Версия // Общество // В России дан старт кампании по борьбе с вредной едой

В России дан старт кампании по борьбе с вредной едой

1926

Вкусная смерть

lori.ru
В разделе

В скором времени реклама так называемой вредной еды может быть запрещена. Пока, правда, только в детских передачах. Соответствующие поправки в закон «О рекламе» представила зампред думского комитета по образованию Алёна Аршинова.

Согласно предложенным поправкам, в детских передачах планируется запретить рекламу всех продуктов питания с повышенным содержанием жира, сахара и соли. «Каждая детская программа чему-то учит, прививает какие-то ценности, даёт нравственные ориентиры. Но нужно понимать, что ребёнок не воспринимает рекламу в отрыве от сказки или мультика. И любимая программа в дальнейшем ассоциируется у него с определённым продуктом, зачастую вредным для здоровья. Очень популярна реклама шоколадок, которая начинается со слов «Мама, смотри!». Через какое-то время ребёнок говорит: «Мама, купи!», – рассказывает автор предложенных законодательных нововведений.

За последнее время это уже не первое наступление российских законодателей на производителей нездоровой пищи. Ещё в августе депутаты Госдумы выступили с предложением ввести повышенный налог (23% вместо нынешних 20%) для иностранных организаций, работающих в сфере быстрого питания. Правда, тогда эта инициатива имела чёткую политическую привязку: именно в это время Роспотребнадзор начал проверку сети «Макдоналдс». Попытки обложить фастфуд повышенным налогом предпринимались и ранее. И на сегодняшний день есть все основания полагать, что рано или поздно все эти начинания будут реализованы.

Стоить заметить, что в своих начинаниях Россия не одинока, кампания по борьбе с вредной едой уже полным ходом идёт во многих странах мира. Пионером этой борьбы, безусловно, можно считать Мексику, где уже больше года действуют повышенные налоговые ставки на газировку, вводятся ограничения на телерекламу вредной еды. А также планируется ввести дополнительную маркировку продуктов с повышенным содержанием сахара и жиров.

Буквально на днях в калифорнийском городке Беркли прошло голосование за введение налога на сладкие безалкогольные напитки. Как сообщает The Wall Street Journal, теперь напитки, содержащие сахар, будут облагаться дополнительным налогом в размере 1 цента на унцию (28,4 мл). Причём речь идёт не только о газировке, но и об энергетических напитках, а также о соках. По прогнозам аналитиков, в результате цены на них в рознице могут вырасти на 10%.

Кстати, в США это уже не первый случай наступления на производителей вредной еды. В прошлом году Майкл Блумберг, занимавший тогда пост мэра Нью-Йорка, пытался ввести запрет на продажу газированных напитков в бутылках более 0,47 литра. Правда, в итоге инициативу градоначальника не поддержал суд, указавший на то, что введение подобных запретов ограничивает свободу потребителя.

Похожим образом в 50-е годы прошлого века примерно так же начиналась и борьба с курением. Тогда в мире ещё не было однозначного представления о том, что курение несёт непременный вред, потому ограничения вводились постепенно, в зависимости от того, удавалось ли борцам с курением представить очередные научные исследования, доказывающие вред табака.

Очень скоро дело было поставлено на коммерческую основу. Фармкорпорации и по сей день тратят миллиарды долларов ежегодно на лоббирование своих интересов. И это только в США, где подобные цифры представители фармбизнеса обязаны раскрывать.

Теперь, судя по всему, нам предстоит узнать новые «научные подробности» о вреде чрезмерного потребления сахара, белого хлеба, котлет с сыром и жареной картошки. Ещё в 2010 году Всемирная организация здравоохранения попыталась было перевести кампанию по борьбе с вредной едой на научные рельсы, представив исследование, в котором данные о заболеваниях диабетом и проблемах с сердечно-сосудистой системой прямо кореллировались с данными о потреблении газировки. Однако пока что успех кампании по борьбе с вредной едой представляется весьма сомнительным. Если в случае с курением потребителям предложили простую и понятную конструкцию: куришь – вредишь здоровью, то с едой так вряд ли получится. Стаканчик сладкой газировки, равно как и одно пирожное, едва ли можно назвать откровенно вредными для здоровья – здесь скорее может идти вопрос о культуре питания. «Любые попытки сделать человека умнее с помощью законов обречены на провал, потому что природа человека другая, – рассуждает председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Александр Борисов. – К тому же это противоречит духу рыночной экономики, когда человек должен сам отвечать за принятие решений».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2014 11:45
Комментарии 0
Наверх