В марте 2017 года Минобороны реформировало ведомственное ЖКХ. Основной идеей изменений стал отказ от аутсорсинга и заключение прямых контрактов с поставщиками. Тем не менее, вопрос с накопившимися еще с 2009 года долгами до сих пор не решен.
Для реализации изменений было сформировано «Центральное жилищно-коммунальное управление», на которое были возложены функции предыдущих подрядчиков. Предполагалось, что данный шаг поможет в антикоррупционной борьбе и усилит контроль финансов. Тем не менее, ведомство пока не спешит погашать огромные долги.
Каждый день в суд поступают иски к ведомству. Только за прошлый год принято 3591 исковое заявление. К концу 2018 года, по всей видимости, их количество перевалит за 5000. В общей сложности Минобороны успело задолжать в сфере ЖКХ 29 миллиардов рублей. При этом военные признают за собой не все эти долги, поэтому не торопятся их гасить. Стоит отметить, что правительство с такой позицией не согласно. Оно предписало Минобороны разобраться с накопившимися долгами.
Несмотря на проведенные изменения, ситуация с обеспечением ведомственных домов услугами коммунальных служб становится все хуже. Не за горами отопительный сезон, в его преддверии об отсутствии средств заговорили военные коммунальщики в городе Вольск Саратовской области. В ведении ФГБУ «ЦЖКУ» находятся три котельные. Недавно они должны были быть запущены, но из-за нехватки денег не провели экспертизу дымовых труб. Из-за этого котельные могут остаться без паспорта готовности, а местные жители без тепла.
Во 2-м микрорайоне Мирного в Архангельской области граждане жалуются в управляющую компанию на перебои с электричеством и отсутствие уборки. Несмотря на банальную нехватку сотрудников, ведомство не торопится разбираться с этой проблемой.
Близко к банкротству оказалось Главное военно-строительное управление № 6 и № 7. Из-за сложного финансового положения эти организации не могут погасить имеющуюся задолженность. Видимо, средства у них все же есть, однако дело портит коррупционная составляющая и отсутствие эффективного управления. Еще одной уловкой, которой периодически пользуются в таких организациях, является подпись официальных документов другими лицами. Известен случай, когда военкомат Ханты-Мансийского АО отказался платить за услуги системы «КонсультантПлюс», сославшись на наличие в актах подписи лица, которое не имело на это права. На бумажном контракте военкомат подписи вовсе не обнаружил. Тем не менее, суд отклонил эти доводы, так как все документы были заверены электронной подписью, и на них присутствовала печать.
По всей видимости, отдельных реформ в этой сфере для Минобороны оказалось недостаточно. Нужно провести полный пересмотр всей финансовой системы министерства, так как торможение отдельных ее потоков негативно отражается на всех сферах экономики.