Как обстоят дела в этой сфере, все и так знают, и многие, увы, не понаслышке. Но раз проблему вынесли на Совбез – значит, окончательно допекло. Среднеазиатская трудовая миграция признана проблемой государственной безопасности России. Дожили.
Каждый пятый мигрант находится в России нелегально, отмечает «Российская газета». А в Петербурге и подавно – каждый третий, уточняет зампред Совбеза Дмитрий Медведев. Мигрантов из Средней Азии несколько миллионов, из них около миллиона нелегальных. И лишь 18 тыс. из них узаконили своё положение в соответствии с указом «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки», информирует первый замминистра внутренних дел Александр Горовой.
В прошлом году сотрудники Федеральной службы судебных приставов выдворили из России 88 тыс. нелегальных мигрантов, сообщил глава ведомства Дмитрий Аристов. Вдвое больше, чем в позапрошлом. А эти данные озвучили на недавнем Совбезе: в ходе прокурорских проверок было выявлено без малого 30 тыс. нарушений в сфере исполнения миграционного законодательства. В государственной машине где-то явно сбоит, если дела обстоят столь печальным образом, и в ходе заседания межведомственной комиссии Совбеза по вопросам совершенствования государственной миграционной политики пытались разобраться, где именно.
«Порядок нужно наводить»?
Меньше месяца остаётся у 670 тыс. нелегальных мигрантов, чтобы узаконить своё положение, напомнил Александр Горовой. «К сожалению, идут пока плохо. Это нас беспокоит, но мы не рассматриваем вопрос пролонгации действия указа. Не видим целесообразности – порядок нужно наводить». Отряжают наводить порядок заместителя генпрокурора Андрея Кикотя, а службу «по вопросам гражданства и регистрации», которую ему предстоит возглавить, организуют при МВД. Но в перспективе это будет отдельная силовая структура. Своеобразный межведомственный фильтр для трудовой миграции.
Первым делом придётся заставить более полумиллиона нелегалов встать на учёт. Почему нелегалы с этим не спешат, уяснить немудрено. Их теперь заставляют сдавать дактилоскопию. Ловят тебя за руку на правонарушении, а твои отпечатки пальцев – в базе данных. Дальше – выдворяют из страны. Но если нелегал не сдал отпечатки, есть шанс вернуться в Россию, «потеряв» дома паспорт и получив новый, с изменёнными именем-фамилией. А зарегистрировался должным образом – чудить уже не судьба, отпечатки пальцев есть в базе данных. Да и вернуться под новым именем тоже не получится.
Именно нелегалы в известной мере не позволяют властям решить проблему замкнутых мигрантских анклавов, указывает заместитель секретаря Совбеза Александр Гребёнкин. Этих нарывающих гнойников в России уже несколько, «в нескольких регионах», как отметил Гребёнкин, и в них совершенно не соблюдаются российские законы. В мигрантских анклавах «пропагандируются радикальные религиозные течения и антиобщественные установки», а правоохранители, как несложно догадаться, оказываются бессильными что-либо изменить. Сказываются и кадровый голод, и текучка. Другими словами, Россия медленно, но верно проходит тернистый путь европейских стран. Пора браться за гуж, чтобы не повторить их ошибок.
Кто доит корову?
В эту пятницу власти Словакии приступили к проведению на границе с соседней Украиной акции, направленной на борьбу с нелегальной миграцией и контрабандой.
На Совбезе прозвучала здравая мысль, что помочь наводить порядок в трудовой миграции могли бы духовные организации мусульман, ведь ценные иностранные специалисты, ангажируемые российскими застройщиками и логистами, как правило, выходцы из мусульманских республик. Но с этим проблема. И дело даже не в национальных среднеазиатских диаспорах, для которых мигранты – их дойные коровы, доить которых они предпочитают сами, не деля ценный ресурс с российскими посредниками, даже единоверцами. Дело в непростых отношениях Духовного управления мусульман (ДУМ) с Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ). Отличить их, на непросвещённый взгляд, проще пареной репы: глава ДУМ Равиль Гайнутдин носит головной убор белого цвета, а его коллега из ЦДУМ Талгат Таджуддин – зелёного. Есть и другие различия. ДУМ и Гайнутдин – условно говоря – представляют Казань. А ЦДУМ и Таджуддин – также условно – Уфу (хотя Таджуддин – татарин, как и Гайнутдин). У ЦДУМ – множество башкирских местных наград, у ДУМ – татарстанских. При этом ЦДУМ слабо представлено в Москве, зато в Питере – очень неслабо, а ДУМ – наоборот. На их сайте есть ссылки на питерское отделение, но все нерабочие. До декабря 2009 года предпринимались попытки упорядочить деятельность двух духовных структур и, возможно, даже объединить их, но в итоге процесс был «временно приостановлен» да так и завис. И пока стороны не могут найти общий язык, решая концептуальный вопрос, с какого конца разбивать варёное яйцо, с тупого или с острого, полноценно сосредоточиться на духовном управлении никак не получается. И рычаги управления, как видно, у них успешно перехватывают – те самые национальные диаспоры. Дояры ценных коров. Когда бы миграцию (в части касающейся, так сказать) контролировали духовные организации мусульман, а не группы лоббистов сомнительной законности и моральных установок, глядишь, и проблема мигрантской преступности как-то решалась бы. Но сегодня, как видно, ситуация такова «и больше не какова».
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета
– Не претендую на истину в последней инстанции, но я убеждён, что у легальных и нелегальных мигрантов из Средней Азии и Закавказья одна и та же мотивация нахождения в нашей стране и одинаковое отношение к России, нашему народу и нашим традициям, правилам поведения и законам. Это, повторюсь, моё мнение. А нелегальные мигранты – это в большинстве те, кому просто пока не повезло при оформлении документов, но часть из них в дальнейшем спокойно легализуются и станут легальными. Их суть и внутренняя идеология от этого никак не изменятся, только уверенности прибавится. Верно подметил сенатор Андрей Клишас: и легальные мигранты, и нелегальные – все они приезжают в Россию строить свой маленький кишлак на нашей земле. И приезжают жить они не вместе с нами, а вместо нас – по своим правилам, порядкам и традициям. Разве это не так?
Мигрант или светлый образ его?
Фактическая невозможность ужесточить спрос с трудовых мигрантов, оказывается, имеет ещё одно объяснение. В апреле 2021 года в ходе Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ было принято постановление № 52-3, 112-я статья которого регламентирует «формирование позитивного образа» трудового мигранта в рамках «укрепления межнационального согласия в обществе». Именно на этот, так сказать, документ сослались в правительстве Республики Карелия, пытаясь более-менее внятно объяснить, почему трудовым мигрантам из Средней Азии местные власти предоставляют бесплатные квартиры. В то время как коренным жителям предлагается их приобретать за свои кровные, а если таковых недостаточно – брать кредит в банке. А карельские власти честно разъясняют, что к чему: жильё выделяют в рамках проведения информационных кампаний, направленных на формирование позитивного образа мигранта в соответствии с постановлением № 52-3. Диаспоры эту филькину грамоту активнейшим образом используют, оказывая давление на региональных чиновников и управленцев. Тем бы обратиться за разъяснениями в федеральные структуры, но, видимо, что-то мешает – похоже, чиновничье «как бы чего не вышло».
Концерт юмориста в Казахстане, запланированный на 6-7 октября, не может состояться из-за отсутствия необходимого договора. Уже стартовавшие продажи билетов на выступление признали мошенничеством.
То есть, по сути, в стране сложилась ситуация, что лоббисты из национальных диаспор получили в руки подобие документа, регламентирующего действия местных властей в рамках их взаимодействия с трудовой миграцией. Там что ни строчка, то перл, «обязательный к исполнению». Пассаж из текста 112-й статьи, к примеру: «Орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере миграции, организует привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к деятельности на территории государства, способствующей реализации государственной политики в области содействия облегчению и ускорению адаптации и интеграции иностранных граждан». Тем самым легализуя диаспоры! Или вот: «Орган исполнительной власти… организует проведение информационных кампаний, направленных на формирование позитивного образа мигранта». В рамках этих кампаний мигрантам раздают бесплатное жильё – в последние месяцы было уже несколько таких скандалов.
Тут как бы плохо даже не то, что одним дают квартиры, а другим нет. Хотя акцент тянет сделать и на этом. Важнее другое: легализуются диаспоры, вставая на один уровень с государственными органами местного управления. Среди которых есть и такие, которым невыгодны легальные, прошедшие все формальные процедуры трудовые мигранты, и которые всеми силами противятся их легализации. Диаспоры, обустраивающие в регионах незаконные национальные анклавы, – те самые, об опасности которых предупреждает заместитель секретаря Совбеза Александр Гребёнкин. Хорошо бы эти неувязки, так скажем, акцентировать на федеральном уровне, а заодно и выяснить, откуда ноги растут у постановления № 52-3 и кто лоббирует диаспоры в рамках Межпарламентской ассамблеи?
Дело серьёзное, но есть вопросы
Поговорим, однако, о последствиях заседания Совбеза. «Ужесточение миграционных правил грядёт серьёзное, – отмечает политолог Павел Данилин. – Особенно жёстко будут бороться с нелегалами». «Похоже, задумано создать своего рода миграционную спецслужбу, – пишет «Независимая газета». – Спустя какое-то время Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан станет отдельным ведомством». В связи с этим возникает несколько непраздных вопросов. В МВД имеет место значительный кадровый недокомплект, о нём не раз упоминало руководство министерства, так что это не тайна. Откуда взять новых силовиков, чтобы укомплектовать ими службу? Завершится СВО – появятся кадры, это факт, а до окончания СВО что делать? Обождать? «Независимая газета» выяснила, что в рамках службы будут действовать шесть департаментов: по паспортной и регистрационной работе, по разрешительно-визовой работе, по цифровому развитию и информационным технологиям, по внешней трудовой миграции, по вопросам гражданства и по работе с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами. Первыми тремя подразделениями будут руководить заместители начальника службы. А как же работа с диаспорами? А взаимодействие с другими спецслужбами? Об этом как бы не упоминается в принципе. Возникает ощущение, что проект возник спонтанно и пока окончательно не продуман, но ведь «цифровое развитие» и «информационные технологии» в него уже встроили, а оперативную работу, как видно, оставили на закуску?
Упущено ещё одно немаловажное обстоятельство, отмечает депутат Мосгордумы Андрей Медведев, а именно работа с несовершеннолетними членами семей трудовых мигрантов. По данным МВД на 1 января 2025 года, их свыше 783 тысяч. Если взрослыми мигрантами худо-бедно занимаются силовики, то несовершеннолетними вообще никто не занимается. Они сбиваются в этнические группировки, кошмарят одноклассников, ходят в бойцовские клубы, а затем отрабатывают навыки на улице. В рамках организуемой службы было бы уместно создать что-то вроде «детской комнаты», но об этом, как видно, никто не подумал. «Случаи в подмосковных школах подтверждают, что дети мигрантов, даже зная русский язык, интегрироваться не хотят и не будут, – полагает Медведев. – И школа им нужна не для социализации. Трудовые мигранты, за исключением по-настоящему высококвалифицированных специалистов, вообще не должны иметь права привозить в Россию семьи. Ни в одной стране мира в принципе невозможна ситуация, когда мигранты находятся в стране нелегально, а их ребёнок при этом ходит в государственную школу». «Разговор о проблеме нелегальной миграции является в некоторой степени формой подмены понятий, – считает Андрей Медведев. – Куда правильнее говорить о миграционной проблеме в целом и о недостатках нынешнего законодательства, которые необходимо как можно быстрее исправить». Так что же, опять полумеры? «Дмитрий Медведев не случайно отметил, что взят курс на коренные изменения в области миграционной политики, – отмечает депутат Мосгордумы. – На сей раз всё будет серьёзно. А гражданское общество подскажет властям и силовикам, где те недорабатывают».