хватает почти на всех выпускников 11-х классов (621 тыс. мест на 635 тыс. человек). В то же время в одних университетах наблюдается жёсткий конкурс, а стоимость коммерческого обучения заметно повышается, другие же вынуждены объявлять дополнительный приём документов, чтобы заполнить пустующие бюджетные места.
Кто бы в слесари пошёл?
По всему видно, что часть абитуриентов идут в вузы без чёткой профориентации и руководствуются принципом «куда возьмут». В то же время из года в год на самых разных уровнях повторяется тезис о том, что экономике России не хватает «синих воротничков», то есть рабочих с квалификацией. При этом уточняется, что у нас-де уже достаточно поваров, администраторов, продавцов и различного персонала в сфере развлечений, тогда как не хватает сварщиков, электриков, слесарей, строителей и даже водителей. Прежде бизнес как-то пытался затыкать кадровые дыры с помощью гастарбайтеров, но теперь по разным причинам это будет делать всё сложнее.
Потому неудивительно, что система образования как-то пытается переориентировать часть подростков на средне-специальные учебные заведения (ссузы). Похоже, что пока это делается негласно и лишь на уровне отдельных регионов – среднее профессиональное образование находится в ведении субъектов РФ, тогда как вузы подчинены напрямую федеральному Минобрнауки.
Судя по сообщению Генпрокуратуры, директора отдельных школ создают дополнительные препятствия для перехода из 9-х в 10-е классы. Например, вводят конкурс аттестатов, через который проходят даже не все хорошисты (упоминается случай, когда проходной балл составил 4,4). Другой вариант – в школах не остаётся «общеобразовательных» 10-х классов, все они получают статус специализированных. Таким образом тех, кто не является отличником (или, можно предположить, не имеет «лохматой руки», либо влиятельных родителей), мягко, но настойчиво побуждают получать рабочую специальность.
Генпрокуратура назвала такие действия нарушением законных прав детей и пообещала помочь им получить места в школах. Но сам факт, что родителям школьников приходится доходить аж до Генпрокуратуры, говорит о многом. В связи с этим появляется вопрос: что предлагает российская система образования и рынок труда тем, кто пойдёт в «синие воротнички»?
Цифры
Примерно 60% студентов ссузов учатся за деньги. Стоимость обучения в ссузах очень сильно различается по регионам и уровню престижности. В Москве она укладывается в диапазон от 40 до 500 тыс. рублей в год. В числе самых дорогих направлений – юриспруденция, а также творческие специальности, связанные с театром и эстрадой. Выучиться на электрика или штукатура почти в любом городе можно бесплатно.
Что изменится в жизни россиян с 1 сентября 2023 года
Из студентов – в крепостные
В этом году 9-е классы окончили более 1,6 млн школьников, из них в мае 1,22 млн заявляли о намерении пойти в учреждения среднего профессионального образования (СПО). Сейчас чёткого разграничения между училищами, техникумами и колледжами не существует – в каждом из них могут быть разные профессиональные программы, а название, как правило, закрепляется традицией. В конце августа появилась новая цифра: в СПО принято 1,25 млн первокурсников. Эта информация в новом свете преподносит тот факт, что некоторые вузы недосчитались абитуриентов. Но всё же о массовом перетоке абитуриентов из вузов в ссузы пока говорить не приходится. Возможно, это маленькая подвижка, которая может перерасти в тенденцию, а может и нет.
Примечательно, что сейчас большинство абитуриентов, направляющихся в ссузы, как и студенты вузов, не хотели бы заниматься работой, связанной с физическим трудом. Подготовка квалифицированных рабочих в ссузах неуклонно снижается на протяжении 20 лет: 2000 год – 762,3 тыс.; 2015-й – 368,2 тыс.; 2022-й – 161,2 тысячи. В прошлом учебном году только каждый пятый студент колледжа и техникума получал рабочую квалификацию (данные исследований НИУ ВШЭ).
В то же время в числе самых популярных специальностей числятся медицина, экономика, юриспруденция, туризм и IT. Трек профессионального развития в данном случае понятен: трудоустройство в компанию на низовые позиции, заочное получение высшего образования и дальнейший карьерный рост. При определённых обстоятельствах можно перегнать даже тех, кто учился в вузах на дневном. К примеру, известно, что многие судьи вырастают из судейских секретарей, учившихся в ссузах, а затем получивших высшее образование заочно. Ещё показательный пример: специальность стоматолога-ортопеда в ссузе можно получить за три года и после этого приниматься за изготовление зубных протезов. За два-три года работы в этой сфере реально выйти на доходы гораздо выше среднего по стране. А вот выпускник медвуза по той же специальности через шесть лет будет просто зелёным новичком.
Однако понятно, что, направляя школьников в ссузы, власти регионов имеют в виду другие профессии, то есть будущих работников промышленных предприятий. Как эта политика будет формализована, пока непонятно. Например, в мае спикер Госдумы Вячеслав Володин рассуждал: «У нас есть в высшей школе как бюджетные места, так и платные, всё понятно. Но когда у нас есть платные отделения в средних профессиональных образовательных учреждениях, для того чтобы человек получил профессию, наверное, это неправильно. Может быть, всё-таки эту тему вынести на обсуждение, чтобы вместе с коллегами по ней определиться? Заканчивает человек школу, хочет он получить профессию сварщика, электрика, повара – мы должны такую возможность дать».
То есть можно ждать отмены платы за обучение по каким-то специальностям? Хотя, судя по выступлениям профильных чиновников, система может оказаться сложнее: студент получит в ссузе бесплатное образование, но потом будет отрабатывать у работодателя по контракту о целевом обучении. В условиях безработицы такая мера могла бы быть востребованной среди абитуриентов. Но сейчас ситуация другая – работников не хватает. Пойдут ли абитуриенты ссузов массово в «крепостные», сказать трудно. Возможно, их будут к этому подталкивать: всё больше бюджетных мест станут отдавать под целевой набор. Выходит, либо плати за обучение, либо будешь отрабатывать.
Детали
Согласно исследованию НИК ВШЭ 2023 года, официально трудоустраиваются около 40,2% выпускников ссузов независимо от уровня квалификации. Этот показатель заметно ниже, чем среди выпускников вузов, – 70–75%. Причём средняя зарплата официально трудоустроенных выпускников СПО составляла лишь примерно 35,4 тыс. рублей в месяц, что на треть меньше среднего заработка выпускников вузов. Также выяснилось, что примерно треть студентов ссузов сразу идут учиться в вузы, а не выходят на рынок труда.
Потеряны темпы подготовки рабочих и специалистов среднего звена в таких отраслях, как электроника, радиотехника и системы связи, приборостроение, авиационная и ракетно-космическая техника, кораблестроение, отчасти машиностроение. Тенденция эта складывалась годами, а рынок труда может измениться стремительно. К примеру, в прошлом году из-за санкций в России начали развивать собственную электронику, но предприятия столкнулись с нехваткой кадров. Естественно, начали расти зарплаты. Так, эксперты говорили о росте зарплат операторов на линии производства печатных плат на 20% в год. Однако если оценивать доход этих специалистов не в процентах, а в деньгах, то выходят весьма скромные 60 тыс. рублей. В то же время менеджеры на тех же производствах имели рост ставок всего на 4%, но на руки получали уже по 130 тыс. рублей.
Говоря о росте востребованности рабочих специальностей, всегда полезно смотреть на реальные цифры зарплат. Сейчас рейтинг самых дорогих рабочих (по данным сервиса Работа.ру) возглавляют электромонтажники (103 тыс. рублей), за ними идут комплектовщики с зарплатой 87 тыс. рублей и слесари (85 тыс. рублей). Но речь шла именно о самых «дорогих» вакансиях. В основной массе вакансий тем же электрикам предлагают суммы в вилке 70–80 тыс. рублей.