Украина и Китай испортили отношения после того, как бизнес из Поднебесной понёс миллиардные потери, вложив средства в развитие черноморской портовой инфраструктуры и производство авиадвигателей. Деньги испарились, а в Киеве наотрез оказались компенсировать издержки. Инвестировали при Януковиче и Порошенко? Вот с них и спрашивайте! Но, видимо, понесённых потерь китайскому бизнесу показалось мало – сообщают, что в Киеве обсуждают участие Китая в восстановлении инфраструктуры и экономики Украины.
После недавней поездки в Пекин министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, – сообщает востоковед Игорь Димитриев, – туда же вскоре отправится украинская делегация, которая обсудит детали новых соглашений с Китаем. «В Киеве озвучивают внушительные суммы инвестиций, которые будут предоставлены в качестве кредита», – сообщает эксперт, – но как это часто происходит во взаимоотношениях с Китаем, их, скорее всего, освоят китайские подрядчики, а объекты, куда пойдут деньги, будут находиться в управлении у китайцев. «Заговорили о скорой поездке в Китай и самого Зеленского, – отмечает Димитриев. –Украинская делегация перед этим как раз всё обсудит». Неясно, впрочем, согласована ли такая дипломатическая активность с США, ведь Китай, таким образом, подберётся вплотную к границам ЕС, – отмечает эксперт. Может так статься, что украинцы разыграют традиционную для них постановку – Китай допустят в инфраструктурные проекты, дадут возможность загрузить китайские строительные компании, но воспользоваться результатом не дадут – «переворот случится или ещё что-то». В своё время, ещё при Януковиче, – напоминает эксперт, – Китай планировал серьёзно зайти в украинскую экономику, и его интересовало три направления – транспортная инфраструктура, сельское хозяйство и земля, а также старые заводы типа запорожского «Мотор-Сич». «С заводами сейчас уже не актуально, инфраструктура нуждается в больших инвестициях, а на сельское хозяйство и землю глаз положили западные агрохолдинги. Но, возможно, найдётся компромисс. Тем более, есть вариант, который многих устроит – портовые комплексы Одессы получат особый экономический и невоенный статус. Россия в этом случае получит гарантии безопасности своих морских коммуникаций, а инвесторы в украинскую экономику – логистический хаб».