Версия // Общество // Самолет с 214 вооруженными солдатами США приземлился на аэродроме острова Итуруп в 1968 году

Самолет с 214 вооруженными солдатами США приземлился на аэродроме острова Итуруп в 1968 году

7679

Насильственная посадка

Самолет с 214 вооруженными солдатами США приземлился на аэродроме острова Итуруп
В разделе

Во время «холодной войны» бывало всякое. Американские самолеты со всех направлений прощупывали советскую ПВО, советские ракетоносцы, обогнув Скандинавский полуостров, искали американские авианосцы в Атлантике, боевые корабли двух стран во всех океанах тщательно следили друг за другом.

Но иногда случались происшествия, которые можно было назвать курьезными. Одно из них произошло в 1968 году, когда из-за навигационной ошибки на советский аэродром был посажен американский самолет с двумя сотнями вооруженных солдат. В этой статье мы расскажем об этой удивительной истории.

60-е годы. Дальний Восток

Это был самый разгар «холодной войны», которая в некоторых странах перерастала в «горячую». Над советским Приморьем и Камчаткой американские ВВС вели активную разведку. Но нарушались не только воздушные, но и морские границы. О том, что происходило в воздухе и под водой у дальневосточных границ СССР можно прочитать в статьях «Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1» и «Тихая война. Кокон на кабеле. Начало». К этому необходимо добавить и Вьетнамскую войну, в которой Советский Союз активно помогал ДРВ оружием и советниками. Для Америки проигрыш во Вьетнамской войне привел к так называемому «вьетнамскому синдрому», из которого Соединенные Штаты выходили более 10 лет. Все это делало Дальний Восток одним из самых напряженных регионов для ПВО страны.

Перехват

Утром 1 июля 1968 года радиолокационные станции советского ПВО зафиксировали пересечение государственной границы СССР неизвестным самолетом недалеко от островов Курильской гряды. По одним данным, он углубился на советскую территорию на 200 км, по другим – на 150 км. В те годы Вьетнамская война была в самом разгаре, и мимо Курильских островов – в нейтральном воздушном пространстве, разумеется – проходил воздушный коридор, по которому США перебрасывали свои войска и технику на Вьетнамский полуостров. Как выяснилось позднее, по этому коридору летел гражданский самолет Дуглас DC-8 модификации Super 63CF, принадлежавший американской авиакомпании «Seabord World Airliners». Важным было то обстоятельство, что самолет, и летчик, пилотирующий его, летели по этому маршруту впервые. В гражданской авиации любой страны, в каждую эпоху есть самолеты, которые смело можно назвать «рабочими лошадками». Для США 60-х - 70-х годов ХХ века такой «рабочей лошадкой», без сомнения, был DC-8. На борту этого Дугласа, для контроля работы командира экипажа находился вице-президент компании. Как получилось, что самолет сбился с курса, и вошел в воздушное пространство СССР, сегодня достоверно не установить. Погода была хорошей, японские диспетчеры утверждали, что передавали на американский борт, что тот сбился с курса. Сами летчики, потом говорили про неисправную навигационную аппаратуру.

По теме

В тот день подполковник Ярослав Хиров исполнял обязанности командира части, базировавшейся на аэродроме острова Итуруп – второго острова Курильской гряды. Командир находился в отпуске. Хиров связался со штабом дивизии ПВО на Сахалине, потом со штабом в Хабаровске. От командования подполковник получил приказ – перехватить цель, но не сбивать, а посадить на аэродром Буревестник на острове Итуруп. В 09-01 по местному времени в воздух поднялась пара истребителей МиГ-17, следом поднялась еще пара МиГ-ов. Истребители догнали DC-8, и маневрами показали, чтобы он следовал за ними. Американцы никак не прореагировали, и попытались уйти, набрав высоту. Пришлось дать предупредительную очередь из 23-мм пушки прямо перед кабиной Дугласа. После этого, DC-8 проследовал за истребителями на аэродром Буревестник.

На аэродроме

Буревестник – это военный аэродром. На нем базировались истребители ПВО. На аэродром приземлялись и гражданские рейсы с Сахалина, но Буревестник не был аэродромом совместного базирования, а всегда оставался в ведении Министерства обороны. Длина его взлетной полосы была всего 1 200 метров (то, что осталось после Японии). ВПП немного нарастили, добавив специальные аэродромные металлические листы. Этого вполне хватало истребителям ПВО и небольшим пассажирским самолетам с Сахалина. Надо отдать должное американскому летчику, пилотировавшему большой DC-8 – он мастерски посадил свой лайнер на короткую полосу. В 10-40 DC-8 остановился на отведенной для него стоянке. Чтобы летчик не попытался самовольно взлететь, к носовой стойке шасси подогнали аэродромный трактор. Подали трап. Но DC-8 был большим самолетом, и трапа не хватило. Пришлось вызывать плотников, чтобы они нарастили трап, и американцы могли сойти на землю.

Пилот американского самолета Джозеф Тальзанини по-русски, естественно, не говорил. Хирову пришлось срочно вызывать учительницу английского языка из островной школы, чтобы начать разговор. Однако из этого ничего не вышло. Американец итальянского происхождения не понимал того, что говорила русская учительница английского языка. Из положения вышли не стандартным способом – оба немного говорили по-немецки. Оказалось, пассажирами самолета были 214 вооруженных американских солдат, которые из отпусков и госпиталей возвращались на войну во Вьетнаме. Американские морские пехотинцы разбрелись по аэродрому, и рота охраны никак не могла уследить за ними. В принципе, такое количество солдат вполне могли и захватить Буревестник. На аэродроме находилась сотня технических специалистов и летчиков, вооруженных пистолетами. Только островная пограничная застава – около 30 солдат и офицеров – имела достаточное вооружение. Как признаются сами летчики, даже у солдат, охраняющих стоянку истребителей ПВО, были карабины без патронов. Жизнь и служба на изолированном острове диктовала свои условия.

Развитие событий

По теме

Как всегда в непонятных ситуациях, «отцы-командиры» заняли уклончивую позицию. В результате бурного радиообмена между Буревестником, Сахалином, Хабаровском и Москвой, родился приказ: «Действовать согласно обстановке». Но как действовать, естественно, не сказали. Только через час из Москвы пришел внятный приказ: «Задержать американцев до особого распоряжения министра обороны Андрея Гречко». Этот приказ заставил аэродромное начальство решить непростой вопрос – где размещать американцев. Всего на головы летчиков «свалились» 214 военнослужащих и 24 члена экипажа, включая вице-президента компании «Seabord World Airliners».

Морпехам выдали матрасы, одеяла и подушки и разместили их на полу в гарнизонном клубе. Экипаж самолета и стюардесс поселили в одном из зданий на территории аэродрома. Кормили их как советских солдат, правда, дополнительно давали сыр, масло, кофе и сигареты. Зрелище было сюрреалистичное – под грозные окрики своих капралов, американские морпехи строем шли по советскому аэродрому в солдатскую столовую. Надо отдать американцем должное – свое оружие они без разговоров сложили в одной из казарм гарнизона, правда, выставив у неё часовых. Очевидно, они понимали, что оказались на военной базе вероятного противника, и что надо вести себя аккуратно. Что интересно, никаких обменов сувенирами с советскими солдатами не было.

Разрешение конфликта

Посол США в Москве получил ноту протеста. Вероятно, американцы не ожидали такого развития событий. США признали нарушение воздушной пространства СССР, и принесли извинения, заявив, что это нарушение было непреднамеренным. На третьи сутки, после тщательного расследования с советской стороны, было принято решение отпустить американский самолет.

В самолет погрузили воду и различные продукты, заправили авиационным керосином. Вице-президент компании бегал по летному полу, пытаясь выяснить, кому он должен выписать чек за заправку пяти тонн авиационного керосина, а командир лайнера заставил морпехов вручную разворачивать самолет, так как на Буревестнике не было мощных тягачей, способных развернуть DC-8. Так как были вопросы, сможет ли такой тяжелый самолет взлететь с Буревестника, Джозеф Тальзанини подписал отдельную бумагу о том, что он не возражает, если самолет не сможет подняться в воздух и останется на Буревестнике. Тальзанини был опытным летчиком, а самолет имел мощные двигатели – DC-8 оторвался от бетонки на середине полосы, потратив на взлет около 700 метров!

Надо упомянуть и о неразберихе, царившей в советских штабах. После принятия Москвой решения о вылете американского самолета, на Буревестник трижды пришел приказ об отмене взлета, причем последний приказ пришел тогда, когда самолет уже взлетел.

Конец истории

Через час после взлета, DC-8 приземлился на американской авиабазе Мисава на севере Японии. Джозеф Тальзанини тут же отказался от своих письменных показаний о нарушении воздушной границы СССР. Он заявил, что это была «насильственная посадка». Компания наградила экипаж самолета ценными подарками. Морпехи улетели во Вьетнам, откуда некоторые не вернулись.

Подполковник Ярослав Хиров получил благодарность в приказе. Командир полка, который все это время находился в отпуске в санатории в Сочи, прислал ему оттуда телеграмму: «Ну и повезло же тебе, мужик».

В советских ВВС после этого инцидента появился анекдот. Один из морских пехотинцев, оглядывая Буревестник, говорит другому:

– А я слышал, что здесь располагается крупная авиабаза

– Вся база под землей, а это просто маскировка!

После сильнейшего тайфуна, который прошелся по Итурупу в 1979 году, и который буквально раскидал железные плиты аэродрома, Буревестник модернизировали, и построили современную бетонную ВПП.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.01.2022 10:00
Комментарии 0
Наверх