Версия // Общество // Погибший экипаж «Лошарика» мог эвакуироваться, но предпочел действовать по инструкции

Погибший экипаж «Лошарика» мог эвакуироваться, но предпочел действовать по инструкции

21569

Борьба за живучесть

Фото: https://severpost.ru/
В разделе

СМИ узнали, что погибшие на подводной лодке АС-31 в Баренцевом море подводники могли эвакуироваться в полном составе на лодку-носитель, однако решили действовать в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть» аппарата.

В прессе появились новые подробности трагедии на подводной лодке АС-31 («Лошарик»). Выяснилось, что экипаж глубоководной станции мог спастись в полном составе, однако принял решение действовать в соответствии с «Руководством по борьбе за живучесть», принятым в Военно-морском флоте России. Нарушение вышеуказанного руководства грозит уголовным наказанием. Соответствующую информацию распространило издание «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к расследованию происшествия, по данным которого, подводники до последнего придерживались инструкции, израсходовали все имеющиеся у них средства пожаротушения и изолирующие дыхательные средства.

В соответствии с руководством

Согласно данным газеты, события, вылившиеся в трагедию, начали развиваться на «Лошарике» после того, как глубоководная станция произвела стыковку с лодкой-носителем. Именно в этот момент на борту подлодки возник дым – он появился в аккумуляторном отсеке. При этом, как уточняет издание, ссылаясь на источники, пожара в общепринятом смысле этого понятия на подлодках не бывает, так как они сделаны из негорючих материалов. Пожаром объявляется любой дым, и экипаж вынужден бороться с ним почти вслепую.

По данным источников, на начальной стадии авария не представляла серьезной опасности для подводников, находившихся на «Лошарике». Все члены экипажа имели возможность эвакуироваться через шлюз на лодку-носитель. У каждого из них при себе имелось портативное дыхательное устройство, которое давало возможность продержаться в условиях отсутствия кислорода как минимум 20 минут. Однако, по информации газеты, «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает всем членам экипажа оставаться на своих местах – в том отсеке, где его застал пожар, и вести борьбу с аварийной ситуацией. Если подводник оставит горящий отсек, не получив соответствующего приказа, его действия могут грозить ему уголовной ответственностью.

Исчерпали все средства

Дальнейшие события развивались следующим образом: командир получил сообщение о том, что в аккумуляторном отсеке возникло задымление. Он, в свою очередь, поставил в известность о нештатной ситуации командира подводной лодки-носителя, приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем членам экипажа, которые не будут задействованы в борьбе за живучесть аппарата. В результате шесть человек покинули «Лошарик», а десять офицеров остались на станции, продолжив бороться за живучесть подлодки. Впоследствии в ходе осмотра АС-31, доставленного на базу, стало ясно, что все средства пожаротушения, имевшиеся на борту, были израсходованы. Все огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и четыре емкости с фреоном объемом в 100 литров каждая оказались пусты. Кроме того, по утверждению собеседников газеты, спустя сорок минут работы подводники исчерпали запас кислорода в изолирующих дыхательных средствах и включились в шланговые дыхательные аппараты,подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.

По теме

Когда некоторые гидронавты начали терять сознание, так как надышались продуктами горения, несмотря на применяемые ими средства защиты, командир АС-31 запросил у командира подлодки-носителя разрешения произвести эвакуацию на носитель. Четыре подводника из второго экипажа встречали их около шлюза, чтобы помочь им подняться в носитель. Когда экипаж готовился эвакуироваться, произошел взрыв. В результате все четырнадцать моряков погибли. Впоследствии экспертам удалось установить, что взорвалась аккумуляторная батарея.

Российская атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 «Лошарик», в соответствии с версией Минобороны занимавшаяся проведением батиметрических измерений, потерпела аварию 1 июля. Жертвами ЧП, как уже упоминалось выше, стали 14 человек. В соответствии с президентским указом, четырем погибшим морякам-подводникам было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, еще десять человек посмертно награждены орденами Мужества.

Три версии катастрофы

Как уточняет «Коммерсантъ», комиссия рассматривает три версии, которые традиционно изучаются при расследовании любой техногенной аварии: отказ техники, ошибочные действия экипажа и злонамеренное воздействие.

Известно, что изначально на АС-31 использовались серебряно-цинковые аккумуляторы производства Украины, которые впоследствии заменили на российские литий-ионные батареи. Их поставщиком стал петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания “Ригель”». В сопроводительной документации к продукции завода эксперты нашли сертификаты, согласно которым, батареи прошли испытания на взрывобезопасность. В настоящее время выясняется, кем и каким образом проводились испытания, и по какой причине на них не присутствовали представители Минобороны.

Специалисты не исключают, что к трагедии могли привести не только дефекты и неисправности аккумуляторов, но и экстремальные режимы их работы. К примеру, к сбоям могло привести оплавление изоляции и вызванные этим замыкания в сети.

Некоторые участники расследования испытывают сомнение по поводу того, что химические реакции в литий-ионных батареях могли спровоцировать столь мощный взрыв. Как отмечают источники газеты, террористическая версия трагедии не рассматривается экспертами в качестве приоритетной, но, тем не менее, несколько батарей, предоставленных «Ригелем» для проведения испытаний, уже взорвали на полигоне с помощью тротиловых шашек. Теперь эксперты займутся сравнением обломков изделий, разрушенных в ходе тестов и в реальности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.07.2019 11:50
Комментарии 0
Наверх