Версия // Общество // В Феодосии снова хотят поднять со дна советский грузовой теплоход «Жан Жорес»

В Феодосии снова хотят поднять со дна советский грузовой теплоход «Жан Жорес»

3743

Склад боеприпасов


https://forum.worldofwarships.ru/
В разделе

Грузовой двухпалубный теплоход «Жан Жорес» был спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. Водоизмещение – 8300 т, экипаж – 36 человек. В 1931 году он вошёл в состав Балтийского пароходства. Имя кораблю дано в честь деятеля французского и международного социалистического движения, борца против колониализма, руководителя Французской социалистической партии Жана Жореса. И вот в Феодосии в очередной раз решили провести работы по подъему и ликвидации взрывоопасных предметов с затопленного теплохода.

История

«Жан Жорес» вышел в первый рейс по окончании испытаний, 28 января 1932 года с грузом на Гамбург. До кромки льдов в Финском заливе он шел под проводкой ледокола. В 1933-м именно этот теплоход доставил из Италии (порт Генуя) в СССР писателя Максима Горького. Теплоход был занят преимущественно перевозками зерна из портов Украины и Крыма в Западную Европу, ходил в Америку. С началом войны, в июле 1941 года, «Жан Жорес» вошел в состав Черноморского флота.

Судно участвовало в эвакуации первого эшелона Одесского оборонительного района, потом эвакуировало силы Приморской Армии. В 1942 году теплоход обеспечивал Керченско-Феодосийскую десантную операцию в Крыму.

Частично разгрузившись в Феодосии в ночь на 16 января 1942 года, «Жан Жорес», опасаясь налета авиации противника, вышел в море, но к вечеру лег на обратный курс. При заходе в феодосийский порт уклонился от фарватера и подорвался на магнитной мине. Взрыв произошел с правого борта в районе пятого трюма, образовалась большая пробоина, через которую началось быстрое поступление воды. Главная машина вышла из строя, были затоплены помещения от машинной переборки до кормы. После нескольких часов борьбы за плавучесть экипаж получил приказ затопить судно. С транспорта было спешно демонтировано радиооборудование и сняты судовые документы. Так как шлюпки были разрушены, раненых и часть команды снял подошедший катер «Кабардинец», остальную часть команды и демонтированные приборы погрузил тральщик «Геленджик». После этого были открыты кингстоны, и «Жан Жорес» затонул в точке 45°02.121'N 35°23.611'E. При подрыве, ремонте и дальнейшей эвакуации погибло около 40 человек.

После войны

Трубы теплохода «Жан Жорес» долгое время выступали из воды, обозначая место затопления. Потом они были срезаны, а место обозначено буем. Теплоход, на котором сохранились боеприпасы, лежит на глубине всего шесть метров в районе активного судоходства, были случаи столкновения с ним.

Впервые перспектива подъема «Жан Жореса» оценивалась в 1978 году. Но после изучения материалов Керченско-Феодосийской десантной операции и исследования самого объекта водолазами стало ясно, что на теплоходе осталось большое количество боеприпасов. Поднимать «Жан Жорес» не решились.

В начале осени 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС подтвердил наличие военного груза в ходе еще одного водолазного исследования. На борту судна находились минимум три гусеничных тягача, четыре артиллерийских орудия с боезапасом, оборудование и боеприпасы для авиации, большое количество боеприпасов для стрелкового оружия.

После Крымской весны, в октябре 2015 года, началась крупномасштабная операция по разминированию затонувшего «Жан Жореса». За 2019-2020 годы сотрудниками МЧС и министерства обороны РФ с теплохода было поднято и уничтожено 24 тыс взрывоопасных предметов и 78 тыс патронов. По мнению экспертов, часть взрывоопасных предметов все еще остается на затопленном теплоходе.

Тем не менее водолазы-спасатели вернулись на «Жан Жорес». Как сообщили замначальника управления МЧС Крыма Юрий Кныш и начальник 4 пожарно-спасательного отряда Крыма Андрей Лейко, работы будут проводиться до 15 октября силами сводного отряда Главного управления МЧС в составе 43 человек, с использованием шести плавсредств. На период проведения операции судоходное сообщение в этом районе перекрыто.

Теплоход лежит на дне в нескольких десятках метров от набережной Десантников. Поэтому МЧС и администрация Феодосии напоминает жителям и гостям города о том, что нахождение в зоне проведения работ строго запрещено, и во избежание несчастных случаев просит соблюдать меры безопасности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.09.2021 13:00
Комментарии 3
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх