В Торгово-промышленной палате прошла встреча, в ходе которой представители крупнейших производителей мебели, чиновники и Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) обсудили проблематику отрасли в направлении экспортных поставок.
Положительная динамика
Уже второй год подряд экспортная активность предприятий, занимающихся производством лесоматериалов, продуктов деревообработки и мебели, растет.
В прошлом году общий объем поставок продукции в этом сегменте рынка за рубеж составил более 7,5 миллиардов долларов. Две три экспорта пришлось на древесину, строганную или распиленную. Фанера и плиты из древесных материалов взяли на себя еще 25%.
Мебельный сектор, несмотря на небольшую долю в общем экспорте (5% или 375 миллионов долларов) отличился заметной активизацией поставок. Только за 2018 год объем продаж мебели за границу увеличился почти на 30%, а за первый квартал этого года вырос еще на 5% по сравнению с прошлым годом (данные Росстата).
Если верить статистике, мебель, сделанная в России, пользуется спросом за рубежом, и отечественные фабрики могут этот спрос удовлетворить. Однако для прибыльного и долгосрочного экспорта необходимо решить ряд проблем, с которыми столкнулись российские поставщики.
Проблемы отрасли
Несмотря на успехи, подтвержденные статистикой, отечественные мебельные фабрики, нацеленные на поставки за границу, не работают в этом направлении в полную силу. В лучшем случае, только 10% продукции поставляется за рубеж, а этот процент может быть гораздо выше.
Основные проблемы, с которыми приходиться бороться предприятиям-экспортерам, заключаются не только в отсутствии практического опыта построения отношений с зарубежными партнерами.
У российских предприятий нет налаженной логистической схемы, нет складов на территории стран сбыта, имеются трудности с сертификацией.
Требуется господдержка
В ходе встречи в ТТП представители АМДПР и фабрик-производителей пришли к выводу, что на данном этапе для развития экспортного сектора требуется разносторонняя помощь государства.
В числе прочих предполагаемых инструментов господдержки были отмечены компенсации на логистику и транспортные расходы экспортеров. Соответствующие рекомендации были переданы в Минпромторг и государственный Центр, курирующий импортные поставки.