Версия // Общество // Почему люди калечатся и гибнут на канатках в Кабардино-Балкарии

Почему люди калечатся и гибнут на канатках в Кабардино-Балкарии

740

Дорога на тот свет

Почему люди калечатся и гибнут на канатках в Кабардино-Балкарии (фото: Нуржан Кубадиева/ТАСС)
В разделе

Два серьёзных ЧП произошло на канатных дорогах Кабардино-Балкарской Республики (КБР) за последние месяцы. В августе 12 человек упали с высоты в курортной зоне Нальчика и получили различные травмы. В сентябре три человека погибли на курорте «Эльбрус». Как такое возможно в условиях, когда развитие внутреннего туризма является одним из государственных приоритетов?

Канатки – ключевая инфраструктура для развития горного туризма. Рапорты о строительстве новых трасс поступают из разных регионов страны. На этом фоне вопиюще выглядит информация об авариях в Приэльбрусье, где опыт эксплуатации подобных сооружений насчитывает уже более полувека.

Товарищ Калов

Вечером 8 августа оборвалась канатно-кресельная дорога в главном парке Нальчика. На туристических сайтах рассказывают, что подъёмник этот был построен в 1958 году. Его трудно назвать удобным и безопасным: пассажирам на станциях приходилось выпрыгивать из кресел на ходу. Высота подъёма составляет около сотни метров, а время в пути – примерно семь минут. Маршрут пролегает из парка аттракционов в Атажукинском саду на гору Малая Кизиловка и пересекает озеро Трек. Минуту над озером туристы называют самой зрелищной и захватывающей частью поездки.

В результате аварии четыре человека вместе с креслами упали в озеро. К счастью, все они смогли выбраться на берег самостоятельно или с помощью очевидцев ещё до приезда спасателей. Шесть человек приземлились в лесу на склоне горы. Пятеро из них попали в травматологию, одна женщина – в реанимацию, ей была сделана операция на позвоночнике. Повезло тем 13 пассажирам, которые просто зависли в креслах на высоте, их спасатели спустили с помощью лестниц. Все пострадавшие были туристами из других регионов, сообщил глава КБР Казбек Коков.

Сразу после инцидента управление СК по КБР заявило о возбуждении уголовного дела. О задержаниях подозреваемых ведомство пока на своём сайте не сообщало.

За несколько дней тема эта выпала из повестки местных СМИ. Однако 22 сентября прокуратура Нальчика сообщила, что по искам прокурора в интересах пострадавших взыскана компенсация морального вреда. Называется общая сумма, которую разделят между всеми пострадавшими, – «свыше 3 млн рублей». Прокуратура указывает, что действовала после обращения пострадавших, при этом название фирмы-ответчика не называя.

Как нам удалось выяснить, владельцем аварийной канатки почти наверняка является ООО «Экскурсионный комплекс «Жемчужина», основанное в 2004 году. Эту компанию на одном из совещаний упоминал мэр города Таймураз Ахохов. По его словам, фирма управляет канаткой с 2005 года. Один из зарегистрированных видов деятельности этого ООО – перевозка пассажиров фуникулёрами. Юридический адрес общества находится в здании, расположенном на территории нальчикского парка совсем рядом с нижней станцией канатной дороги. По последнему отчёту, фирма имела годовую выручку 11 млн и чистую прибыль 1,3 млн рублей. Учредитель юрлица – Владимир Владимирович Калов.

Фамилия Калов давно известна в рес­публиканской туристической отрасли благодаря другому её носителю – Владимиру Зачиевичу Калову. Ещё в 90-е он возглавлял совет по туризму в облсовпрофе, был депутатом и членом общественной палаты республики. Есть ли родственные связи между двумя упомянутыми Владимирами Каловыми, по открытым источникам установить не получается. Однако связь через аффилированных лиц прослеживается. Ключевым звеном здесь является АО «Каббалктурист». Это холдинг, объединяющий десяток санаториев, турфирм и банк «Нальчик». Таким образом, можно предполагать, что собственник рухнувшей канатки может быть членом городской бизнес-элиты.

По теме

Обращают на себя внимание две детали. Первая: через телеграм-каналы была вброшена, а потом широко растиражирована в СМИ сомнительная информация о том, что канаткой владеет АО «Курорт «Нальчик» (это принадлежащая республике и профcоюзам структура, которая объединяет более десятка санаториев и баз отдыха). Вторая: обычно после таких резонансных происшествий губернаторы, МЧС и Ростехнадзор объявляют о начале массовых проверок подобных объектов, а вот заявлений из КБР на этот счёт по следам аварии в Нальчике не последовало. В общем, видно, что была приложена масса усилий влиятельных людей, чтобы ситуацию замять, а возможный резонанс погасить. А ведь возможно, что экстренные проверки на всех канатных дорогах республики спасли бы жизни людей...

Частный подряд

12 сентября в результате аварии на канатной дороге на курорте «Эльбрус» в КБР погибли три человека. Известно, что один из них был учителем рисования в местной школе. Несовместимые с жизнью травмы получила 35-летняя туристка из Махачкалы. Оба упали на скалы. Тело третьего пострадавшего нашли в небольшом водоёме. Есть данные, что мужчина приехал из Моск­вы, а на канатке спускался вниз после восхождения на гору Эльбрус.

В спасательной операции было задействовано 29 человек и 9 единиц техники. В результате 35 пассажиров злополучной канатки были спущены со склона, семерых спасатели передали медикам.

На курорте «Эльбрус» есть три перегона канаток. Авария произошла на самом верхнем из них. Здесь есть две дороги, расходящиеся под небольшим углом. На новой канатке используются гондолы – закрытые кабинки. Старая канатка, построенная в 1981 году, представляет собой подвешенные к тросу одиночные кресла. Есть данные, что в день аварии гондольная дорога не работала и весь поток пассажиров был направлен на кресельную.

Мы обратили внимание вот на какую деталь. На официальном сайте курорта указано, что период с 2 по 24 сентября был отведён для проведения регламентных работ. «Канатная дорога курорта «Эльбрус» будет закрыта в эти дни», – написано чёрным по белому. Трагедия, напомним, произошла 12 сентября. Разгадка этой нестыковки может крыться в системе собственности на канатные дороги. Дело в том, что весь курорт, включая новую канатную дорогу, принадлежит АО «Кавказ.РФ», учредителем которого значится Российская Федерация. А вот эксплуатантом аварийной канатки является ООО «МКД Эльбрус». После аварии следователи задержали главного инженера и директора этой компании.

Согласно открытым данным, ООО «МКД Эльбрус» основано в 2011 году и перевозка людей фуникулёрами для неё – основной вид деятельности. Директором со дня основания числится Ахмат Залиханов. Он же владеет 2,5% в ООО. А всего учредителями этой компании значатся сразу 39 человек. Большинство из них владеет долями по 2,5%. По именам видно, что это представители нескольких семей. В прошлом году бизнес на подъёмнике принёс им более 15 млн чистой прибыли.

Кресельная канатка на третьей очереди не единственный актив ООО «МКД Эльбрус» на территории государственного курорта. Ему также принадлежит старая маятниковая дорога (с вагончиками), которая идёт на первой и второй очередях параллельно новой, государственной.

Получается, в дни, когда государственная дорога была закрыта на профилактику, частная работала. Судя по отзывам на туристических сайтах, желающих проехать на старой дороге достаточно даже тогда, когда новая работает. Всё дело в ценах. Прогулочный билет на новой дороге до верхней точки и вниз стоит 2700 рублей. На старой можно было проехать два перегона в вагончиках за 1200 рублей, а потом при желании за 500 целковых подняться ещё выше, но уже в тех самых креслах. В общем, старая дорога была выгоднее для тех, кто приехал не кататься на лыжах, а просто погулять. Её услугами обычно пользовались организаторы групповых экскурсий.

Теперь, после аварии, компания «Кавказ.РФ» объявила, что собирается выкупить старые канатные дороги: гондольная будет модернизирована, а кресельная – ликвидирована (выкуплена, чтобы ликвидировать!). Впрочем, план этот родился не сегодня, ему уже не один год. «Это очень дорогой проект, поэтому, собственно, к сожалению, не удалось это сделать ранее», – объяснил журналистам замгендиректора «Кавказ.РФ» Рустам Тапаев.

С финансами у «Кавказ.РФ» и правда ситуация непростая. С момента основания в 2010 году госкомпания наращивала выручку, и в последние годы она переваливает за миллиард. Однако годовые отчёты она частенько закрывает с минусами. К примеру, в 2023 году убыток превысил 3 млрд рублей, по итогам 2024 года указана чисто символическая прибыль в 62 млн рублей. Возможное объяснение такому положению дел – инвестиции в строительство новых объектов.

Теперь интересно, сколько «Кавказ.РФ» заплатит владельцам старой дороги, которые до последнего выжимали доходы из построенного ещё в советское время сооружения. Но, видимо, уже без ответа останется главный вопрос: как так вышло, что основанная в 2010 году госкомпания начала строить канатки с нуля, а зарегистрированное в 2011 году ООО получило в своё распоряжение советское наследие и всё это время забирало часть денежного потока от туристов себе?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2025 08:00
Комментарии 2
Еще на сайте
Наверх