Сеть ресторанов быстрого питания «МакДоналдс» сообщила, что временно приостанавливает свою деятельность в России. С российского рынка могут уйти и другие популярные сети фастфуда. Власти считают, что ничего страшного в этом нет, и на смену популярным американским ресторанам придет отечественный общепит. Однако прошлые попытки запустить собственные аналоги если не терпели фиаско, то однозначно не стали достойным конкурентом «МакДоналдсу». Получится ли теперь?
Спецоперация на Украине привела к массовому уходу мировых брендов из России. Свою деятельность в стране временно свернули многие зарубежные гиганты, и не далее как 8 марта стало известно, что к ним присоединится и сеть фастфуда «МакДоналдс» (McDonalds). Пусть временно, но прекратят работу все 850 ресторанов, расположенных на территории РФ. В сети отметили, что ввиду сложившейся обстановки компания не может гарантировать в России бесперебойную работу основных направлений, поддержание ключевого ассортимента в предприятиях сети и высокие стандарты качества, к которым привыкли посетители. Как уточнили в компании, офис продолжит функционировать в прежнем режиме, а сотрудники, заботу о которых в «МакДоналдсе» назвали одним из главных приоритетов, по-прежнему будут получать заработную плату. Все обязательства сети перед поставщиками и партнерами будут выполнены.
Как подсчитало информагентство Reuters, такой шаг обойдется «МакДоналдсу» в 50 миллионов долларов в месяц – эти средства пойдут на зарплаты для сотрудников, которых, к слову насчитывается 62 тысячи, на операции по поставкам и производственные объекты. Пока заведения сети еще работают, по последним данным они закроются 14 марта. При этом недавно риторика «МакДоналдс» была совсем иной: 2 марта, то есть, уже после начала спецоперации на Украине, в сети заявляли о планах открытия новых точек в России. По всей видимости, в компании не ждали, что продолжение бизнеса в РФ будет сопряжено с высокими репутационными рисками и давлением со стороны общественности в странах Запада – в противном случае едва ли сеть решилась уйти.
С заявлением о приостановке работы собственных ресторанов в России выступила компания Yum! Brands (владелец KFC, Pizza Hut). Правда, большинство ее заведений работают по франшизе, поэтому закроются лишь 70 ресторанов.
Пакет со следами бургера
Между тем, некоторые россияне начали переживать: «МакДоналдс» работает в стране уже более трех десятков лет, и для многих потребителей превратился в неотъемлемую часть жизни. Некоторые из них принялись делать запасы впрок, замораживая в своих холодильниках бургеры из популярной сети. Не исключено, что запасы гамбургеров предприимчивые граждане делают не для личного потребления, а рассчитывают выгодно их продать поклонникам американского фастфуда через пару недель после закрытия ресторанов. В сети появились фотографии таких складов. Успех предприятия выглядит сомнительным – еда из «МакДоналдса» теряет вкус, когда остывает. Правда, опытные любители быстрой еды, готовые поделиться своими лайфхаками, рекомендуют разогревать бургеры не в микроволновке, а в духовке, а также добавлять в остывший продукт воду – тогда вкусовые качества практически не пострадают.
Тем временем, на «Авито» уже появились объявления о продаже блюд из «МакДоналдса» с абсурдными ценами. За бигмак просят 5,5 тысячи рублей, биг тейсти предлагают приобрести за 3 тысячи рублей, а вишневые пирожки – за 15 тысяч рублей. Более того, в ход пошли даже фирменные пакеты с логотипом сети. Авторы объявлений выставляют упаковку из «МакДоналдса» и KFC в ценовом диапазоне от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, указывая, что лот содержит «следы съеденных продуктов», которые «напомнят о вкусе любимых бургеров в былые времена». Особенно странно это выглядит на фоне того, что рестораны пока не закрылись, поэтому подобные объявления всё же воспринимаются как шутка.
Госсобрание Башкортостана внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, который обязывает организаторов концертов указывать на афишах и в билетах факт использования фонограммы.
Забавная ситуация произошла с российской певицей Ольгой Бузовой. Она увидела в сети историческое фото 1990 года, на котором запечатлена очередь в первый ресторан «МакДоналдс» в Москве. Знаменитость решила, что фото свежее, и все эти люди спешат в ресторан, чтобы успеть напоследок отведать гамбургеры и картошку фри. Бузова порадовалась уходу сети из России, предложив открыть вместо «МакДоналдсов» заведения «Бузфуд».
Фастфудное импортозамещение
Предложение Бузовой может показаться нелепым, но здравый смысл здесь присутствует: если на рынке общепита освобождается внушительная ниша, необходимо подумать о том, чем ее заполнить. К тому же в нынешних условиях неопределенности стоит на всякий случай проработать варианты с трудоустройством десятков тысяч работников, если по каким-то причинам «Макдоналдс» вдруг не сможет вернуться в ближайшие месяцы. Власти столицы, на которую приходится львиная доля «Макдаков», не видят проблемы: там отметили, что 99% продуктов питания, которые использовала сеть, поставляются российскими поставщиками, и уже в течение максимум одного года американский фастфуд можно спокойно заместить отечественными предприятиями. Аналогичным образом там планируют поступать и с прочими направлениями.
Высказался на этот счет и спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. По его словам, драматизировать ситуацию не стоит, поскольку в России найдется замена популярному общепиту:
«”МакДоналдс” – 100% российское сырье. Заявили, что закрываются. Ну и хорошо, закрывайтесь. Только завтра там уже должен быть не ”МакДоналдс”, а "У дяди Вани". Рабочие места должны быть сохранены, а цены снижены: вот такой подход».
Россияне тоже знают, чем заменить «МакДоналдс». Как следует из опроса, проведенного «Комсомольской правдой», большинство из них не слишком расстроилось из-за ухода американского фастфуда. Более четверти опрошенных в принципе не приемлют такую еду, еще 29% считают, что достойной альтернативой картофелю фри, наггетсам и бургерам станет «котлетка с пюрешкой», остальные готовы перейти на шаурму, блины, выпечку, шашлыки и пиццу.
Скорее нет, чем да
Разговоры об отечественном аналоге «МакДоналдс» ведется чуть ли не с открытия самого первого ресторана фастфуда в Москве, но нельзя сказать, чтобы российские сети преуспели в этом вопросе. Конечно, на рынке уже много лет остаются сети «Крошка-Картошка» и «Теремок», но до «МакДоналдс» им откровенно далеко – даже если взглянуть на очереди на фудкортах, где представлены все эти заведения, становится ясно, за кого потребители голосуют рублем.
Громкие заявления о создании конкурента «МакДоналдса» в своё время делали режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков, обещавшие недорогую и натуральную еду в сети «Едим как дома» и просившие у властей миллиард на реализацию этой идеи. Возможно, сейчас пора возродить былые бизнес-планы?
Как бы там ни было, пока «МакДоналдс» не ушел окончательно. И делить шкуру неубитого медведя как минимум рано. К тому же, сеть успела приучить потребителей к определенному ассортименту и уровню обслуживания, и российским компаниям, которые хотят с ним конкурировать, нужно это учитывать. Если им удастся поднять свою планку, «МакДоналдсу» будет сложнее вернуть себе аудиторию, однако учитывая масштабы американского гиганта и его роль на мировом рынке, он наверняка найдет решение.
Временное отсутствие «Макдака» может мотивировать уже существующие российские сети к активным действиям, но вряд ли сейчас можно говорить о появлении конкурентоспособной компании с нуля – слишком велики риски и нестабильна экономическая обстановка.