Версия // Общество // Пожар на Волге парохода «американского» типа привел к созданию «волжского» типа пассажирского парохода

Пожар на Волге парохода «американского» типа привел к созданию «волжского» типа пассажирского парохода

7516

История двух пожаров. Волга

Пожар на Волге парохода «американского» типа привел к созданию «волжского» типа пассажирского парохода
В разделе

Пароходы «американского» типа были распространены на многих реках мира, в том числе и в России на реке Волга. Они обладали несомненным достоинством для речного судна – малой осадкой. Но имели и один существенный недостаток – были очень пожароопасные, так как их делали из дерева. В этой статье мы расскажем, как пожар такого парохода на Волге между Рыбинском и Тутаевым привел к появлению удачного типа «русского» волжского пассажирского парохода.

Пассажирский пароход «Альфонс Зевеке»

Пожар на пароходе «Султанша» был не единственный в истории речного судоходства. Похожая катастрофа с пассажирским пароходом «американского» типа произошла через 28 лет в России на реке Волга. В конце XIX века на Волге сформировался тип «русского» пассажирского речного парохода, основные принципы которого можно увидеть в теплоходах, которые до сих пор работают на реках страны. Но до этого, на реках России ходили различные пароходы, в том числе и «американского» типа. Дело в том, что эти пароходы имели два достоинства – малую осадку и большую пассажировместимость – и во второй половине XIX века многие волжские судовладельцы выбирали этот тип речного парохода.

Альфонс Александрович Зевеке был известным почитателем и строителем пароходов «американского» типа на Волге. Массовое бурное строительство речных пароходов в России началось после 1861 года. Пароходные компании создавались одна за другой, и конкуренция между ними была острой. Но, в основном, пароходство на реках России было грузовым – строились буксиры, предназначенные для вождения барж – каждая крупная река в стране имела свой тип баржи. На реках страны той эпохи нужны были и пассажирские пароходы – ведь в те годы реки были востребованными транспортными магистралями. Познакомившись с описанием американских пассажирских пароходов, Альфонс Александрович стал их ярым приверженцем, и отправил сына в Америку, чтобы тот купил чертежи пассажирского парохода такого типа. Правда, почему то (возможно из-за того, что в США бушевала гражданская война), младший Зевеке поехал не на Миссисипи, а на Амазонку. По большому счету, это было без разницы, так как на обеих реках эксплуатировались пароходы одного и того же типа. Молодому человеку амазонские пароходы понравились, и в Россию он вернулся с чертежами. Старший Зевеке проектную документацию одобрил, и приказал заложить первый в России пароход «американского» типа с гребным колесом на корме. Строили новое для Волги судно в Нижнем Новгороде, на Сормовском заводе. Спущенный пароход назвали «Амазонка». Он имел длину 58 метров, ширину 11 метров. Осадка без груза была всего 0,71 метр, с грузом и пассажирами (400 пассажиров и 393 тонны груза) – 1,2 метра По течению скорость парохода была 20 км/ч, против течения – 12 км/ч. «Амазонка» показала себя с лучшей стороны, Зевеке заказал еще два парохода этого типа, и на Волге началась эпоха «американских» пассажирских пароходов. Волгари называли такие суда «козами». Как мы уже говорили, две трубы таких пароходов располагались не вдоль диаметральной плоскости судна, а поперек. Речники посчитали, что они напоминают козьи рога. Было у волжских пароходов одно отличие от их одноклассников с Миссисипи – для улучшения маневренности на корме ставили не одно гребное колесо, а два.

По теме

Строго говоря, такие пароходы были грузопассажирские. Как и американские пароходы на Миссисипи, пароходы Зевеке были деревянные, и в качестве груза часто возили кипы хлопка. В 1893 году один из пароходов, «Альфонс Зевеке», спущенный на воду в 1885 году, совершал регулярный рейс по маршруту Рыбинск – Нижний Новгород. 18 июня, почти полностью загруженный пароход в 15-00 вышел из Рыбинска вниз по реке. Кроме пассажиров на пароход была погружена большая партия хлопка. Около 17-00 на пароходе начался пожар. Забегая вперед, скажем, что причину возгорания хлопка так и не определили. Первой сгорела центральная часть парохода, где располагались столовая, буфет и кубрики для команды. Огонь распространялся удивительным образом – от центральной части парохода одновременно в нос и корму. Пассажиры были разделены на несколько групп огненной преградой. Под Рыбинском Волга имеет небольшую ширину, и капитан направил пароход к берегу. «Альфонс Зевеке» уткнулся носом в 12 верстах от города Романов – ныне Тутаев. Те пассажиры, которые находились в носовой части парохода, спрыгнули на берег. Те же пассажиры, которые находились в корме, были вынуждены бросаться в воду в районе работающих кормовых гребных колес парохода. Паровая машина продолжала работать, и многих пассажиров затянуло плицами колес под днище. На помощь пришли два парохода судоходного общества «Самолет» – «Проворный» и «Наяда», которые спустили шлюпки и начали спасать находящихся в воде людей. «Газета Нижегородские ведомости» от 23 июня 1893 года № 25 утверждает, что после возникновения пожара его пытались тушить, пока пароход шел по Волге 4-5 верст, но безуспешно.

Пароход сгорел, что называется, дотла. От него осталась только паровая машина, две трубы и кормовое гребное колесо. На борту было около 70 пассажиров и экипаж. Предполагается, что погибло половина людей, находящихся на борту. Среди пассажиров был генерал от инфантерии (пехоты) Петрушевский с семьей. Семья спаслась, тело генерала нашли в Волге. Как потом выяснили, генерал погиб от сердечного приступа.

Эта катастрофа произвела на жителей волжских городов и речников большое впечатление. Все понимали, что одна из причин столь печальных последствий была в том, что корпус и надстройки парохода сделаны из дерева. Какое-то время пароходы «американского» типа ходили по Волге полупустыми. Для восстановления пассажиропотока судовладельцам пришлось снижать тарифы. Но главными уроками этой катастрофы стало то, что, во-первых, речные пароходы на Волге стали делать из стали, а во-вторых – и это самое главное – был разработан новый тип пассажирского парохода, так называемый «русский волжский» пассажирский пароход. Новые колесные пароходы оказались рекордными долгожителями, и ходили по Волге без крупных аварий до 70-х годов ХХ века.

Возвращение гребного колеса

Наша цивилизация развивается по спирали. Через 40 лет после ухода последних колесных пароходов, на реках европейской части России снова появились колесные пассажирские суда, на этот раз, разумеется, теплоходы. Что интересно. Новые колесники построены по «американской» схеме, то есть с двумя гребными колесами на корме. Их появлению предшествовало, как ни странно, уменьшение уровня воды в Оке. Среди маршрутов отечественных речных круизов есть так называемая «Московская кругосветка». Начинается она от Северного речного вокзала Москвы – СРВ. Далее маршрут пролегает по Каналу имени Москвы и верхней Волге до Нижнего Новгорода. После прохождения Нижнего Новгорода, теплоходы переходят на Оку, и идут по ней до Южного речного вокзала Москвы – ЮРВ. Разумеется, по маршруту у теплоходов есть стоянки в различных городах. На этом маршруте эксплуатируются теплоходы проекта 305 венгерской постройки, специально предназначенные для рек с небольшими глубинами. Но за последние годы они стали испытывать сложности – река стремительно мелела, и теплоходы могли совершить только несколько рейсов весной и в начале лета, когда уровень воды был достаточен для прохода по реке.

Судоходная компания «Гама» из Нижнего Новгорода так же эксплуатировала свои теплоходы проекта 305 на Оке. В компании задумались, как сделать навигацию на этой реке гарантированной. Вспомнили особенность «американских» колесных пароходов – малую осадку. Вначале построили серию из трех небольших прогулочных теплоходов и банкетоходов – «Сура», «КолесовЪ», «ДоброходЪ». Теплоходы работали в разных городах, даже в бухтах Севастополя. Вероятно, это делалось для сбора информации перед заказом крупных речных колесных круизных судов проекта ПКС-180. Всего построено два теплохода этого типа – «Золотое кольцо» и «Аурум» Эти теплоходы-заднеколесники имеют водоизмещение около 900 тонн, длину 83 метра и скорость хода 18 км/ч. Осадка теплоходов 1,2 метра. Они берут на борт 180 пассажиров. Габариты лайнеров позволяют им пройти под мостами у Кремля в центре Москвы. Это качество новых лайнеров позволили «замкнуть» «Московскую кругосветку». Ранее по приходу на СРВ теплоходы, после смены туристов, разворачивались и шли обратно до ЮРВ. Сегодня «Золотое кольцо» приходит на Северный речной вокзал, из Химкинского водохранилища переходит в Москву-реку, проходит мимо Кремля, и по реке идёт до Южного речного вокзала. После этого, теплоход переходит в Оку и идет по ней до Нижнего Новгорода, и по Волге доходят до СРВ. Эпоха колесных пассажирских судов на реках России продолжается.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.01.2024 14:00
Комментарии 0
Наверх