Версия // Общество // В реестр иноагентов могут попасть родственники фигурантов списка и другие связанные с ними лица

В реестр иноагентов могут попасть родственники фигурантов списка и другие связанные с ними лица

4498

Под общий знаменатель

В реестр иноагентов могут попасть родственники фигурантов списка и другие связанные с ними лица
(Фото: pixabay.com/pradiprout)
В разделе

Депутаты Госдумы подготовили законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который в ближайшее время может быть внесен на рассмотрение в нижнюю палату парламента. Он фиксирует понятия «иноагент» и «иностранное влияние», устанавливает круг лиц, которые могут быть включены в реестр, и указывает, как из него выйти. Специалисты считают, что законодательство в этой сфере уже давно требовало систематизации.

Новый вариант законопроекта «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» может быть внесен на рассмотрение в Госдуму уже на этой неделе. Один из ключевых его пунктов предполагает, что в единый реестр иноагентов при определенных условиях могут попасть родственники тех, кто уже находится в этом списке. Об этом сообщает газета «Известия», которая ознакомилась с текстом документа. Один из авторов законодательной инициативы, зампредседателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой уточнил, что законопроект внесут на рассмотрение парламентарии, представляющие фракции «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России», а также сенаторы. По его словам, вероятно, это произойдет 25 или 26 апреля. Луговой заявил, что в нынешней ситуации важно упорядочить все нормы, связанные с иноагентами и их деятельностью, поскольку многие недружественные России страны хотят оказывать влияние на ее граждан и государственную политику. Как обратил внимание депутат, речь идет не об ужесточении норм, а об их упорядочивании.

Ранее эта сфера регулировалась путем внесения поправок в законы об НКО, общественных объединениях, СМИ и не только, но если предложенный законопроект будет принят, регулировать все эти нормы станет один закон«О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Реестр иноагентов

На данном этапе российский Минюст вносит иноагентов в четыре реестра: НКО, СМИ, физлиц и незарегистрированных общественных объединений. Законопроект предлагает вести общий реестр.

В документе присутствуют формулировки понятий «иностранный агент» и «иностранное влияние». В частности, по версии авторов законопроекта, иноагент – это лицо, «получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах» и занимающееся политикой, сбором данных о военной или военно-технической деятельности России, распространением материалов и сообщений, рассчитанных на неограниченный круг лиц или участвующее в создании таких сообщений и материалов.

Что касается иностранного влияния, под ним понимается получение поддержки из иностранных источников, например, от властей другого государства или международных организаций, а также оказание на это лицо воздействия из-за рубежа. Поддержка, поступающая из иностранного источника, может проявляться в получении финансирования из-за рубежа, а также научно-технической помощи или иных ее видов.

Впрочем, законопроект предполагает возможность внесения в список иноагентов и тех, у кого нет помощи из-за рубежа – для этого нужен факт «воздействия» иностранного источника. В нынешнем виде соответствующая норма распространяется только на физлиц, но документ предлагает расширить ее на все категории иноагентов.

Иноагенты и аффилированные лица

Если законодательная инициатива будет принята, иноагентами можно будет признать любое юрлицо, зарегистрированное в РФ или за рубежом, любое отечественное или иностранное общественное объединение, а также физическое лицо вне зависимости от его гражданства. Признание иноагентами будет невозможным в отношении российских органов власти, госкомпаний и подконтрольных им юрлиц, зарегистрированных в соответствии с законом религиозных организаций и политических партий, публично-правовых компаний, госкомпаний и органов управления государственными внебюджетными фондами.

По теме

Основаниями для выхода из реестра станут прекращение деятельности в связи с ликвидацией юрлица или объединения, смерть физического лица или установление факта отсутствия иностранной поддержки в течение продолжительного времени или отказа от нее и возвращения помощи.

Если физлицо будет признано иноагентом уже после принятия законопроекта, оно сможет подать заявление об исключении из реестра, однако потребуется подтверждение прекращения «обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр».

К аффилированным с иноагентами лицам законопроект относит тех, кто получал помощь от НКО, общественных объединений или физлиц, признанных иноагентами, в целях осуществления политической деятельности, а также члены, учредители и сотрудники таких НКО и общественных объединений. Таким образом, журналисты, представители НКО и их родственники могут оказаться в соответствующем списке, даже если не будут иметь прямого отношения к иностранным деньгам.

Ограничения для фигурантов реестра

Юридические и физические лица, попавшие в список иноагентов, должны будут уведомлять своих сотрудников и органы публичной власти о включении в реестр иноагентов. Также авторы документа предлагают запретить фигурантам списка организацию публичных мероприятий, ведение преподавательской, просветительской и воспитательной деятельности и выпуск информационной продукции для несовершеннолетних. Кроме того, иноагентам по-прежнему нужно будет применять маркировку с указанием их статуса, но это относится только к материалам, связанным с профессиональной деятельностью – сообщения и посты личного характера маркировать не нужно.

Законопроект предусматривает новую меру ответственности для иноагентов: Минюст вправе направить в Роскомнадзор запрос на ограничение доступа к сайту иноагента, если последний будет нарушать требования закона. Порядок, в котором Минюст будет взаимодействовать с РКН, и процедуру блокировки и ее снятия должно будет установить правительство. Также, согласно инициативе, Минюст должен ежегодно отчитываться перед Госдумой и Совфедом об участии фигурантов реестра иноагентов в политической деятельности, поступлении и расходовании средств.

Закономерный шаг

Напомним, законодательство об иностранных агентах действует в России уже несколько лет и активно используется с 2020 года. За это время список расширился до более чем сотни позиций. Эксперты, мнением которых поинтересовались «Известия», считают, что необходимость в систематизации законодательства возникла уже давно. Единый реестр иноагентов и единый закон, регулирующий все нормы, связанные с этой категорией, более удобны на практике. К тому же, изначально в законодательстве имелись недоработки, которые возникали, так как правовые нормы принимались в сжатые сроки. Сейчас можно исправить недочеты. При этом, как отмечают специалисты, во многих других странах в отношении лиц и организаций, финансирующихся из-за рубежа, действуют более жесткие нормы, чем в России, и отставать здесь не стоит – речь идет о противодействии вмешательству во внутренние дела государства.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.04.2022 14:25
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх