Заход российского океанографического судна «Адмирал Владимирский» в венесуэльский порт Ла-Гуайра вызвал широкий резонанс в США и Европе. Согласно официальным заявлениям, корабль совершает рейс научного характера, приуроченный к 80-летию Победы. Однако в НАТО считают иначе. «Наша Версия» попыталась разобраться, что на самом деле ищет «Адмирал Владимирский» в Мировом океане, и почему его появление у берегов Южной Америки так тревожит альянс.
В середине марта «Адмирал Владимирский» прошёл через Атлантику – как сообщалось, для сбора батиметрических данных и проведения комплексных научных исследований. Однако внеплановый заход корабля в венесуэльский порт Ла-Гуайра подогрел интерес к нему со стороны западных разведок. Теперь они заявляют, что «Адмирал Владимирский» ведёт исследования в интересах российского Минобороны – от разведки подводной инфраструктуры до сбора данных о потенциальных зонах конфликта.
Такие заявления не стали неожиданностью. В последние годы западные СМИ и официальные лица не раз выдвигали обвинения в адрес российских океанографических судов, утверждая, что те занимаются разведывательной деятельностью под прикрытием научных исследований. Как утверждали скандинавские телекомпании, эти суда якобы выполняют разведывательные миссии и собирают данные о подводной инфраструктуре, определяя местонахождение газопроводов и интернет-кабелей для их повреждения в случае начала военного конфликта. Однако такие заявления основывались лишь на факте прохождения судна близ точек залегания трубопроводов и подводных кабелей.
Учёный флот
«Адмирал Владимирский» входит в состав проекта 852 и остаётся единственным действующим кораблём этого типа. Построенный ещё в 1975 году, он по-прежнему считается высокотехнологичным: на его борту располагается 19 лабораторий, два гидрографических катера, вертолётная площадка с ангаром для Ка-25, а также оборудование, позволяющее автономно проходить до 18 тыс. миль и проводить исследования в самых удалённых районах Мирового океана. «Адмирал Владимирский» уже не раз выполнял задачи международного масштаба. В 2019–2020 годах он участвовал в кругосветной экспедиции, а также неоднократно посещал воды Антарктики, обеспечивая сбор данных о малоизученных районах Южного океана. Все эти экспедиции являлись научными и были призваны обеспечить навигационную безопасность, в том числе для военных и гражданских судов.
Корабли этого класса – наследие Советского Союза, который когда-то обладал одним из крупнейших исследовательских флотов в мире. Но за 1990–2000-е годы большинство таких судов было списано, продано или утилизировано. Сейчас Россия стремится к системному восстановлению научного флота. Для этого ведётся модернизация существующих кораблей, разрабатываются проекты новых судов, а государство вновь инвестирует в развитие гидрографической службы.
Кроме «Адмирала Владимирского» в России есть и другие корабли, способные проводить океанографические и гидрографические исследования. Одно из самых известных – «Янтарь», судно специального назначения, которое также несёт глубоководные аппараты и способно выполнять как научные, так и инженерные подводные операции. Оно применялось для поиска затонувших объектов и проведения технических миссий на больших глубинах. Также в составе научного флота находятся гидрографические суда поменьше, обслуживающие Северный морской путь, Балтику, Дальний Восток и Чёрное море.
Всё по науке
Исследовательские суда выполняют большой объём задач: фиксируют изменения морских течений, изучают состав воды, морскую флору и фауну, наблюдают за волнами, температурой и атмосферными явлениями. Все эти данные являются основой для составления навигационных карт, прогноза погоды, определения путей миграции рыб, а также оценки рисков в случае стихийных бедствий или техногенных аварий. Эта информация бывает востребована при проведении подводных кабелей связи или нефтегазовых трубопроводов, для чего крайне важно точно знать рельеф дна и характер грунта. То же самое касается морской логистики: на сложных участках маршрута ошибки в картах могут привести к авариям. Понятно, что полученными данными могут пользоваться как гражданские моряки, так и военные. К примеру, для безопасного мореплавания подводникам нужно знать характер течений, а также температуру и плотность воды – это, помимо прочего, позволяет повысить скрытность и точность передвижений субмарин.
Недавние атаки украинских беспилотников на российские военные объекты заставили страны НАТО пересмотреть подходы к обеспечению безопасности собственных баз.
Исследовательские миссии нередко проходят в зонах, где их деятельность сопряжена с серьёзными рисками. Даже самые современные суда, оснащённые по последнему слову техники, не застрахованы от происшествий, особенно в перегруженных и политически напряжённых акваториях. В истории российского исследовательского флота есть трагические страницы. В апреле 2017 года в Чёрном море затонуло океанографическое судно «Лиман» – бывшее разведывательное судно Черноморского флота, переоборудованное под научные нужды. Катастрофа произошла в районе Босфора после столкновения с грузовым судном для перевозки скота, следовавшим под флагом Того. Несмотря на то что корпус «Лимана» был разделён на отсеки и обладал системой живучести, пробоина оказалась критической. Экипаж успел эвакуироваться, жертв удалось избежать, но сам корабль затонул, что стало весьма серьёзной потерей – «Лиман» имел на борту оборудование для ведения радиотехнической разведки и, как считалось, мог следить за силами НАТО. По крайней мере весной 1999 года президент Югославии Слободан Милошевич прямо попросил прислать в Адриатическое море «Лиман», чтобы знать о планах альянса. Вот и на момент столкновения «Лиман» вёл наблюдение за военно-морскими манёврами НАТО «Морской щит», проходившими в Чёрном море.
Подводный интерес
Присутствие исследовательских судов в международных водах является обычной практикой для многих стран, интересы которых простираются на Мировой океан. США обладают целым флотом подобных кораблей, как гражданских, так и военных. Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) координирует десятки экспедиций ежегодно. Есть и специализированные суда ВМС США, выполняющие гидрографическую и разведывательную работу – от изучения рельефа морского дна до картографирования зон возможных операций подводных лодок.
Аналогично действуют Великобритания, Франция, Япония и Китай. Эти страны вкладывают миллиарды долларов в морскую науку, прекрасно понимая: тот, кто имеет знания об океане, контролирует коммуникации, энергетику и рыболовство. Океан – это не только арена столкновения интересов, но и ресурсное пространство. Подобные исследования позволяют государствам не просто фиксировать текущее положение дел, но и предугадывать возможные риски. Отсюда и растущий интерес всех стран к гидрографической деятельности: она даёт тактическое преимущество, улучшает логистику, укрепляет безопасность.
23 апреля СМИ сообщили, что «Адмирал Владимирский» зашёл в Никарагуа. О его дальнейшем маршруте не сообщается. Остаётся надеяться, что плавание закончится успешно и на пути корабля не встанет старый скотовоз или какое-либо иное судно.
Диспозиция
Ситуация в приграничных регионах России остаётся напряжённой. В апреле 2025 года бои в Курской и Белгородской областях приобрели характер позиционного противостояния с элементами наступательных операций с обеих сторон. Украинские силы активизировали атаки, а российские подразделения ведут операции по вытеснению противника и восстановлению контроля над территориями.
К концу апреля российские войска провели успешную операцию по освобождению населённого пункта Олешня, ранее занятого украинскими формированиями. По сообщениям Минобороны РФ, в ходе боёв были уничтожены опорные пункты, укреплённые позиции и склады боеприпасов. После зачистки территорий начались масштабные работы по разминированию – сапёры ежедневно обезвреживают десятки тысяч мин, в том числе самодельных и кассетных. По данным военных источников, в регионе фиксируются попытки применения беспилотников и диверсионных групп. Российские ПВО и войска радиотехнической борьбы находятся в повышенной готовности.
Также напряжённой остаётся обстановка в Белгородской области. В Краснояружском районе украинские войска предприняли попытку прорыва, продвинувшись на глубину до 2 километров. Основные бои развернулись в районах населённых пунктов Демидовка и Поповка. Российская армия отражает атаки, по заявлениям Минобороны, активно уничтожая бронетехнику противника, включая танки западного производства, в частности Abrams и Leopard.
По некоторым данным, в регион переброшены дополнительные силы, включая подразделения, оснащённые современными средствами разведки и радиоэлектронной борьбы. Продолжается укрепление оборонительных рубежей, идёт строительство фортификаций и развёртывание инженерных заграждений. Военные эксперты не исключают, что в ближайшие недели противник попытается вновь нарастить давление на границе, используя мобильные группы, артиллерию и ударные беспилотники. Российская сторона, в свою очередь, усиливает группировку и проводит контрнаступательные мероприятия.