// // Полиция задержала похитившего картину Куинджи на глазах у посетителей Третьяковки мужчину

Полиция задержала похитившего картину Куинджи на глазах у посетителей Третьяковки мужчину

1751

Ограбление века

Мужчина похитил картину Куинджи из Третьяковской галереи
Фото: https://twitter.com/GazetaRu/status/1089752408517795840
В разделе

В минувшее воскресенье произошло, пожалуй, самое дерзкое ограбление музея за последние годы. В Третьяковской галерее мужчина спокойно подошел к полотну Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», на глазах у других посетителей снял его со стены и унес с собой. То, что это была кража, стало понятно лишь через несколько минут.

28 января стало известно о задержании мужчины, который похитил картину знаменитого художника Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи. Его удалось обнаружить по горячим следам. Задержание произвели сотрудники МВД совместно с представителями ФСБ России. Соответствующую информацию распространила пресса со ссылкой на офпреда МВД Ирину Волк, которая уточнила, что ограбивший Третьяковку злоумышленник был задержан в поселке Заречье в Подмосковье. Ценное произведение искусства, которое он спрятал на стройке в Одинцовском районе, было обнаружено и изъято сотрудниками полиции. Выяснилось, что преступление, удивившее общественность своей дерзостью, было совершено из корыстных соображений. К слову, подозреваемый ранее уже попадал в поле зрения силовых структур: в декабре 2018 года его задержали за хранение наркотических средств, и на момент похищения картины мужчина находился под подпиской о невыезде. В настоящее время по факту случившегося ведется расследование, правоохранители устанавливают возможных соучастников преступника. Самому злоумышленнику грозит до 15 лет лишения свободы.

Игра в открытую

Вечером 27 января СМИ узнали о скандальном похищении произведения Куинджи из Инженерного корпуса Третьяковки (такое название он носит из-за того, что в этом здании располагается не только экспозиция, но и службы инженерно-технического назначения). Скандальном – потому что злоумышленнику удалось, не привлекая особого внимания, снять экспонат со стены, вынести его из зала, а затем – из здания, не вызвав абсолютно никаких подозрений у музейных работников и охраны. Как утверждают очевидцы, мужчина, очень похожий на сотрудника Третьяковской галереи, подошел к полотну Куинджи, вынул его из рамы и скрылся. Только через несколько минут стало ясно, что у всех на глазах только что было совершено преступление. Похититель был абсолютно непримечательно одет – на нем были джинсы и темно-синяя водолазка, в руках он держал полиэтиленовый пакет. Картина «Ай-Петри. Крым» небольшого размера – 39 на 53 сантиметра, поэтому вынести ее из здания музея не составило большой сложности. В полицию обратились сотрудники Третьяковки, которые по камерам видеонаблюдения увидели, как мужчина унес полотно.

Стоит отметить, что похожий эпизод присутствует в известном фильме «Старики-разбойники», которые, как и похититель картины Куинджи, сыграли в открытую. Герои фильма являются на выставку и в присутствии посетителей и сотрудников забирают полотно якобы на реставрацию. При этом они просят окружающих о помощи, а на вопрос смотрителя, что именно они несут, отвечают: «Картину Рембрандта», после чего идут дальше. Похищенное произведение искусства герои увозят на общественном транспорте, при этом требуя, чтобы пассажиры автобуса пропустили их вперед, так как у них «картина из музея».

С похищением картины связана еще одна интересная деталь. Вор унес полотно, застрахованное на 12 миллионов рублей, в день рождения написавшего его художника. Куинджи родился 27 января 1842 года, и в минувшее воскресенье исполнилось 177 лет с этого дня.

«Не укладывается в голове»

Директор департамента музеев российского Министерства культуры Владислав Кононов допустил, что похитивший картину из Третьяковки мужчина мог вдохновиться сюжетом вышеупомянутой кинокартины и действовать аналогичным образом. При этом, как заявил чиновник, он не в состоянии припомнить случай столь же дерзкого воровства, и произошедшее «не укладывается в голове».

Один из свидетелей преступления рассказал о случившемся на своей странице в социальной сети Facebook.

«Преступник (...) подошел к картине, решительно снял ее со стены, зашел за колонну, вынул полотно и аккуратно положил рамку на пол. Посетители подумали, что это работник музея и ничему не удивились. Пропажу обнаружили лишь спустя десять минут, при этом сотрудники музея не сразу вызвали полицию, что дало преступнику время легко покинуть галерею».

Мимо охраны

Как отмечают СМИ со ссылкой на посетителей Третьяковской галереи, еще в 16:20 полотно Куинджи было на месте, а заметили пропажу примерно в 18:00, после чего немедленно поставили в известность правоохранительные органы. В музей прибыли полицейские, вход в Третьяковку был закрыт, а все, кто там находился, прошли процедуру досмотра. При этом свидетели инцидента начали распространять в социальных сетях снимки с места событий, запечатлевшие пустую раму от картины и действия правоохранителей.

Обеспечением безопасности в музее занимается его руководство, возложившее соответствующие обязанности на службу безопасности, а также Росгвардия. Служба безопасности должна следить за экспозицией и поведением посетителей Третьяковки, а также осуществлять видеоконтроль и проверять покидающих здание людей. Что касается Росгвардии, в Третьяковской галерее функционируют 11 постов с сотрудниками ведомства. Один из них располагается в Инженерном конкурсе. Однако в задачи Росгвардии в данном случае входит только досмотр посетителей на наличие опасных предметов на входе в музей.

Куинджи и Репин

Напомним, что восемь месяцев назад, в мае прошлого года, в Третьяковке произошел другой громкий инцидент. Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» подверглась акту вандализма. Повредивший произведение Игорь Подпорин, пришедший в музей как посетитель, разбил защитное стекло, закрывавшее полотно, а затем нарушил целостность холста в трех местах центральной части картины. Мужчина был задержан полицией и объяснил свои действия тем, что его «накрыло» после того, как он якобы выпил 100 граммов водки в буфете Третьяковской галереи. Подпорина направили на психолого-психиатрическую экспертизу. Что касается картины, лица изображенных на ней людей не пострадали, но стоимость только первого этапа реставрационных работ может составить порядка 10 миллионов рублей.

Кстати, картины Куинджи и ранее привлекали злоумышленников. Так в 2001 году несколько холстов живописца, «Развалины в степи» и «На закате», были украдены из Челябинской галереи. А в 2017 году в поисках одного из произведений, принадлежащих кисти этого художника, был задействован Интерпол. Тогда в процессе ревизии в Вологодской картинной галерее выяснилось, что исчезла его картина «Днепр» и еще несколько работ.

Не случайность, а закономерность

Инцидент в Третьяковской галерее заставляет задуматься о проблемах Минкульта, которые то и дело попадают в поле зрения общественности и СМИ. В частности, период пребывания на посту главы ведомства Владимира Мединского ознаменовался крупным скандалом, связанным с хищением бюджетных средств: в марте 2016 года выяснилось, что часть средств, которые были выделены на реставрацию объектов культурного наследия, среди которых были, в частности, Новодевичий монастырь в Москве, крепость в Изборске и другие, попросту «ушла». Основной фигурой в данном деле оказался заместитель министра Григорий Пирумов. Не менее широкий резонанс вызвало так называемое дело «Седьмой студии», в котором Минкульт выступил в качестве потерпевшей стороны, а фигурантов дела обвинили в хищении государственных средств.

Большие вопросы вызывает и ситуация с Государственным музеем Востока, где в некоторых залах с экспозицией Рерихов отчетливо чувствуется запах свежей масляной краски, который характерен для новых картин, но никак не для произведений, созданных в прошлом веке. Напомним, что в апреле прошлого года Международный центр Рерихов обратился в Следственный комитет с иском против руководства Минкульта, заявив о его причастности к «беспрецедентному захвату» достояния музея – наследия Рерихов.

На фоне всех этих событий «мелочи» вроде похищения и порчи картин или километровых очередей, как на выставке, приуроченной к 150-летию Серова все в той же Третьяковке, выглядят вполне закономерно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.01.2019 11:10
Комментарии 1
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх