Версия // Власть // Российский ВМФ отказывается от противостояния с США в океанской зоне

Российский ВМФ отказывается от противостояния с США в океанской зоне

40294

Поматросили

фото: РИА Новости
В разделе

В конце апреля в Минобороны заявили, что в этом году начнётся ремонт и модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», стоимость которого обойдётся в 40 млрд рублей. При этом ранее Сергей Шойгу объявил, что основой российского Военно-морского флота в ближайшее время станут фрегаты – по сути, вспомогательный класс военно-морских кораблей.

Сюжет: Армия

«Наша Версия» попыталась разобраться, что означают эти два взаимоисключающих заявления: то ли в России признали неспособность самостоятельно создавать большие военные корабли, то ли первыми уловили тренды развития современного флота.

Напомним, что «Адмирал Кузнецов» является единственным российским авианесущим крейсером. В 2016 году корабль во время похода в Средиземное море принимал участие в операции российских Воздушно-космических сил в Сирии, в ходе которой лётчики «Кузнецова» выполнили 420 боевых вылетов. Поэтому странно, что одновременно с сообщениями о планах серьёзной модернизации этого крупного российского военного корабля из Мин­обороны звучат сообщения, что российскому флоту больше не нужны крейсеры и авианосцы. В военном ведомстве считают, что в ближайшей перспективе многоцелевые фрегаты, оснащённые высокоточным оружием большой дальности, должны стать основными боевыми кораблями ВМФ. По мнению военных чиновников, это оправдывается тем, что концепция применения военного флота России не предполагает крупномасштабных морских боёв. Аргументируется такое решение анализом применения военного флота в Сирии, где малоразмерные корабли ВМФ показали хорошие результаты при нанесении ударов по объектам террористов, используя крылатые ракеты.

В Минобороны заявляют, что не только в России, но и во всём мире теперь стремятся к уменьшению размеров боевых кораблей. Эксперты в какой-то степени подтверждают такую тенденцию, отмечая, что главной задачей становится нанесение ударов по береговым объектам. Действительно, российские корабли, подводные лодки и авиация наносили в Сирии удары по объектам запрещённого в РФ ИГ ракетами «Калибр», причём с большого расстояния. Американцы также атаковали сирийскую военную базу с помощью небольших кораблей.

Прикидываются большими

Фрегаты, на которые делает ставку российский ВМФ, предназначены для поиска и уничтожения атомных подводных лодок противника, для противолодочного охранения, противовоздушной и противоракетной обороны авианосцев. В настоящее время готовится к передаче флоту фрегат с управляемым ракетным оружием – головной корабль проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Он был заложен в Петербурге на «Северной верфи» в 2006 году, а спущен на воду в конце 2010-го.

Осенью 2014 года фрегат вышел в Финский залив на заводские испытания. Уже после них планировалось передать корабль флоту, однако сроки оказались сильно сдвинуты, и в настоящее время корабль завершает госиспытания в акватории Северного флота. Согласно Госпрограмме вооружений до 2020 года должно быть построено 10 фрегатов этого проекта. Сейчас на «Северной верфи» строятся ещё три: «Адмирал флота Касатонов» (уже спущен на воду), «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков».

И всё же, по оценкам экспертов, на сегодняшний день фрегаты – это компромиссное решение для российского ВМФ. Корабли этого типа относительно дешёвые, но для того чтобы не выйти за рамки сметы, приходится использовать минимальное количество необходимого оборудования и вооружения. В связи с этим инженерам приходится сокращать комплексы оружия, отказываться от многих систем радиоэлектроники, а полноценные гидроакустические комплексы и радары заменяются на аналоги со значительно ухудшенными характеристиками. В результате экономия серьёзно отражается на боевых свойствах корабля – по большому счёту современные фрегаты только «прикидываются» боевыми кораблями. Хотя они способны выполнять почти все задачи, стоящие перед военно-морским флотом, но только в военных столкновениях малой интенсивности, то есть против слабого противника. Однако за счёт такой экономии увеличивается количество кораблей, создаётся видимость массовости флота. Потому эксперты считают, что фрегаты класса 22350 по своим характеристикам могут использоваться в дальней морской зоне, демонстрировать флаг, уничтожать террористов, но не более того. Кроме того, фрегаты важны как носители крылатых ракет, имеющих возможности ударов по сухопутным целям – это может пригодиться в случае локального конфликта. Очевидно, что замена больших кораблей на фрегаты является вынужденной мерой, так как полноценно заменить ни авианесущие крейсеры, ни ракетные крейсеры, ни даже эсминцы фрегаты не смогут.

По теме

Ставка на подводные лодки и авиацию

Однако очевидно, что отказ от более мощных кораблей является фактическим признанием ограниченных возможностей российского ВМФ. То есть по большому счёту Россия отказывается от глобального океанского противостояния со столь мощным флотом, как американский, делая упор на оборону прилегающих к своим границам водных пространств. В своё время только военный флот СССР имел относительный паритет с американцами, но даже в лучшие времена до полного равенства надводный флот СССР никогда не дотягивал. К примеру, неоднократно предпринимались попытки создать авианесущие корабли, которым всё же было далеко до «классических» американских авианосцев. Тем не менее у советского ВМФ имелся ряд задач для кораблей океанской зоны, которые, по мнению экспертов, он был способен выполнить. В первую очередь это уничтожение авианосных и многоцелевых групп США в передовой зоне в Атлантике и Тихом океане, обеспечение боевой устойчивости собственных подлодок и противодействие американским субмаринам. Уничтожать авианосные силы должны были тяжёлые корабли – атомные подводные ракетоносцы с противокорабельными ракетами и крейсеры. Сегодня спектр задач не изменился, но американский флот постоянно совершенствуется, отчего надводным кораблям подойти на дистанцию залпа ракеты большой дальности будет проблематично. Если эти ракеты не имеют дальности 1500 километров, то авианосец США просто не подпустит их к себе. А при дальности в 500 километров он совершенно спокойно выявит факт приближения ракетного крейсера и выйдет из-под удара, продолжая, в свою очередь, атаковать противника силами палубной авиации, которая имеет дальность полёта 800–900 километров. В целом ситуация не совсем критична – для выполнения задач в дальней морской зоне могут использоваться подлодки и авиация, но вот насколько это окажется эффективно, большой вопрос.

По всей видимости, от большинства задач, которые пытались решить при Советском Союзе, решено отказаться, не случайно ставка делается не на создание современных кораблей, а на модернизацию старых. Например, сегодня проходят реконструкцию тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) проекта 1144, проекта «Орлан», которые находятся в составе флота с 1977 года. От корабля этого проекта ТАРКР «Адмирал Нахимов» останется только корпус – демонтируется практически всё оборудование, будет полностью заменено вооружение, радиоэлектронные средства, средства связи. Но очевидно, что даже с полной модернизацией боевые возможности этих кораблей не сопоставимы с современными аналогами. И скорее всего это решение связано только с одним – предстоит сокращение расходов на оборону. Остаётся надеяться, что это временная мера, поскольку неоднократно сообщалось, что Россия, возможно, в будущем снова будет развивать даже авианосный флот.

Валентин Селиванов, адмирал, начальник Главного штаба ВМФ (в 1992–1996 годах):

– При создании эффективного флота с достаточными ударными и оборонительными возможностями необходимо соблюдать пропорцию кораблей разных типов и постоянно варьировать, чтобы иметь оптимальный состав. Думаю, что, говоря о необходимых современному флоту типах кораблей, министр обороны Сергей Шойгу имел в виду, что ВМФ нужны корабли океанской зоны, имеющие весь комплекс вооружений – и наступательного, и оборонительного. Убеждён, что никто не будет утверждать, что российскому флоту не нужны большие корабли, те же самые авианосцы. Не случайно сейчас авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» направляется на серьёзную модернизацию.

Думаю, что сегодня реализуются те возможности, которые доступны на сегодняшний день, как материальные, так и судостроительные. Например, очевиден ответ, почему не закладываются новые авианосцы: корабли этого типа строились на Украине, база для создания кораблей этого типа в России не создана. Однако полностью за несколько лет переоснастить весь флот просто невозможно даже при наличии значительных средств.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.05.2017 08:21
Комментарии 5
Наверх