Версия // Власть // Почему в России передумали возрождать «ядерные экспрессы»

Почему в России передумали возрождать «ядерные экспрессы»

6990

Стоп-кран для "Молодца"

фото: LORI
В разделе

На прошлой неделе стало известно о приостановке работ по разработке боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) нового поколения «Баргузин». Его представляли общественности как «ужас для Пентагона» и гарантированный инструмент ядерного сдерживания – мол, в случае чего атомный поезд сможет скрыться на бескрайних просторах страны и нанести ядерный удар по врагу.

Сюжет: Армия

Однако ещё три года назад, когда военные заговорили о проекте, «Наша Версия» отмечала, что разговоры о создании БЖРК очень похожи на пиар-ход, который обернётся в итоге бессмысленной тратой денег. Почему же провалился проект «Баргузин»?

На протяжении последних лет сообщения об успехах в разработке железнодорожного ракетного комплекса нового поколения звучали неоднократно. Работы над проектом «Баргузин» начались в Московском институте теплотехники ещё в 2011–2012 годах. В 2014 году был подготовлен эскиз, годом позже стартовали опытно-конструкторские работы, а в 2016-м отработана конструкторская документация и даже созданы некоторые элементы комплекса. Отдельные источники утверждали, что в ноябре 2016 года на космодроме Плесецк даже были проведены бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для нового БЖРК. Особенности пуска заключались в том, что весовой макет ракеты отстреливали из вагона с помощью порохового аккумулятора. Развёртывание ядерного поезда было запланировано на период между 2018 и 2020 годами.

Разрушитель Америки и рельсов

Следует отметить, что «атомный поезд» – изобретение с историей. Ещё во времена холодной войны БЖРК позиционировали как один из ключевых элементов советского ядерного арсенала, который, как предполагалось, сможет гарантированно преодолеть американскую систему противоракетной обороны. Специально для этого была создана уникальная межконтинентальная баллистическая ракета PT-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) с активно-реактивным (миномётным) стартом, способная поразить цель на удалении до 10 тыс. километров. По задумке разработчиков в случае возникновения угрозы ядерной войны поезда должны были рассредоточиваться на маршрутах боевого патрулирования по всей стране, маскируясь под обычные гражданские составы. Это означало, что теоретически БЖРК могли неожиданно нанести ядерный удар с любой точки маршрута, что делало их практически неуязвимыми для нападения противника. Разработка первых БЖРК велась в 70-х, а в 1989 году комплекс был принят на вооружение. К 1993 году на вооружении у России имелось три дивизии железнодорожных комплексов, дислоцировавшихся в Костроме, Перми и Красноярске, – всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году в рамках российско-американского договора СНВ-2 было принято решение отказаться от эксплуатации БЖРК, а также снять с вооружения все ракеты «Молодец».

До сих пор разнятся мнения, насколько было верным решение отказаться от атомных поездов. Некоторые даже называют этот шаг откровенным предательством. Однако факт остаётся фактом – опыт эксплуатации БЖРК выявил у них ряд критических недостатков. Главной проблемой «ядерных экспрессов» оказался их запредельный вес – составы с ракетами получились настолько тяжёлыми, что после всего лишь одного прохождения по маршруту железнодорожное полотно приходится восстанавливать. А старт ракеты весом в сотню тонн вообще приводил к его разрушению. Потому пуски можно было производить только с усиленных рельсов. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования строили специальные станции, куда поезду было необходимо прибыть в заданное время, привязаться к точке и только после этого производить пуски. Понятно, что пусковые площадки представляли собой хорошо охраняемые объекты с выделяющейся военной инфраструктурой, о месторасположении которых знали иностранные разведки. В итоге все эти ограничения практически сводили на нет миф о незаметности поездов.

По теме

Просочившаяся информация о разработке «Баргузинов» показывает, что эти проблемы, похоже, так и не были решены. Так для обеспечения пусков ракет с «ядерных экспрессов» предлагалось в радиусе 1,5 тыс. километров от мест дислокации «Молодцов» укрепить всё железнодорожное полотно. Предполагалось обычные рельсы заменить тяжёлыми, деревянные шпалы – на железобетонные, а насыпь делать из более плотной щебёнки. Однако столь масштабные затраты не потянул даже Советский Союз. В нынешних же экономических условиях перекладка всех железнодорожных путей под нужды БЖРК – бессмысленный с военной и экономической точки зрения процесс, который потребует гигантских расходов и невероятного количества времени.

Украинские корни «Молодца»

Причины остановки проекта также могут быть связаны с недостатками предназначенных для них ракет. Вес «Молодца», как уже говорилось, составлял 100 с лишним тонн, потому для «Баргузина» предполагалось создать новую ракету на базе совершенствованной РС-24 «Ярс». Масса обновлённого «Молодца» должна была составить 47 тонн. При этом новая ракета должна была иметь меньшие габариты – это позволило бы размещать на одном поезде до 10 ракет, что сравняло бы их боевой потенциал со стратегическими атомными подводными лодками. Однако что-то не задалось.

По мнению ряда экспертов, в сегодняшних реалиях речь больше идёт не о технических проблемах – в целом Россия способна создать необходимую ракету, однако работы, судя по всему, потребовали увеличения сроков и финансирования. Кроме того, существует другая версия: проблемы могли возникнуть из-за того, что изначально «Молодец» производился на Украине. Разработчиком РТ-23 УТТХ является днепропетровское КБ «Южное», а производство было организовано также в украинском Павлограде. Потому в нынешних условиях создание ракеты для атомного поезда пришлось начинать с нуля, что, видимо, оказалось весьма затратно. Возникает вопрос: отчего военные и представители «оборонки» с самого начала не обратили внимания на все эти моменты? Впрочем, вряд ли стоит подозревать их в некомпетентности. Скорее имел место голый расчёт, ведь работа над проектом атомного поезда позволила освоить бюджеты, о размерах которых можно только догадываться.

Владимир ЕВСЕЕВ, эксперт в области стратегических вооружений:

– «Баргузин», конечно, хорош, но у него есть ряд существенных недостатков. Для его полноценной работы нужна новая ракета – относительно лёгкая и малогабаритная, которую можно разместить в вагоне поезда. Только это условие даст возможность стрелять с маршрута, а не с подготовленной площадки, тогда этот комплекс будет иметь серьёзные преимущества, о которых при его создании заявляли производители.

К тому же, для того чтобы развернуть комплекс, для него нужно создавать мощную инфраструктуру. А также иметь силовое сопровождение, чтобы исключить возможность нападения диверсионных групп и террористов. Всё это требует значительных расходов.

Нужно напомнить, что БЖРК создавались исключительно для участия в ракетно-ядерном конфликте с США, который сегодня маловероятен. Возможно, посчитали, что ядерных сил для обеспечения сдерживания США сегодня и так достаточно, а значит, дополнительное развёртывание не требуется. Но если вероятность жёсткого противостояния критически возрастёт, тогда создание этих комплексов, несомненно, может быть продолжено. Проект заморожен, но это всего лишь означает, что Россия всегда может к нему вернуться, если того потребует обстановка. Это весомый козырь, который можно реализовать в некоторой перспективе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.12.2017 00:03
Комментарии 0
Наверх