Версия // Общество // Последняя морская катастрофа эпохи СССР произошла 18 декабря 1991 года

Последняя морская катастрофа эпохи СССР произошла 18 декабря 1991 года

8301

Морские катастрофы времен позднего СССР. «Картли»

Последняя морская катастрофа эпохи СССР произошла 18 декабря 1991 года
В разделе

Катастрофа, о которой будет рассказано в этой статье – знаковая. Во-первых, это последняя катастрофа судов под красным флагом. Через неделю над Кремлём будет спущен флаг СССР. А во-вторых, причиной её стало очень редкое природное явление – «волна-убийца». До сих пор они мало изучены и причина их появления ученым не совсем ясна. В этой статье мы расскажем о гибели 18 декабря 1991 года у берегов Великобритании керченского БМРТ «Картли».

Сюжет: Армия

БМРТ типа «Тропик»

В 50-е годы ХХ века встал вопрос о резкой интенсификации ловли рыбы. Тогда все траулеры использовали так называемый бортовой способ лова. При таком способе трал опускали в воду с борта траулера. Этот способ был опробованным и надёжным, но имел верхний предел по количеству выловленной рыбы. В ряде стран была опробована идея спуска сети трала с кормы при движении судна. Это позволило резко увеличить улов. В СССР купили документацию в Великобритании, хотя ещё до Великой отечественной войны на Тихом океане был переделан один траулер под кормовой способ ловли. Рыбаки на нем показывали хорошие результаты. Под купленные технологии была построена небольшая серия – 24 судна – больших морозильных рыболовных траулеров БМРТ типа «Пушкин». На основе этого проекта построена массовая серия БМРТ типа «Маяковский» (проект 394). Всего построено 226 БМРТ данного типа. Это достаточно большие суда (водоизмещением 3 170 тонн), с которых производили ловлю рыбы и её заморозку. Дальнейшим развитием стали суда типа «Тропик». Проект этого БМРТ разработан в ГДР, всего построено 86 траулеров этого типа. Водоизмещение судна составило 3 275 тонн, длина 80 метров, скорость хода 11,7 узла – около 21 км/ч. Траулер мог ловить рыбу, замораживать её, делать рыбную муку и производить жир из рыбной печени.

БМРТ «Картли» (назван в честь одной из основных историко-географических областей Грузии) спущен на воду 29 июня 1966 года. Портом приписки БМРТ стала Керчь. БМРТ входил в состав флота «Керчьрыбпрома».

Роковой рейс

Введение в строй судов типа БМРТ позволило рыбакам вести лов практически в любых районах мирового океана. В свой последний рейс «Картли» вышел 14 декабря 1991 года из английского порта Леруик, расположенного на Шетландских островах. На борту находилось 400 тонн мороженой рыбы, которую надо было доставить в порт Керчь. Рейсовое задание предусматривало заход в болгарский порт Бургас.

На борту траулера находились 51 член экипажа. Для рыбаков такой переход является своеобразным отдыхом. Нет изнурительных авралов, связанных с постановкой или подъёмом трала или переработки рыбы. Волновало другое. За несколько дней до выхода их Леруика по радио пришла информация о подписании Беловежских соглашений. Людей волновала неопределенность. Кроме этого, в порту забыли документы, и «Картли» пришлось возвращаться в Леруик, а это, однозначно, дурная примета.

Шторм начался 17 декабря. Он застал БМРТ у шотландского острова Джига. В принципе, потенциально шторм не нёс особой опасности, хотя достигал значения восьми баллов. Необходимо было держать курс строго носом судна к волне. В полночь капитана Владимира Гайдука сменил на вахте второй штурман Олег Борисович Калядин и рулевой матрос Виктор Колодин.

«Волна-убийца»

По теме

До конца их вахты оставалось 15 минут. В 3-45 по местному времени траулер содрогнулся от страшного удара. У экипажа возникло ощущение, что «Карли» резко остановился. Это и был удар «волны-убийцы».

Причины этого природного явления не изучены до сих пор. Время от времени моряки разных стран рассказывали о том, что их суда встречались во время шторма с очень большой волной, которая часто становилась причиной гибели корабля. Удивительно, но впервые ученые документально зафиксировали «волну-убийцу» только в 1995 году, спустя четыре года после гибели «Картли». Тогда высота «волны-убийцы» была 25,6 метра. Однозначного ответа о причинах появления таких волн, до сих пор нет. Океанологи высказывают предположение, что «волны-убийцы» это, так называемые, блуждающие волны, обладающие огромной кинетической энергией. Основным отличием «волн-убийц» от цунами является то, что они возникают не только на мелководье, но и в глубоких открытых водах Мирового океана. Высота «волн-убийц» достигает 20-30 метров. По рассказам моряков, иногда высота бывает и больше. Встретившись с такой волной, судно почти наверняка потерпит крушение. Сила давления воды в «волнах-убийцах» достигает 980 кПа или почти 10 атмосфер.

Свидетелем такой волны стал механик, который в момент удара вышел на палубу. Спасло его то, что он находился на левом борту, а удар волны пришёлся на правый борт. Его не смыло только потому, что механик успел схватиться за приваренную к палубе стойку. Траулер весь оказался под водой. Все, кто находился в каютах и отдыхали после вахты, вылетели из своих коек.

Когда волна схлынула, стали видны страшные разрушения. Удар пришёлся почти перпендикулярно в борт траулера. Вахта не смогла повернуть судно носом к волне. В надстройке виднелась пробоина площадью около 15 квадратных метров, вмятина длиной около 30 метров, а все фальшборты сорваны. Вместе с ними волна сорвала всё палубное оборудование – брашпиль, лебедки. Все лобовые стекла на мостике выбиты, все приборы, находящиеся на мостике (штурвал, машинный телеграф, стойки с мониторами радиолокационных станций) сорваны со своих мест и, круша все на своем пути, сломав переборки, оказались в каюте капитана. Вся вахта, находившаяся на мостике, погибла.

На борту началась паника. Часть команды бросилась на шлюпочную палубу, но в итоге 4 спасательных плота унесло в море, а в ещё два сели только один и четыре человека, хотя рассчитаны они были на значительно большее количество людей. Забегая вперед, скажем, что их, замерзших, но живых, подняли из воды спасатели. Вода в декабре у берегов Шотландии имеет температуру всего 2 градуса по Цельсию.

Спасли положение механики. Сразу после удара волны, была потеряна связь с рулевой рубкой. Через некоторое время в машинное отделение всё-таки пришла команда «Малый назад». Рули «Картли» после удара оказались заклиненными, и только работа двигателей на какое-то время спасала судно от затопления – оно продолжало идти против волны кормой вперед. К тому времени 3-й штурман организовал борьбу экипажа за живучесть. Капитан был ранен во время удара, и находился в своей каюте.

Спасательная операция

Рыбакам повезло. Рядом проходил танкер «Drupa». На удивление, с ним удалось связаться с помощью «Уоки токи» – индивидуальные переносные рации, которые используются экипажем при швартовках, или каких-то других судовых работ. Капитан танкера отдал приказ о дрейфе рядом с «Картли» и с помощью своей радиостанции вызвал спасателей.

В 5-20 по местному времени к БМРТ с берегового аэродрома вылетели 6 спасательных вертолетов береговой спасательной службы и базовый противолодочный самолет, который выполнял функции координатора спасательной операции. В квадрат бедствия был направлен корабль ВМФ Великобритании «Олма». Механики смогли поддерживать работу главного двигателя траулера до шести часов утра. Потом его пришлось остановить, так как двигатель стал опасно перегреваться, и вполне реальной стала опасность пожара в машинном отделении.

К этому времени «Картли» нашли вертолеты, которые начали эвакуацию людей. Танкер «Drupa» встал рядом таким образом, чтобы прикрыть траулер от ветра, и уменьшить его качку. Один вертолет снимал рыбаков со спасательных плотов. В 10-30 по местному времени спасли 47 человек и корабельного кота. По оценке английских спасателей, это была самая масштабная спасательная операция во второй половине ХХ века.

Но были и погибшие. Старпом Александр Нестеров получил тяжелое ранение во время удара, был спасен вертолетом и умер на берегу в госпитале. Второй штурман Олег Колядин, рулевой Виктор Колодин погибли на мостике во время удара волны. Официантка Нина Трошина упала за борт при попытке сесть в спасательный плотик.

Траулер «Картли» остался дрейфовать с креном в 25 градусов. Его выбросило на отмель в одной из бухт острова Джига (Gigha). Сегодня еще можно увидеть в ясную погоду часть кормы.

Заключение

Через неделю распался Советский Союз. Последовавшие за этим бурные события привели к тому, что сегодня очень немногие помнят об этой трагедии. Исследования причин появления «волн-убийц» продолжаются.

В 2009 году писатель И.Я.Ракитин написал о трагедии книгу – «Последний рейс траулера «Картли».

18 декабря 2016 года на острове Gigha – Джига – состоялась церемония по установлению памятного знака к 25-летию гибели советского траулера «Картли». Памятник представляет собой небольшую пирамиду из камней, в которую вмурован судовой компас и спасательный круг. Пеленгатор на компасе показывает направление, где затонул траулер. Только эти две вещи сохранились после того шторма.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.03.2022 15:00
Комментарии 0
Наверх