Версия // Конфликт // Работа терминала «КТК-Р» приостановлена судом спустя меньше года после крупной аварии

Работа терминала «КТК-Р» приостановлена судом спустя меньше года после крупной аварии

4321

Чтобы снова не рвануло

Работа терминала «КТК-Р» приостановлена судом спустя меньше года после крупной аварии
(фото: commons.wikimedia.org/Skelanard)
В разделе

По решению Приморского районного суда Новороссийска, АО «КТК-Р» должно приостановить деятельность морского терминала на 30 суток. Причина – претензии со стороны Ространснадзора. Вопросы к безопасности объектов КТК возникали и раньше, и почти всегда они были связаны с компанией «Транснефть-Сервис». Невозможно было задать их, не упомянув также вице-президента «Транснефти» Ларису Каланда. Ситуация выглядит так, что созданный ею влиятельный юридический клан утрачивает свои позиции.

Сюжет: Экология

Весной Ространснадзор выявил в «Каспийском трубопроводном консорциуме» «несколько документарных нарушений по ликвидации аварийных разливов нефти». Насколько можно понять, к моменту вынесения решения районного суда, компания не выполнила предписание об их устранении.

«КТК-Р» – один из крупнейших инвестпроектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Основными акционерами консорциума являются: госкомпания «Транснефть» (управляет 24% акций, «КТК компани» – 7%), Казахстан («Казмунайгаз» с долей 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures – 1,75%); американская Chevron (через Chevron Caspian Pipeline Consortium) владеет 15%, структура «Лукойла» Lukarco B.V. – 12,5%. Именно КТК осуществляет погрузку в танкеры значительную долю нефти, добываемой в Казахстане.

Буквально пару недель назад АО «КТК-Р» проиграло в апелляционной инстанции спор с Росприроднадзором, который взыскал в компании штраф за прошлогодний разлив нефти возле черноморского побережья. По сути, суд подтвердил, что топ-менеджмент КТК пытался занизить масштабы аварии.

220 ПДК!

«Каспийскому трубопроводному консорциуму» все же пришлось выплатить в федеральный бюджет 5,3 млрд рублей. Именно в такую сумму был оценен ущерб от разлива нефти на терминале под Новороссийском 7 августа 2021 года. Авария произошла при погрузке сырья на греческий танкер Minerva Symphony. Несмотря на вполне однозначное решение судов обеих инстанций, ответчик продолжает настаивать на обратном. «В дальнейшем КТК планирует отстаивать свою позицию по предмету арбитража в правовом поле», – сказано на сайте компании.

Между тем, как писала «Версия», ситуация на морском нефтяном терминале под Новороссийском внушала опасения задолго до августовской аварии. Причина – смена подрядчика по обслуживанию выносных причальных устройств (ВПУ). С момента запуска терминала в эксплуатацию эту функцию выполняли специалисты ООО «Ламналко», но в 2021 году обслуживание ВПУ было передано ООО «Транснефть-Сервис», входящую в структуру государственной трубопроводной монополии.

Прозрачность конкурсных процедур КТК в данном случае не могла не вызвать вопросов, актуальность которых усиливал послужной список нынешнего гендиректора АО «КТК-Р». Николай Горбань – также выходец из структур «Транснефти», до 2016 года он возглавлял АО «АК Транснефтепродукт».

По теме

Насколько можно понять, до заключения контракта с КТК компания «Транснефть-Сервис» не имела ни оборудования, ни специалистов для обслуживания выносных причальных устройств на удалении 5 км от берега. Именно это обстоятельство может объяснить тот факт, что консорциум и независимые эксперты радикально разошлись в оценке масштабов загрязнения Чёрного моря в августе прошлого года. Ну кто будет расписываться в собственной некомпетентности?

По данным спутников Института космических исследований РАН площадь загрязнения акватории составила почти 80 кв. км. – почти в 400 раз больше, чем первоначально заявляли представители КТК. В судебном процессе по иску Росприроднадзора эти данные не фигурировали, однако суд принял во внимание следующее: пробы, взятые специалистами ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция», показали превышение предельно допустимой концентрации нефти — до 220 ПДК.

«Крайне низкое оснащение»

Также суд установил, что «из материалов административного расследования и документов, представленных ответчиком, следует, что ответчик имеет крайне низкое оснащение контрольными приборами. После задвижки и датчиков, расположенных на берегу, в море уходит 5-ти километровый трубопровод диаметром более 1 м, который постоянно заполнен нефтью. Кроме двух датчиков давления, расположенных в самом ВПУ, опасный объект не оснащен более никакими датчиками и средствами автоматики и контроля параметров».

По этой причине специалисты, привлеченные к административному расследованию Росприроднадзором, использовали две разных методики оценки масштабов разлива нефти. Согласно одной из них, в море попало 562,2 тонн нефти, согласно другой – 384 тонны. Суд пришёл к выводу, что для расчёта суммы ущерба природе ведомство обоснованно использовало среднюю арифметическую величину массы нефти – 473,1 тонны.

И вот теперь, спустя почти год после масштабной аварии мы узнаём, что у надзорных органов снова возникли вопросы по поводу готовности КТК к ликвидации аварийных разливов нефти. Также, как и за обслуживание ВПУ, за ликвидацию разливов на нефтяном терминале в Новороссийские отвечает ООО «Транснефть-Сервис». Изначально эту функцию выполняло ФГБУ «Морспасслужба» (структура Минтранса), но в 2011 году её, по сути, вытеснила с терминала «внучка» «Транснефти». Вскоре она повысила стоимость своих услуг для КТК чуть ли не в 30 раз. Как говорится, выводы каждый может сделать сам.

«Неформальные связи» перестали работать?

Претензии надзорных органов к объектам «Каспийского трубопроводного консорциума» звучали и раньше. Однако теперь и ревизоры, и судебные инстанции как будто стали уделять им больше внимания. Нельзя не отметить, что происходит это на фоне слухов о возможном отъезде из России вице-президента «Транснефти» Ларисы Каланда. По крайней мере, её дочь Алина, успевшая обрасти виллами на Лазурном берегу, после начала спецоперации на Украине явно находилась за пределами страны. Подробнее – в расследовании «Версии».

Отец Алины, выходец из спецслужб Владимир Каланда, в начале 2000-х был ответственным секретарём комиссии по предварительному назначению федеральных судей. Есть мнение, что до последнего времени многие люди в мантиях поддерживали в ним неформальный контакт. В свою очередь Ларису Каланда называли чуть ли ни «серым кардиналом» «Трансефти». Подробнее о том, какие «схемы» могли выстроить топ-менеджеры внутри и около государственной компании, читайте в нашем материале «Фонтан нефти и денег».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2022 17:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх