// // Россияне массово отказываются от поездок на новогодние праздники

Россияне массово отказываются от поездок на новогодние праздники

511

Турбизнес отдыхает

2
В разделе

Традиционно горячий сезон новогодних туров для отечественного турбизнеса в этом году оказался провальным. Среди главных причин – и прошедшая череда банкротств на рынке, и постоянно дорожающие доллар и евро, и даже менталитет самих потребителей, решивших лучше запастись гречкой, нежели отправиться в турпоездку. Однако нелёгкие времена для туриндустрии в итоге могут обернуться благом и для бизнеса, и для путешественников.

Цифры падения и правда впечатляют. Так, по подсчётам исследовательской компании IRG, 47% россиян, ранее регулярно выезжавших за границу, теперь будут отказывать себе в этом удовольствии. В результате уже по итогам 2014 года турпоток из России составит не 18 млн человек, как это предполагалось ранее, а только 10–11 миллионов. «Спрос на туры просел на 40–50%. Многие ждут «горящих» ценовых предложений, больших скидок, но скидок в этом сезоне не будет», – подтверждает исследовательские данные гендиректор операторской компании Tez Tour Владимир Каганер.

Стоит оговориться, правда, что все подсчёты как аналитиков рынка, так и самих туроператоров не касаются индивидуальных путешественников, которые самостоятельно формируют свою поездку, покупая отели и авиабилеты через всевозможные сервисы бронирования. Однако количество индивидуалов скорее всего тоже будет сокращаться – растущие курсы валют по ним ударили даже сильнее чем по «пакетникам». «На индивидуальных туристов растущий курс доллара и евро влияет больше, чем на тех, кто пользуется услугами туроператоров. Ведь у индивидуалов теперь возрастают расходы уже непосредственно в процессе самого путешествия. Судите сами: если, допустим, поездка на такси от аэропорта до места отдыха стоит, например, 100 евро, то теперь это целых 6 тыс. рублей вместо прежних 4», – рассуждает президент инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков.

Супердешёвые и супердорогие туры востребованы

Кризисные тенденции более всего ударили именно по среднему ценовому сегменту. Продажи дешёвых и супердорогих туров по-прежнему идут не очень плохо, отмечают участники рынка. Так, в этом году турпоток на традиционно дешёвых направлениях – Турции и Египте –

даже вырос примерно на 30–35% по сравнению с прошлым годом. Правда, рост поездок в Египет едва ли можно считать объективным показателем: очевидно, что положительная динамика во многом обусловлена ещё и тем, что в прошлом году египетское направление вообще было практически закрыто из-за сложившейся там сложной политической ситуации. «Туристы готовы снижать привычную категорию отеля, переориентироваться на систему питания all inclusive, которая позволяет не тратить дополнительные средства во время отдыха», – объясняет директор по маркетингу и продажам TUI Россия Ивор Вукелик.

Наряду с дешёвым сегментом почти не пострадали продажи туров премиум-класса. Например, дорогие новогодние путешествия в Финляндию. «Динамика спроса на туры не снизилась, и мы придерживаемся показателей успешного прошлого года. Зимние продажи у нас сделаны на 70%, новогодних путёвок практически не осталось. Уже работаем на продажу февраля и марта», – рассказала коммерческий директор оператора Club Med, работающего в премиум-сегменте, Ольга Абрау.

Вместе с тем, по прогнозам аналитиков и социологов, наступивший зимний сезон не обещает туристическому рынку ничего хорошего. Так, согласно опросам «Левада-центра», 37% считают, что в случае продолжения конфликта России и Запада выехать на отдых в европейские страны будет не так-то просто.

По теме

Кроме того, большинство россиян теперь не очень-то стремятся путешествовать с туроператорами, памятуя о целой серии громких банкротств, случившихся в этом сезоне. «В этом году 16 туркомпаний ушли с рынка по причине разорения. Клиенты шести компаний были вывезены ассоциацией «Турпомощь». Это обошлось в 200 млн рублей», –

напоминает вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.

Столь непростое положение дел на рынке выездного туризма теоретически могло бы положительно сказаться на туризме внутреннем. Однако и здесь всё не так просто. «В среднесрочной перспективе выиграет внутренний туризм, –

прогнозирует Владислав Кочетков. Однако здесь надо будет смотреть, насколько наши игроки станут поднимать цены. Ведь объективно внутренний туризм всегда был дороже внешнего. Теперь посмотрим, как наши воспользуются ситуацией».

По количественным показателям внутренний туризм уже, казалось бы, совершил огромный скачок, продемонстрировав 30-процентный рост. Однако дьявол, как говорится, кроется в деталях. Так, по словам представителя РСТ Ирины Тюриной, рост турпотока в Анапу и Геленджик объясняется тем, что многие туристы просто не смогли доехать до Крыма, испугавшись огромных очередей. «Вырос спрос на Великий Устюг чуть ли не на 40%. Вопрос только в базовой цифре, от которой считается этот процент. Мы знаем, что если было два человека, а стало четыре, то это рост на 100%», – иронизирует эксперт.

Гонка за индивидуалами началась

Между тем не исключено, что участники рынка выездного туризма намеренно сгущают краски. Имидж индустрии в этом году оказался сильно подпорчен, и теперь отрасли необходимо провести некую перезагрузку. Так что ссылки на бушующий кризис и падение турпотока оказываются как нельзя кстати.

Разберёмся. Да, действительно, курсы валют растут как на дрожжах. Однако не стоит забывать, что цены в некоторых европейских отелях, напротив, падают, сглаживая таким образом увеличивающуюся курсовую разницу. Что до стоимости авиабилетов, то ещё в сентябре – октябре уровень цен оставался на прежнем уровне – а ведь именно в это время большинство путешественников планируют свою зимнюю поездку.

Если же говорить о пакетных турах, то здесь и вовсе курсовые колебания оказываются второстепенным фактором. Условно говоря, если человек был готов выложить за отпуск 2 тыс. евро (110 тыс. рублей по прежнему курсу), то едва ли можно предположить, что у него не найдётся 120 тысяч.

Вместе с тем, похоже, туроператоры всё-таки начинают понимать, что дело тут не только в гречке и курсовых колебаниях. Так, некоторые игроки рынка уже сегодня запустили сервисы так называемых туров-конструкторов –

системы, максимально похожие на то, что предлагают сервисы типа booking.com и scyscanner. «Мы разработали собственную платформу, через которую можно в реальном времени формировать туры в основном из «горящих» предложений. Это мировой тренд. Например, в Германии каждый четвёртый или пятый оператор занимается только динамическим пакетированием, у TUI на немецком рынке 20% оборота – это динамические пакеты», – рассказывает IT-директор «ИННА ТУР» Леонид Пустов. Похожие системы сегодня предлагают и в «Библио–Глобусе», и в S7 Tour. По всему похоже, что, жалуясь на кризис, туроператоры попросту стараются не потерять клиентов, которые постепенно уходят в сегмент самостоятельного туризма.

Опубликовано:
Отредактировано: 10.12.2014 12:59
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх