Во многих странах есть исторические корабли. В некоторых из них развернуты интересные музеи. Но иногда бывает, что есть потребность сохранить память о корабле, а его самого уже нет – разобран на металл по причине ветхости. В таких случаях делают реплики – точные копии, сделанные по оригинальным чертежам. Турция – морская страна, её корабли ходили по Чёрному и Средиземному морям со времен позднего средневековья.
Так сложилось, что ни одного из знаковых кораблей турецкого флота не сохранилось. В XXI веке в стране было принято решение построить реплики двух кораблей турецкой морской истории – малого минного заградителя «Нусрет» и грузопассажирского парохода «Бандырма». В этой статье мы расскажем о том, чем знамениты эти пароходы, об их судьбе и реинкарнации в виде исторических реплик
Пароход «Бандырма»
Гибель любой империи всегда отражается на судьбах миллионов людей. После Первой мировой войны рухнули сразу четыре империи Германская, Российская, Австро-Венгерская и Османская. Империи исчезали, а государства, расположенные на территории, оставались. Часто среди граждан страны появлялся Лидер, который демонтировал и разбирал обломки некогда могущественной империи и строил новую державу. Такие люди становятся национальными героями. В Турции в начале ХХ века таким лидером стал Мустафа Кемаль Ататюрк – основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый Президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства. Он был профессиональным военным, начавший свою карьеру службой в Дамаске – Сирия тогда входила в состав Османской империи. Делая карьеру профессионального военного, Мустафа Кемаль постепенно поднимаясь по служебной лестнице. Служил в турецком Генеральном штабе. Был участником Балканских войн в 1912 году. Во время Первой мировой войны, Кемаль Ататюрк командовал турецкими войсками в битве за Чанаккале во время знаменитой Дарданелльской операции Антанты в 1915 году, когда армия союзников потерпела серьезное поражение от турецкой армии и флота. Это был популярный в армии офицер. Когда была подписана полная капитуляция войск Османской империи, нужно было разоружить и расформировать Османскую армию, и на её базе создать новые турецкие вооруженные силы. С окончанием Первой мировой войны военная угроза для Турции не исчезла – Греция, при поддержке Великобритании и Франции приступила к боевым действиям против турецкой армии. Впереди было несколько лет кровопролитной войны, в которой финансовую, организационную и военную поддержку Турецкой республике оказала Советская Россия. Об этом малоизвестном факте смотри статьи «Забытая война. Большевистская поддержка» и «Забытая война. Чёрное море».19 марта 1919 года Мустафа Кемаль в должности инспектора 9-й армии со своим штабом прибыл в город Самсун на борту небольшого грузопассажирского парохода «Бандырма» «Bandırma Vapuru».
В Турции начато расследование в отношении двух иностранок, которые устроили фотосессию и играли в карты на кладбище в Анталье. Об этом сообщило управление безопасности курорта.
Грузо-пассажирский пароход был построен в Шотландии в Глазго в 1878 году. Его водоизмещение составляло около 300 тонн, а длина 48 метров. Первый владелец парохода – английская компания «Dussey and Robinson» – назвала новый пароход SS «Trocadero». Под флагом Великобритании пароход работал 5 лет, а потом его продали в Грецию, где он получил название SS «Kymi» с портом приписки Пирей. Такие небольшие пароходы идеально подходили для ближних каботажных рейсов. В 1891 году пароход затонул, но в том же году он был поднят, отремонтирован и продан в Турцию. Под тем же названием SS «Kymi» пароход был приписан к порту Стамбул. В 1894 году пароход передали в Морское управление Османской империи. Его переименовали в «Bandırma» Пароход стал работать как почтовый паром в Мраморном море, совершая рейсы между турецкими портами Текирдагом, Мюрефте, Шаркёем, Карабигой и Эрдеком. Именно «Бандырме» выпало доставить будущего Президента Турции вместе с его штабом в Самсун. После этого исторического рейса «Бандырма» возобновила почтовые перевозки. Но, вероятно, старый пароход был сильно изношен, поэтому в 1924 году его вывели из эксплуатации, а в следующем, 1925 году, разобрали на металл.
Кемаль Ататюрк впервые в истории Турции построил светское государство, где главным гарантом его светского статуса стала турецкая армия. С тех пор в стране – это национальный герой, его портреты повсюду, а памятники установлены в каждом более-менее крупном городе. Даже после прихода к власти в 2014 году нынешнего Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который проводит линию возрождения влияния религии в стране и уменьшения роли военных, популярность первого Президента страны не уменьшилась. Сначала в Самсуне на Табачном пирсе был создан мемориал Дорога Независимости с фигурами основных действующих лиц и стилизованной конструкцией, которая олицетворяет «Бандырму». Но этого городским властям показалось мало, и в 1999 году стартовал проект по строительству точной копии парохода «Бандырма» по сохранившимся чертежам. Реплику установили немного дальше от центра по отношению к Мемориалу. Получился второй мемориал, посвященный одному и тому же событию и одному человеку. Новый музей открыли в 2003 году. В кормовом салоне парохода-реплики разместили восковые фигуры Ататюка и его штаба во время совещания. Этот мемориал входит в число туристических достопримечательностей города.
Минный заградитель «Нусрет»
Перед Первой мировой войной в Европе происходили сложные политические процессы, формировались два крупных военных блока. Частью этих процессов было создание оси «Берлин – Багдад». Так назывался один из грандиозных, выражаясь современным языком, инфраструктурных проектов – строительство железной дороги Берлин – Вена – Стамбул – Багдад – Басра – Кувейт. По сути, притязание германского императора на строительство этой железной дороги Германией и послужило одним из поводов к началу Первой мировой войны. Это не удивительно. Страны, через которые проходила первая часть железной дороги, стараниями германской дипломатии стали союзниками кайзеровской Германии. Сделать то же самое с Багдадом и Кувейтом Великобритания позволить Германии не могла. Турция, наряду с Австро-Венгрией стали военными союзниками кайзеровской Германии, а до этого Германия принимала активное участие в модернизации турецких вооруженных сил, и подготовке их к будущей войне.
Туристы, отправившиеся на отдых в Турцию, массово пострадали от отравления поддельным алкоголем. По данным турецких СМИ, зафиксированы и смертельные случаи.
Малый минный заградитель «Нусрет» «Nusret» – «Божья помощь» был построен в немецком городе Киль в 1912 году. Он относился к классу малых прибрежных минных заградителей. Корабль имел водоизмещение 365 тонн, длину 40 метров и скорость 12 -15 узлов. 15 узлов корабль достиг на испытании в Германии. В турецком флоте максимальная скорость составляла 12 узлов – около 22 км/ч. Минный заградитель был вооружен двумя 47-мм пушками и мог брать на борт 40 мин. «Нусрет» вошел в состав турецкого флота в 1913 году.
«Звездный час» корабля наступил в Дарданелльской операции Антанты. Перед операцией союзников с «Нусрета» в феврале 1915 года скрытно было поставлено минное заграждение из 26 мин. 18 марта 1915 года на них подорвались и затонули английские линейные корабли (эскадренные броненосцы) HMS «Irresistible» и HMS «Canopus» и французский линейный корабль (эскадренный броненосец) «Bouvet». Кроме этого английский линейный крейсер HMS «Inflexible» и французский линейный корабль (эскадренный броненосец) «Gaulois» после подрыва на минах получили серьезные повреждения и надолго были выведены из строя. Эта минная постановка сделала маленький 300-тонный кораблик героем турецкого флота. Ведь благодаря действиям малого минного заградителя, Дарданелльская операция, спланированная по инициативе Уинстона Черчилля, который занимал тогда пост Первого Лорда Адмиралтейства, и ставящая задачу не много ни мало, взятие Стамбула и выведение Турции из Первой мировой войны, была сорвана. Союзники по Антанте потерпели поражение.
«Нусрет» прожил долгую жизнь. После окончания Первой мировой войны минный заградитель вывели из боевого состава и поставили на отстой в Стамбуле. В 1926-1927 году корабль встал в ремонт, в ходе которого были несколько усилено его вооружение. Так, вместо двух 47-мм орудий на «Нусрете» были установлены две 57-мм пушки, а количество принимаемых на борт мин заграждения было увеличено до 60 штук. В качестве минного заградителя корабль прослужил еще 10 лет. Век кораблей с паровыми машинами подходил к концу. На флоте доминировали корабли с паровыми турбинами и дизельными двигателями. В 1937 году корабль переоборудовали из минного заградителя в водолазное судно с заменой названия на «Yardım». Однако что-то не пошло, и через два года, в 1939 году его переклассифицировали в военный транспорт, и вернули старое название «Нусрет». Корабль пережил Вторую мировую войну, и в 1955 году был окончательно выведен из состава турецкого флота. В 1962 году его продали частному лицу, который переделал его в грузовое судно и переименовал в «Kaptan Nusret». В 1989 году, когда кораблю было 77 лет (!) из-за навигационной аварии пароход перевернулся и затонул.
Через 10 лет «Нусрет» обнаружили и в 2002 году подняли со дна. После реставрации в 2008 году на нем сделали музей. Однако внешний вид полностью переоборудованного судна не отвечал требованиям патриотического воспитания, поэтому решили воспользоваться опытом «Бандырмы». На верфи Гелджюка была построена точная копия минного заградителя. В Чанаккале построили музей Первой мировой войны, где вместе с «Нусретом» выставлены морские мины заграждения того периода. Новый «Нусрет» был официально зачислен в состав турецкого флота как плавучий музей N-16. Именно такой бортовой номер носил оригинальный «Нусрет»
Заключение
В сегодняшней Турции есть два исторических корабля – президентская яхта «Savarona», постройки 1931 года и небольшой пароход «Gonca», который был портовым судном, вспомогательным минным заградителем и после переоборудования до сих пор используется как паровое прогулочное судно в Стамбуле. Но они не несут пропагандисткой смысловой нагрузки для турецкого общества. Для решения этой задачи используются два парохода-реплики «Бандырма» и «Нусрет».




