Версия // Общество // В 1970 году летчик Маньядакис угнал в СССР военно-транспортный самолет

В 1970 году летчик Маньядакис угнал в СССР военно-транспортный самолет

5994

Побег греческого капитана

В 1970 году летчик Маньядакис угнал в СССР военно-транспортный самолет
В разделе

Если спросить читателей, кто пересек границу СССР и совершил посадку на его территории, то большинство скажут – Матиас Руст. Но можно быть уверенным, что никто не назовет имя капитана греческих ВВС Маньядакиса, который в 1970 году по политическим мотивам угнал из Греции военный самолет и посадил его на аэродроме под Севастополем. В этой статье мы расскажем об этом удивительном побеге.

Немного истории

Строго говоря, первым летчиком, нелегально прилетевшим в СССР, был англичанин Брайан Монтего Гровер. О его эпопее стало известно из мемуаров посла СССР в Великобритании в те годы Ивана Майского. По профессии Гровер был инженером-нефтяником. По контракту он работал на нефтепромыслах в Грозном. Во время командировки он влюбился в местную девушку. Но контракт закончился. Его прошения на выезд из страны своей возлюбленной остался без ответа – времена тогда были суровыми. Но англичанин просто так не сдался. Он окончил курсы в аэроклубе и научился управлять самолетом. В 1938 году Гровер решился на отчаянный поступок – на легкомоторном самолете он вылетел из Стокгольма и пересек границу СССР. Его не заметили, но под Калинином (сегодняшняя Тверь) керосин закончился, и самолет совершил посадку на колхозное поле. Пилот оказался в НКВД. Гровер честно обо всем рассказал, следователи проверили – правда. И тут случилось чудо. Прямых доказательств нет, но, по всей видимости, по личному приказу Сталина (никто другой тогда в стране не принимал таких решений), ему и его девушке разрешили выехать в Великобританию. Вероятно, резоны престижа страны взяли верх над шпиономанией. По прибытию в Лондон счастливая пара пришла в посольство СССР, и попросили посла Майского передать благодарность советскому руководству. Следующий прилет произошел через 32 года.

«Чёрные полковники»

В жизни каждой станы есть своя чёрная полоса. Нацизм в Германии, репрессии в СССР, «культурная революция» в Китае. В Греции такой полосой было время правления военной хунты, которая в народе получила название «чёрные полковники» – 1967—1974 годы. Захватившие власть военные, в основном, были родом из сельской местности, и испытывали неприязнь к «излишне либеральным» взглядам жителей крупных городов. В результате, режим хунты был направлен не только против идеологии – коммунизма и анархизма, но и против молодежи, проживающей в крупных городах. Под репрессиями оказались студенты и всё, что сопровождает молодежь. Например, под запрет попала рок-музыка.

Капитан ВВС Маньядакис служил на военном аэродроме Суда-Бей, расположенном на острове Крит. Не смотря на то, что он был офицером, он не поддерживал «чёрных полковников» и был их политическим противником. Однако высказывать своё несогласие Маньядакис не решался – его бы сразу отдали под военный трибунал. Молодой офицер решил покинуть страну. Легально уехать он не мог, поэтому единственной возможностью, по его мнению, был побег на самолете в СССР. Тогда в мире среди людей левых взглядов, Советский Союз пользовался хорошей репутацией.

Полет

По теме

К этому полету капитан ВВС готовился долго. Он очень внимательно проработал маршрут полета. Имея информацию о системе ПВО НАТО, первая часть полета была продуманной, окончание полета было более рискованным. В качестве самолета была выбрана надёжная машина – военно-транспортный самолет Douglas С-47 «Dakota». Это был военно-транспортный вариант известного пассажирского самолета Douglas DC-3. В своё время это была очень распространенная машина. Легче было назвать страну, где этот самолет не эксплуатировался в военной, или гражданской авиации. В СССР до Второй мировой войны ДС-3 летал как пассажирский самолет ПС-84, а во время войны было налажено массовое производство его лицензионной копии Ли-2. Ли-2 служил в военно-транспортной авиации ВВС, работал на пассажирских линиях и в Полярной Авиации.

Михалис Маньядакис вылетел ночью 8 ноября. Первая часть полета проходила над Эгейским морем. Пролетев над островом Родос, самолет Маньядакиса вошел в воздушное пространство Турции. У него не было какого-то чёткого плана полета, он просто летел в сторону СССР. Как утверждал Михалис, топлива у него было, чтобы долететь до Харькова. Нельзя сказать, что ПВО НАТО не сработало. В воздух были подняты 4 турецких истребителя с авиабазы Бандырма, но поскольку полет был ночной, на предельно малой высоте, турецкие лётчики не нашли нарушителя.

ПВО СССР увидело нарушителя. Вёл он себя, по мнению дежурных сил ПВО несколько странно – он шёл прямым курсом на Крым. Поэтому его взял на сопровождение один из зенитно-ракетных комплексов, расположенных под Севастополем. Там были готовы в любой момент пустить ракету. Но на всякий случай в воздух был поднят истребитель ПВО страны МиГ-19. На расстоянии 50 км от берега Крыма он обнаружил С-47, и стал покачивать крыльями, что по международному своду обозначало «повернуть влево». Маньядакис решил, что его выдавливают из воздушного пространства СССР и продолжил полет. Уже на земле, ему объяснили, что прямо по курсу был поднят на высоту 1,5 км аэростат для поддержания дальней связи с кораблями Черноморского флота, и летчик перехватчика просто уводил самолет Маньядакиса от возможного столкновения. С-47 совершил посадку на аэродроме ВВС Черноморского флота «Бельбек» под Севастополем.

На авиабазе Суда-Бей начались аресты сослуживцев капитана, которые не доложили о готовившемся побеге. А в квартире Маньядакиса нашли страшную для «чёрных полковников» крамолу – в ней царила атмосфера «хиппи» и были книги Папандреу.

В СССР

Эта история – готовый сюжет для приключенческого фильма. На советский военный аэродром приземляется самолет НАТО. Уже значительно позже, журналисты делали запросы в соответствующие архивы, но ответ поступал один – информации о полете Маньядакиса нет. Но поскольку с самим лётчиком ничего плохого в итоге не случилось, он даже написал воспоминания о побеге, судить о дальнейших событиях можно по ним. После посадки капитан Маньядакис попросил в СССР политическое убежище. По окончанию всех разбирательств Михалис Маньядакис несколько лет жил в Ташкенте. Ему дали квартиру, помогли найти работу, он выучил русский язык. Михалис проучился три года в Педагогическом институте иностранных языков имени Ф. Энгельса и работал на стройке. В Грецию он вернулся через шесть лет, после того, как пал режим «чёрных полковников».

В Греции

По возвращению в страну его сразу отдали под суд. Маньядакиса обвинили в государственной измене и нарушении правил полетов(!!). К чести греческого суда, его полностью оправдали. В конце концов, он предал не свою родину, а военную хунту, захватившую власть в его стране. Понятное дело в ВВС он не вернулся, тем более, что его возраст не позволял быть военным лётчиком. Михалис Маньядакис долгое время работал лётчиком в сельскохозяйственной авиации, распыляя удобрения на поля и сады, а после переехал в свою деревню на Крите. Название деревни удивительное – Кало Хорьо, что переводится как Хорошая деревня. С 1982 года он 16 лет избирался председателем её общины.

Маньядакис написал книгу «Побег» D-621», вышедшую в одном из издательств в городе Ханья в 2013 году. В СССР об этой удивительной истории узнали совершенно случайно. Корреспондент ТАСС по своим редакционным делам приехал на остров Крит в Общество дружбы «Греция – СССР», где к нему подошел пожилой человек, и по-русски сказал: «Знаете, а я был в СССР. Прилетел к вам на американском самолете еще в 1970 году».

Заключение

Некоторые современные историки авиации считают, что этот полет был тщательно разработанной операцией КГБ. Сторонники этой версии указывают на простой проход советского ПВО (за 9 лет до этого под Свердловском был сбит U-2, пилот которого Ф. Пауэрс сел в тюрьму), посадку на советский военный аэродром и 6 лет спокойной жизни и учебы в Ташкенте. Косвенно эту версию подтверждает то, что в соответствующих архивах нет документах о прилете самолета С-47 на аэродром «Бельбек» под Севастополем. Утверждается, что сесть он должен был в Симферополе. Так это, или здесь сыграл свою роль Его Величество Случай, решать читателям.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.04.2023 16:00
Комментарии 0
Наверх