Версия // Конфликт // Трагедия в Кубинке не случайность, а системный просчёт

Трагедия в Кубинке не случайность, а системный просчёт

12792

В России разучились создавать безопасные самолёты?

В России разучились создавать безопасные самолёты?
(Фото: ru.wikipedia.org/Marina Lystseva)
В разделе

Уделяя на страницах «Версии» большое внимание прискорбному процессу системной деградации отечественного вертолетостроения, которое после вертикальной интеграции в холдинг «Вертолёты России» не способно выдать хоть какой-то конкурентоспособный продукт, наше издание не забывает и о строителях самолетов. Как показывает практика, и в этом сегменте российского авиастроения имеются схожие проблемы. А почему им не быть?

Ведь «дойкой» российского бюджета под прикрытием самолётостроения занимаются всё те же, хорошо известные люди: Денис Мантуров, Сергей Чемезов, Анатолий Сердюков и их ставленник – зиц-председатель ОАК Юрий Слюсарь, с набором таких же, как и он, сомнительных заместителей.

Элементарная безграмотность

Трагическое событие с самолётом Ил-112В, произошедшее в августе этого года не оставило равнодушным ни одного сопричастного к авиации человека. По всем признакам, ряд неказистых образчиков «полета конструкторской мысли» вскоре (после оглашения официальных данных расследования) будет пополнен этим самолетом.

Создаваемый для нужд военно-транспортной авиации, этот самолет был также заявлен для использования в гражданских целях. По этому поводу информагентство ТАСС сообщает: «К выпуску самолет планируется в двух модификациях: для гражданской авиации (Ил-112Т) и военно-транспортной авиации (Ил-112В)». Тем интереснее связанные с этим проектом события и мнения основных фигурантов разработки самолёта, ведь в перспективе на базе этой модели планировалось создание самолёта для гражданской эксплуатации.

Подробная видеозапись катастрофы самолета Ил-112В в Кубинке широко разошлась в средствах массовой информации, что повлекло реакцию сопричастных к проекту лиц: пожар двигателя ТВ7-117СТ был очевиден.

Несомненно, в связи с этим, полный ушат грязи вылился на голову разработчика двигателя – АО «ОДК-Климов». Видимо, впервые в отечественной практике, для оценки качества двигателя экс-главный конструктор «Ил» смело использовал всеобъемлющую интегральную характеристику: «Двигатели – дерьмо».

При этом, Николай Таликов как указывает портал News.ru, «…сообщил, что уже несколько лет эксперты знали о подобных проблемах с двигателями самолётов этой серии, однако молчали».

Это заявление является ключевым утверждением, свидетельствующим о степени падения в пропасть системы разработки российской авиационной техники!

К чести АО «ОДК-Климов», по следам авиационного происшествия, разработчик двигателя своим решением приостановил эксплуатацию схожих по конструкции двигателей ТВ7-117В, используемых на вертолете Ми-38, до определения причин катастрофы.

По теме

Хотя подобная «перестраховка» и вызвала непонимание у власть имущих, в частности у вице-премьера Юрия Борисова, который, также имеет прямое отношение ко всему тому, что происходит в России с авиапромом. Поспешив сказать что такие катастрофы «случаются», Юрий Борисов заявил «РБК», что программа Ил-112 обязательно будет продвигаться, так как самолёт востребован. Столь странная оценка ситуации, прозвучавшая из уст российского вице-премьера, наталкивает на мысль о компетенции членов российского правительства в целом.

Только факты…

Что же вызывает обеспокоенность в этой ситуации? Окончательный отчет по катастрофе самолета Ил-112В пока еще не доступен для широкой общественности, но ряд утечек, опубликованных в СМИ, уже свидетельствует о странностях конструкции самолета, которые и позволили пожару двигателя перейти в катастрофу. Как сообщал «Коммерсант»: «Самолет ушел в неконтролируемый крен после возгорания из-за того, что тяга правого элерона потеряла упругость из-за высокой температуры».

Позвольте, но современные самолеты не должны падать камнем вниз из-за пожара двигателя!

Не исключено, что конструкторы некогда знаменитой фирмы «Ил» знакомы с Нормами летной годности самолетов транспортной категории, действующими в России не один десяток лет.

Тем более, если не исключалось применение Ил-112 в гражданской авиации, то уже на этапе проектирования эти Нормы должны были стать настольной книгой конструктора самолёта. Ведь, как это ни банально звучит – Нормы летной годности «написаны кровью».

И именно при конструировании самолета должен быть реализован целый комплекс мер, снижающих риски для безопасности полетов от пожара двигателя и предупреждающих развитие этого события в катастрофу.

Конструкторам Ил-112 должно было быть известно, что в Нормах имеется пункт под номером 25.865, посвященный пожарной защите органов управления, узлов крепления двигателей и других конструкций самолета, обеспечивающих полёт. Слова из этого пункта, которые должен знать наизусть каждый конструктор, проводящий первую осевую линию, следующие: «Жизненно важные органы управления, узлы крепления двигателей и другие конструкции, обеспечивающие полет, расположенные в установленных пожароопасных зонах или в смежных зонах, которые могут быть подвержены влиянию пламени в пожароопасной зоне, должны быть изготовлены из огненепроницаемого материала или быть защищены так, чтобы они могли выдерживать воздействие пожара».

В случае с самолетом Ил-112В, он упал всего за 45 секунд после начала пожара. Это катастрофически быстро!

Не углубляясь в тематику проектирования, можно смело утверждать, что существующие в России требования к конструкции самолета и его систем (см. пункты 25.869, 25.1181-25.1207 Норм летной годности) настолько глубоко нацелены на предотвращение негативных последствий пожара двигателя, что только крайняя степень безответственности [неграмотность не предполагается] способна привести к ситуации, сложившейся в полете самолета Ил-112В над Кубинкой.

Но мы же помним, что по заявлениям экс-главного конструктора «Ил», который стоял, в том числе у истоков проекта Ил-112, о проблемах с двигателями было известно очень давно. И это очень тревожный сигнал. Но, как сообщает издание «Lenta.ru» причиной крушения самолёта стал обрыв разрушенной огнём тяги правого элерона. Вот тут нелишне вспомнить о нормах лётной годности, о которых говорилось выше – получается, что тяга элерона на выдержала 45 секундного испытания огнём. Но как это соотносится с Нормами? А никак. Это ошибка конструкторов самолёта. И, не снимая ответственности с двигателистов, можно сказать, что основная причина катастрофы – это ошибка проектирования самолёта.

Тут нелишне вспомнить об авиационном происшествии 21.02.2021, когда у пассажирского Boeing 777 загорелся один из двигателей: самолёт с горящим двигателем провёл в воздухе 30 минут и приземлился в аэропорту Денвера. Никто из 241 пассажира не пострадал.

Ситуация аналогичная, только наш «новейший» Ил-112В продержался в воздухе всего 45 секунд, а американский Boeing 777-200, постройки 1994 года полчаса. После этого утверждать, что в российском авиапроме всё в порядке язык не поворачивается.

Не вдаваясь в проблемы экспортного потенциала, экономической эффективности и комфорта для пассажиров, хочется задать вопрос: что же получается, в России разучились создавать безопасную авиационную технику?

Ответ на него даст только время. Жаль только безвинных человеческих жизней.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.10.2021 18:00
Комментарии 2
Наверх