Версия // Общество // Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву может сократиться до двух часов, но есть дома и мост преткновения

Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву может сократиться до двух часов, но есть дома и мост преткновения

2617

Инженерно-политическая магистраль

Фарфоровый мост. Фото автора
https://vk.com/wall-60993553_139800?z=photo-60993553_457268977%2Fwall-60993553_139800
В разделе

Высокоскоростная магистраль, которая свяжет Санкт-Петербург и Москву, в столице северной вызвала возмущение жильцов, опасения градозащитников и недоумение профильных инженеров. Ясны пока две вещи: проекту наконец-то точно быть, но его инженерная часть может претерпеть весомые изменения, если будет принято решение сохранить Фарфоровский мост 1910 года.

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) между двумя крупнейшими российскими городами на самом-то деле проект давний, о нем предметно говорили еще в 1980-е. Но тогда оказалось не до этого, как и в 1990-е. А в 2004 году издание «Фонтанка» писала, что ВСМ точно будет построена к 2010 году. Не вышло. Теперь проект на мази, о чем недавно и весьма конкретно сообщил президент страны. Теперь установленный срок – 2028 год.

Дома похожи на «Кресты», но жильцам нравятся

Чем грозит ВСМ в плане сносов каких-либо зданий и других городских объектов? «Под нож» могут отправиться пять зданий на Фарфоровском посту - №№ 34, 40, 44, 48, 54. Их можно видеть из окна поезда дальнего следования, который подходит к Московскому вокзалу Петербурга. И, честно говоря, эстетического восторга они не вызывают – старые, депрессивные, в копоти от близости железной дороги, из казенного красного кирпича, как тюрьма «Кресты». Однако они из кирпича, значит, надежны и еще минимум век могут простоять, коммунальная начинка на нормальном уровне, никакой аварийности нет и в помине, квартиры теплые, потолки 3,5 метра, но, главное, расположены в центре города, рядом со станцией, откуда ехать 10 минут до угла площади Восстания и Невского проспекта.

Не удивительно, что жильцы данных домов активно протестуют, а на помощь им приходят градозащитники и общественники. И у них есть весомые аргументы. Так, член президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории (ВООПИК) Анна Капитонова говорит, что указанные здания – дореволюционной постройки, а такие дома нельзя сносить согласно закону Санкт-Петербурга. Кроме того, микрорайон дышит историей города - Фарфоровский пост появился как квартал возле железной дороги во второй половине XIX века, когда там проложили Николаевскую (ныне - Октябрьскую) железную дорогу. Вдоль дороги в 1910–1911 годах были построены ведомственные жилые дома для служащих железной дороги. В начале 2000-х годов здания передали в собственность города, люди стали их приватизировать, а в дальнейшем и продавать. Какие расценки? Это сейчас не самый актуальный вопрос в связи с очень и очень вероятным сносом, но пять лет назад, к примеру, в доме №40 трехкомнатная квартира стоила 5,7 млн рублей. Местные жители еще и в панике, потому что у них перед глазами пример жильцов дома №2 на Фарфоровском посту. Их дом уже расселили, и людей отправили в поселок Ленсоветовский Пушкинского района. Это пригород, состоящий из «человейников», с огромными проблемами в социальной инфраструктуре. Конечно, людей не греет оказаться где-то там, здесь же имея под боком школу, детский сад и самый точный и не «пробковый» транспорт – железную дорогу.

Какие еще конкретные претензии у градозащитников к проекту ВСМ? Их достаточно помимо вышеуказанных домов, вот что пишут в сети: «Под снос пойдут более 20 исторических корпусов складов Северного страхового общества - складов Кокоревых на Лиговском пр., 50-52. Будут разрушены последний сохранившийся в Петербурге многоарочный дореволюционный путепровод - Фарфоровский мост. Это удар по истории железнодорожного транспорта России».

Как в инженерном русле, так и политическом

По теме

Однако в последнее время появились данные, что как минимум три дома на Фарфоровском посту могут быть сохранены, именно дореволюционные. Якобы их под свою защиту взял комитет по охране памятников правительства Санкт-Петербурга. Однако пока ни в КГИОПе, ни в Следственном комитете корреспонденту «Нашей версии» эту информацию официально не подтвердили. Следком в прошлом году также заинтересовался этой историей. Как удалось выяснить на сегодняшний момент, она развивается как в инженерном русле, так и в политическом. Источник в Смольном рассказал: «Владимир Путин прямо на днях четко сказал, что в России будет создано четыре высокоскоростных магистрали, на что из федерального бюджета будет выделено 11 триллионов рублей. Это глобальные национальные проекты. Поэтому вопрос можно считать решенным. А вот что касается инженерного вопроса именно пока в Петербурге, то возможны варианты, продумываются разные... Может, Фарфоровский мост будет сохранен за счет постройки туннеля».

Ситуацию на данный час запутывает и такая информация: «Пока неясно, как поступят с этими пятью объектами (на Фарфоровском посту) после присвоения статуса памятника. Наиболее вероятен вариант с последующим исключением Фарфоровского поста из реестра объектов культурного наследия (выявленный памятник - временный статус). Много лет ходят разговоры и о теоретической возможности передвижки зданий-памятников; впрочем, пока ни одного такого примера в Петербурге осуществлено не было».

Короче, даже если дома у Фарфоровской станции и будут признаны выявленными памятниками, от сноса такой статус их на 100 процентов не защитит.

«Сохранить просто невозможно»

Корреспондент «Нашей версии» встретился с профильным инженером и преподавателем Петербургского государственного университета путей сообщения, и он на правах анонимности выразил недоумение протестами градозащитников. Пикантности его мыслям и рассуждениям добавляет тот факт, что один из домов на Фарфоровском посту, №36, находится в оперативном управлении как раз данного университета (он для сотрудников): «Я скажу откровенно, пусть это многим в городе не понравится. Сохранить большинство объектов, о которых говорит общественность, при строительстве ВСМ просто невозможно, это надо понять и принять, если есть желание иметь скоростную дорогу, которая в условиях дефицита гражданских самолетов жизненно необходима стране. А дефицит самолетов будет только нарастать по понятным причинам, а огромную Россию надо как-то логистически связывать. Московский вокзал должен расширяться, он и сейчас с трудом справляется с трафиком пассажиров, а их будет только больше. Поэтому отдельные здания на Лиговском проспекте рядом с вокзалом сохранить не представляется возможным. Такая история была и недалеко от Варшавского вокзала, который превратили в торговый центр – профильные склады там тоже ликвидировали, потому что они просто захламляли территорию. Старые здания – это не равно памятникам. Что касается домов на Фарфоровском посту, но их тоже вряд ли получиться сохранить, может, лишь станцию. Иначе магистраль будет запутанной, как поливочный шланг на даче, время пути увеличится, а зачем тогда ВСМ нужна при наличии «сапсанов»? Перенести дома на Фарфоровском посту? Ну, это совсем наивно – безумные деньги, да и культурного смысла нет. Возможно, удастся сохранить Фарфоровский мост, вот он как раз уникален для специализированной архитектуры и истории российской железной дороги. Но это может увеличить затраты на проект. Поверьте, все изложенное – не только мое мнение, а так сказать, профессионального сообщества петербургских железнодорожных инженеров и других профильных специалистов».

Официально

По данным Минтранса, ВСМ между Санкт-Петербургом и Москвой будет стоить примерно 1,7 трлн рублей, по времени - чуть больше двух часов в пути. Магистраль Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Адлер оценивается в 3,2 трлн, время в пути между конечными пунктами - до 7 часов 50 минут. Магистраль в направлении Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург обойдется в 4 трлн, время пути составит около 6 часов 36 минут. А маршрут Москва - Смоленск — Минск оценивают в 1,9 трлн рублей, время в пути — до 3 часов. Ожидаемый пассажиропоток на ВСМ - 64,7 миллионов человек в год. Если проект ВСМ осуществится, то дорога между Петербургом и Москвой сократится всего до 2 часов и 15 минут. Сейчас на скоростных «Сапсане» и «Невском экспрессе» она занимает около 4 часов. Обычный поезд идет в среднем 8 часов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2023 18:30
Комментарии 0
Наверх