Версия // Культура // Творческий вечер Андрея Звягинцева прошел в ЦДХ 22.06

Творческий вечер Андрея Звягинцева прошел в ЦДХ 22.06

3785

Слово, как таковое

В разделе

Один из самых известных современных российских кинорежиссеров Андрей Звягинцев провел свой творческий вечер в Центральном Доме Художника. Было много интересных ответов на непростые вопросы, рассказов о кино и жизненных наблюдений.

Сразу скажу, что вечер продолжался более двух часов. Он проходил в формате диалога со зрителями, ответов на вопросы, задаваемых с мест и записки. На сцене стояли стол, стул и микрофон. Свет был слегка приглушенный. Зал ЦДХ был полон, несмотря на середину рабочей недели. По моим наблюдениям, послушать Андрея Звягинцева пришли люди разных поколений, было много молодежи.

Вопросы были самыми разными. Они касались, как профессиональной деятельности Андрея, относящейся к кино, так и различных жизненных, личных тем. Людей интересовало буквально все – верит ли Звягинцев в бога («я не атеист, но и не воцерковленный человек… меня тайно крестила бабушка, когда мне было два года… сам я узнал о том, что крещеный лет в тридцать, о чем мне сказала мама»), иллюзорен ли мир («и да и нет»), сколько времени занимает подготовка сценария для картины («мы очень тщательно прорабатываем сценарий, вплоть до малейших деталей, что занимает у нас не менее года»).

Андрей очень долго и вдумчиво отвечал на все вопросы. Даже сам сказал о том, что это «возможно мой недостаток», имея в виду столь тщательный подход к сути ответов. И, действительно, он не торопился, ведя диалог с задавшим вопрос человеком «кружным» путем приведения различных фактов, честно вспоминая забавные эпизоды съемок и углубляясь в детали. К примеру, Звягинцев рассказал любопытные вещи о Каннском фестивале, где у него не было даже возможности посмотреть какие-то из других картин программы. Что он дал там более 100 интервью. Что на сам фестиваль обычно приглашают трех представителей заявленной на конкурс картины по выбору самих работавших над картиной (допустим, актера, режиссера и сценариста). Организаторы оплачивают им перелет и проживание в течение трех дней. Потом – за свой счет, но «светиться» больше считается не совсем приличным. Участники конкурса уезжают и «ждут заветного звонка» от организаторов, причем никогда не сообщается заранее, какой приз и в какой номинации вы выиграли.

Людям такой неторопливый подход Андрея Звягинцева к общению скорее импонировал, чем раздражал. По моей версии, Андрею самому было интересно поговорить напрямую со своей аудиторией, где попадались весьма дотошные почитатели его творчества. Например, один человек довольно долго держал внимание зала, сравнивая творчество Звягинцева с творчеством Хуциева, Тарковского и Антониони. Он применил эпитет «звонкий» по отношению к творческому методу работы Андрея, в целом одобрив картины режиссера, но и покритиковав его за уход в натуралистичные детали в «Левиафане» (где адвокат соблазняет чужую жену), некую «ходульность» мужских характеров и «стервозность» женских в «Нелюбви».

Помимо кино, речь шла о других увлечениях режиссера. Из прочитанного недавно он рекомендовал «Некрополь» Ходасевича. Рассказал о своем увлечении произведениями Хулио Кортасара («Игра в классики»), Хорхе Луиса Борхеса, других латиноамериканских авторов. О работе в театре он думал, даже играл в постановке «Игры в классики», но театр для него – «другой мир». Кратко поведал о волонтерах и истории создания известной поисково-спасательной группы «Лиза Алерт», ведущей начало своей деятельности с 2010 года, что имеет отношение к сюжету «Нелюбви».

По теме

Поделился мнением о том, как лучше построить обучение профессии кинорежиссера, приведя в пример Квентина Тарантино, у которого вообще не было никакого образования (он работал в видео-прокате) зато была одержимость кино и талант. С точки зрения Андрея, обучающемуся профессии кинорежиссера «имеет смысл пройти две недели интенсивного обучения на курсах, где его научат обращению с аппаратурой, камерой, потом его надо поместить на съемочную площадку, где человек прошел бы весь цикл съемки – с нуля, до завершающего монтажа и еще важна «насмотренность»! Причем «насмотренность» именно классики кино, «кино-шедеврами», а не «кино-макулатурой», чтобы был некий уровень эрудиции и понимания истории кино в его развитии».

Еще Андрей Звягинцев рассказал о собственном опыте «прозрения». Когда на втором, третьем курсах Новосибирского театрального училища он уже начал играть на сцене, Андрей увидел один из фильмов с Аль Пачино в главной роли. Это перевернуло его представление об актерской игре и ее уровне. Поэтому после училища Андрей ушел на два года в армию, а потом уехал в Москву, где поступил в ГИТИС, снова на актерский факультет. И уже учась в ГИТИСе, Звягинцев посещал много кинопросмотров во ВГИКе и Музее Кино, что дало ему бесценный опыт знакомства с шедеврами мировой кинематографии и «насмотренности». Микеланджело Антониони открыл для Андрея по его собственному признанию «тайну кино». Любимой актрисой у Звягинцева является Мэрил Стрип, актерами – Аль Пачино, Роберт де Ниро, Олег Янковский, Андрей Миронов, Евгений Леонов.

В целом, слова Андрея были поняты мной так, что «видение» Звягинцева (когда он пишет наброски для пресс-релиза новой картины) сводится к «открытию некоего чистого листа» с началом работы над каждым фильмом. После все решает сам зритель, для которого он и снимает. Тогда даже название и раскрытая на экране тяжелая социальная драма последней на данный момент работы режиссера под названием «Нелюбовь» может «словно тетива натянутого лука» отбросить зрителя обратно к любви! Главное, раскрыть в себе источник вдохновения и тогда все, возможно, получится…

Редакция выражает признательность за предоставленную аккредитацию Ольге Реполовской, Алексею Бурулеву, Игорю Васеневу.

Фото автора.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.06.2017 12:39
Комментарии 0
Наверх