Гора Собер-Оашх, что в Северском районе Краснодарского края, всегда считалась таинственным местом. С одной стороны поднимешься на вершину – красота необыкновенная. А с другой – что-то зловещее. Жители близлежащих станиц долгое время были уверены: на горе кружат черти и одинокий путник обязательно станет их добычей.
Гора всегда притягивала к себе внимание. Например, в советские времена Собер-Оашх считалась популярным туристическим маршрутом. У подножия была база, а на поляне, которую окрестили «Звёздной», проводили туристические слёты. «Высота горы 736 метров, в округе она одна из самых высоких, мы её раньше даже называли местная Килиманджаро. Виды великолепнейшие, находится недалеко от Краснодара, естественно, что многие туристы в выходные брали рюкзаки и отправлялись в поход, – рассказывает автор книги «Путешествия по Краснодарскому краю» Константин Горшенёв. – Место настолько было популярным, что позже там проложили бетонную дорогу. Теперь подняться можно не только пешком по тропинке, но и на машине. Я сам объездил более 70 стран, поднимался на самые высокие точки. Но если вдруг на душе становится муторно, а уехать надолго не получается, отправляюсь на Собер-Оашх. Два часа пешей прогулки вверх – и я в облаках. Даже орлы оказываются ниже. Благодать…» Правда, к рассказам о чертях и ведьмах Константин Горшенёв относится скептически. Мол, все горы овеяны легендами. Но вот местные жители Собер-Оашх поклоняются и одновременно её опасаются.
Сборище злых духов
Собер-Оашх у горских народов по важности не уступает Эльбрусу. Правда, название звучит по-разному – и Сыбыр-Баш, и Себер-Куасх, и Собер-Баш. Находится гора между двух рек – Афипса и Убина. «Одни исследователи усматривают в названии тюркскую этимологию: вторая часть слова, «баш», в переводе с турецкого означает «голова». Другие, считающие правильным название «Оашх», обращаются к черкесскому (адыгскому) языку и переводят как «вершина», «гора», – рассказывает кандидат исторических наук Игорь Васильев. – Первая же часть названия, Собер, Сибер, подразумевает под собой этноним, которым адыги и другие народы Северного Кавказа называли гуннов (тюркоязычный союз племён, образовавшийся во II–V веках после смешения разных этносов великой Евразийской степи, Приволжья и Приуралья).
Древние исследователи – римско-византийские, грузинские и армянские – уделяли гуннскому нашествию большое внимание. Оно стало потрясением для всего цивилизованного мира той эпохи. Гуннов описывают как всадников, «приросших» к своим коням, выносливых, но безобразных на вид. Они то скачут врассыпную, «без всякого порядка» с нежданными обратными набегами, то вступают в битвы. Существует легенда, согласно которой именно на этой горе похоронены полководцы гуннов. И этому есть якобы даже доказательство: в районе Собер-Оашх несколько десятков дольменов, древних погребальных сооружений. Но всех авторов прежде всего интересовал вопрос: кто они, эти свирепые воины? Рассказывали, что они будто бы рождены изгнанными в пустыню готскими колдуньями от злых духов.
Эта легенда перекликается с черкесскими поверьями. Согласно им, вершина Собер-Оашх считалась местом сборища ведьм. Некоторые краеведы так и переводят название – «Гора ведьм», но в лингвистическом понимании оно не аргументировано. «Согласно адыгской мифологии, раз в год уды (так называют ведьм черкесы) собирались на Собере, чтобы распределить так называемый бюджет на весь год, – рассказывает фольклорист кандидат филологических наук Мадина Паштова. – Якобы именно здесь обсуждалось количество радостей и горя для народа, распределялось количество ясных и дождливых дней. Но основными считались два вопроса – урожай и здоровье людей. Понятно, что, если урожай выдавался плохим, говорили, что на «совещании» победили злые уды. Кстати, в первоначальном понимании удами называли тех, кто владеет тайным знанием. Уже позднее, под влиянием христианской и исламской религий, их стали демонизировать.
Шабаш продолжался всю ночь
Гора Собер-Оашх довольно популярна и в современном адыгейском фольклоре, хотя находится на территории соседней Кубани. Например, 13 января, когда вся страна дружно отмечала старый Новый год, моя бабушка разбрасывала золу у ворот, крепко-накрепко закрывала все двери и поясняла: «Сегодня вся нечисть на Собер-Оашх летит, а по пути в открытые дома проникает, болезни приносит». Для деда самым крепким ругательством считалось: «Чтоб тебя черти на Собер-Оашх унесли». Поскольку название в доме часто поминали недобрым словом, в детстве эта гора казалась чем-то ужасающим. Такой и остаётся для многих.
«Сегодня происходит демофилогизация. Люди перестают верить в легенды. Но до сих пор сохранились носители фольклора, в основном это старые люди, которые соблюдают обряды, – продолжает Мадина Паштова. – Почему они посыпают золой пороги? Да потому, что единственное, чего боялись злые силы, – это огонь и зола. Таким образом оберегали себя от всякой нечисти.
Адыги уже давно переселились с окрестностей этой горы на равнину. А позже разбившие в этом месте станицы казаки не раз совершали на Собер-Оашх крестные ходы и молебны. Может быть, чтобы нечисть отогнать? Как бы то ни было, легенды живут, а люди, считающие себя знахарями, колдунами, время от времени наведываются на гору. Очень популярны у них семиствольный дуб, дольмены и водопады. Последних на Собер-Оашх несколько. Самый примечательный из них – Утаённый, высотой 11 метров. Не менее знаменит водопад Мужские Слёзы. «Как-то лет 10 назад ходила со знакомыми в поход и оказалась свидетельницей странной сцены, – рассказывает жительница станицы Северской Светлана Ходорченко. – Мне не спалось, и я высунулась из палатки. Увиденное повергло в шок и напугало! Несколько женщин, станичниц, которых я всю жизнь знаю, прижимались к дубу, бормотали что-то невразумительное, а потом одна из них стала крутиться волчком. Я постаралась незаметно спрятаться. Этот шабаш продолжался всю ночь, пока не рассвело. Позже узнала, что дамы увлекаются магией».
«Горы, реки всегда считались местами, где пересекаются энергетические потоки. И люди, которые якобы обладают тайным знанием, черпают в этих местах силу, – говорит Мадина Паштова. – Другой вопрос, что многие из них являются шарлатанами. Кстати, Собер-Оашх у адыгов считалась не только горой ведьм, но и священным местом, где совещались старейшины и принимались судьбоносные решения».