Версия // Общество // В Советском Союзе круизная отрасль приносила прибыль в рублях и валюте

В Советском Союзе круизная отрасль приносила прибыль в рублях и валюте

2830

Забытые круизы

В Советском Союзе круизная отрасль приносила прибыль в рублях и валюте
(Фото: Wikimedia Commons/Andy Eick)
В разделе

В СССР индустрия отдыха была налажена отлично. Пансионаты, санатории, туристические поездки и походы с рюкзаками. Эта сторона жизни советских людей широко отражена в литературе и кинематографе. Намного меньше информации об ещё одном виде отдыха – речных и морских круизах. Так получилось, что о круизах в советскую эпоху знают не много. А жаль. В СССР широко практиковались все виды круизного отдыха, кроме, пожалуй, круизов на крупных парусниках.

В этой статье мы расскажем об особенностях путешествий на теплоходах в советскую эпоху.

Морские круизы в Советском Союзе

Начиная с 50-х годов ХХ века все морские путешествия в СССР можно было разделить на четыре вида.

Европейские круизы с советскими гражданами. Всё началось с двух рейсов Ленинград – Одесса и обратно. Это было чисто пропагандистское мероприятие. Пассажирами этих двух рейсов были рабочие московских и ленинградских заводов, писатели и журналисты. Постепенно, пропагандистская составляющая уменьшалась, и к 70-м годам оформились два направления – из Ленинграда в столицы стран, выходящих в Балтийское и Северное морям, и из Одессы по Чёрному и Средиземному морям с заходом в порты Турции, Египта, Сирии, Ливии, Греции, Италии и Франции. Формально, в этих круизах мог участвовать любой гражданин Советского Союза. На практике же, попасть в них могли очень немногие, имеющие связи с партийными структурами. Сегодня мало кто знает, что для того, чтобы выехать из СССР, нужно было получить две визы – въездную и выездную. С въездной все понятно – её давало посольство той страны, куда путешественник хотел попасть. Выездная виза была изобретением СССР. Родное государство могло просто не разрешить покинуть пределы Отечества. И это не было связано с секретами, которыми мог обладать человек, работая в «почтовых ящиках». С секретоносителями всё было чётко и понятно. Для получения выездной визы необходимо было пройти собеседование в одном из райкомов КПСС, где чиновники и ветераны партии решали – достоин ли соискатель права на выезд из своей страны. И если человек не мог ответить на вопрос, в каком году Ленин посещал европейскую страну, в которую человек хотел поехать, или не знал фамилию Генерального секретаря коммунистической партии этой страны – в выездной визе ему отказывали. А если соискатель планировал выехать в круиз с посещением портов нескольких стран, то он должен был иметь информацию о коммунистической партии каждой страны. Такие круизы проводились не часто, и людей, которые побывали в них, было не много.

Теплоход «Максим Горький» в порту Фуншал, о. Мадейра, 1978 г.
(Фото: Wikimedia Commons/Buonasera)
Теплоход «Максим Горький» в порту Фуншал, о. Мадейра, 1978 г. (Фото: Wikimedia Commons/Buonasera)

Круизы по всему миру для иностранцев. Министерство морского флота СССР – ММФ СССР – было одним из немногих структур в государстве, которое зарабатывала реальную валюту для страны. Конечно, долларов от ММФ в казну поступало меньше, чем от добычи нефти и газа, но всё равно гражданский флот был важным донором бюджета. В те годы торговый флот имел избыточный тоннаж. Это позволяло перевозить не только грузы для страны, но и предоставлять суда для перевозок по всему миру. Пароходства ММФ зарабатывали приличные деньги. То же касалось и круизной отрасли. Советские пассажирские теплоходы были востребованы у европейских туристов, и часто европейские турфирмы арендовали советские лайнеры на несколько лет вперед. Естественно, советские граждане попасть в такие круизы не могли. Надо сказать, что конкуренция между советскими пароходствами и западными судоходными компаниями была жёсткой. Иногда это приводило к гибели лайнеров. Об одном из таких случаев смотри статью «Гибель теплохода «Михаил Лермонтов».

По теме

Круизы по Чёрному морю. С середины XIX века на Чёрном море появляется Крымско-Кавказская линия – ККЛ. Несколько пароходов регулярно ходили по маршруту Одесса – Севастополь – Ялта – Новороссийск – Сочи – Сухуми – Батуми – Одесса. Первоначально это была транспортная линия, по которой перевозили грузы и пассажиров. Начиная с 60-х годов ХХ века, она становиться туристической линией, главными пассажирами которой стали советские граждане, желающие совершить морской круиз. ККЛ имело две особенности. Во-первых, можно было купить билет, как на весь круг (7 дней), так и из любого порта маршрута в любой порт. А, во-вторых, поскольку теплоходы не заходили ни в один из зарубежных портов и шли в советских территориальных водах, для путешествия не нужен был загранпаспорт. Соответственно, отпадала необходимость и в беседах в райкоме КПСС со старыми большевиками. Нужно было только купить билет. Это было тяжело, но возможно. Круиз по ККЛ реально позволял советскому человеку побывать в морском круизе.

Круизы по Тихому океану. Тихоокеанские круизы разительно отличались от проводимых в европейской части страны. Это отличие объяснялось географией и особенностью судоходства на Тихом океане.

Дизель-электроход «Россия», 1956 год
(Фото: Wikimedia Commons/ В.И. Черкашин)
Дизель-электроход «Россия», 1956 год (Фото: Wikimedia Commons/ В.И. Черкашин)

«Из зимы в лето». Уникальный туристический продукт, который был бы актуален и сегодня. Появился он случайно. На Дальнем Востоке работала важная, можно даже сказать, стратегическая транспортная линия Владивосток – Петропавловск-Камчатский. На теплоходах этой линии перевозились военнослужащие, проходящие службу на Камчатке, сезонные рабочие на рыбокомбинаты и жители Камчатки. Летом на этой линии работали несколько крупных пассажирский лайнеров, зимой оставался один. Остальные, пройдя ремонт, несколько зимних месяцев простаивали во Владивостоке. Кому-то в Дальневосточном морском пароходстве пришла в голову необычная идея – организовать круиз «Из зимы в лето». В декабре – феврале пассажиры без загранпаспортов садились на лайнер во Владивостоке, и он шёл на юг до экватора. Самое главное – теплоход не заходил ни в один иностранный порт. Пассажиры из нашей зимы попадали в тропическое лето. Загорали, купались, отдыхали. Пройдя экватор, теплоход разворачивался и возвращался во Владивосток. Круиз был долгим – 20 суток, и стоил дорого – 580 рублей К этому нужно было добавить стоимость билетов на самолет до Владивостока. Напомним, что средняя зарплата инженера в те годы была 120 – 130 рублей. Но тогда не было зимних туров в Египет, Турцию и Таиланд. И такой круиз был единственной возможностью для советского человека зимой оказаться в жарком лете. Один раз с теплохода сбежал пассажир – океанолог Станислав Курилов. Он ночью прыгнул за борт и сумел доплыть до ближайшего острова. Об этом смотри статью «Прыжок в океан».

Вторым фирменным дальневосточным круизом был круиз «По морям и землям Дальнего Востока»

Первый экспедиционный

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Что из себя представляет обычный морской круиз, и чем он отличается от экспедиционного? Современные круизные лайнеры – это большие, часто огромные теплоходы, берущие на борт до 5 000 пассажиров. Что делает турист на лайнере? Отдыхает – посещает бары, загорает, купается в бассейне, ходит по магазинам, ест в ресторанах и кафетериях, катается на водных горках, посещает судовой театр и многое, многое другое. На крупных современных лайнерах даже возникла специфическая проблема. При заходе в порт туристы не хотят сходить на берег и ехать на экскурсии, или самостоятельно гулять по городу. Они предпочитают проводить время на лайнере. Ведь, фактически, это пятизвездочная гостиница со всеми возможными развлечениями.

Экспедиционные круизы строятся по совершенно другим принципам. Во-первых, экспедиционный лайнер небольшой – максимум на 300 туристов. Во-вторых, их маршруты – это труднодоступные места планеты, включая Арктику и Антарктиду, Часто единственной возможностью посетить то, или иное место – это экспедиционный круиз. В-третьих, на борту нет никаких развлечений, характерных для круизного лайнера. Максимум – по вечерам в салоне звучит живая музыка. И, наконец, в-четвертых, в состав экипажа экспедиционного круизного лайнера входят серьёзные ученые, которые рассказывают туристам о тех местах, куда они будут высаживаться, о местной флоре и фауне. На борту есть специальные лодки и катера, на которых туристы высаживаются на берег. Характерной особенностью экспедиционных круизов является и то, что они сильно зависят от погоды. По метеоусловиям программа круиза может быть сильно скорректирована. Туристы об этом знают, и заранее с этим согласны. И, наконец, последнее. Стоимость экспедиционного круиза значительно больше обычного.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.10.2021 12:40
Комментарии 0
Наверх