Антоновскую «десятку», названную в угоду Никите Хрущёву «Украина», советские лётчики прозвали «летающим гробом». По официальной статистике, из 108 произведённых Ан-10 за 15 лет эксплуатации разбилось 13 машин – многовато. Но в том-то и дело, что статистика в данном случае явно о многом умалчивает.
Судите сами: на момент списания с авиалиний, к 1973 году, «в живых» оставалось 67 машин. Куда же исчезли остальные? В официальном реестре этих самолётов нередко встречается пояснение: «История борта неизвестна». Но как же так?
После того как Никита Хрущёв в 1964 году лишился поста, а Олег Антонов – своего влиятельного покровителя, в его конструкторском бюро начались проверки. Инициировал их КГБ СССР, а толчком к проверкам стало сообщение «куда надо» лётчиков иркутского авиаотряда. Об этом обращении известно не много: выполняя в 1961 году пассажирский рейс из Иркутска в Москву, экипаж Ту-104 стал свидетелем гибели летевшего в отдалении Ан-10 – борт сгорел в воздухе как спичка. Вид катастрофы потряс экипаж, и, разумеется, по авиаотряду поползли разговоры об увиденном. Между тем о сгоревшем самолёте не было никаких официальных сообщений. Более того, в реестре происшествий с Ан-10 и сегодня не найти упоминания катастрофы над Омском. В общем, кто-то из свидетелей инцидента «сигнализировал» в органы, и начались разбирательства. Выяснилось, что с 1958 по 1963 год с «летающими гробами» произошли 23 аварии и катастрофы. За этот период разбилось по меньшей мере 11 самолётов. В конструкции обнаружились явные недоработки, ведь «Украина» создавалась по заданию Хрущёва ударными темпами – не за 28 месяцев, как изначально планировалось, а всего за 15. Практически каждому самолёту требовалась доработка – с 1960 года новых машин в Воронеже не выпускали, но по нескольку раз «латали» то, что наделали раньше.
Заговор украинских националистов
И вот что удивительно: Антонова не только не посадили, но даже не сняли с должности. В 1967 году его произвели из главного конструктора в генеральные. И заодно в академики Академии наук Украины. Высоким назначениям не помешало даже то, что Антонов открыто защищал украинских националистов – подписывал письма в ЦК «против политических репрессий творческой интеллигенции» и помогал деньгами одиозным певцам бандеровщины Василию Стусу и Лине Костенко. Сегодня уже известно, кто покрывал Антонова – тогдашний председатель КГБ Владимир Семичастный. Такой же скрытый украинский националист, выпестованный Хрущёвым, как и сам Антонов.
Именно по указке Семичастного все последующие катастрофы Ан-10 строжайше засекречивались. В результате возник очевидный статистический перекос: вдруг оказалось, что «ровесник» «Украины» Ил-18 гораздо опаснее, чем «летающий гроб». С 1959 по 1973 год с Илами произошёл 51 инцидент, в которых погибли 1359 человек. А с Ан-10 за такой же период – то ли 12, то ли 13 аварий с «какими-то» 370 погибшими. А объяснение простое: аварии с Илами не засекречивал КГБ. В отличие от инцидентов с Анами. Каждый год Антонов «ставил ребром» вопрос о продолжении выпуска Ан-10, но сменщик Хрущёва Леонид Брежнев, осведомлённый о реальных «успехах» «Украины», отвечал резко: «Не позволю гробить людей». О качестве Ан-10 были осведомлены и за рубежом: «Украина» Антонова был единственным послевоенным советским пассажирским самолётом, который не купила ни одна страна мира. Мало того, из всех отечественных самолётов только Ан-10 не был допущен к пассажирским полётам за границу. Позорище! А ведь как хорошо начиналось: в 1958 году в Брюсселе на выставке «Экспо-58» «Украину» удостоили Золотой медали и почётного диплома. Два самолёта с особой отделкой сразу же заказала Индия, но впоследствии, прознав про две львовские авиакатастрофы (ноябрь 1959-го и февраль 1960 года), заказчики от самолётов наотрез отказались.
Сегодня в Елисейском дворце президент Франции Эммануэль Макрон принимает будущего президента США Дональда Трампа, прилетевшего в Париж на торжественное открытие восстановленного Нотр-Дама.
Эти две катастрофы унесли жизни 72 человек. При этом до сих пор не установлены причины происшествий. Оба инцидента произошли при заходе на посадку. Официально было объявлено, что самолёты «обледенели в облаках». Известно, что в первом случае «выводы аварийной комиссии были поверхностны и не отражали причину катастрофы» – так написал в своих воспоминаниях ветеран отечественной гражданской авиации Евгений Буцкий. А во второй раз комиссия попыталась свалить всё на экипаж, хотя пилотировал «Украину» опытнейший пилот киевского авиаотряда Пётр Макаров. Собственно, именно после этих катастроф производство Ан-10 и приостановили. Начали проверять авиапарк – опасные недоработки нашлись буквально у каждой (!) выпущенной машины!
«Украина» трещала по швам прямо в воздухе
Примечательно, что подобные проверки впоследствии проводились чуть ли не ежегодно, и всякий раз вылезали всё новые и новые «косяки». По этой причине половина Ан-10, как правило, эксплуатировалась, а другая доделывалась на заводе. В 1963 году на харьковском авиапредприятии провели, как тогда было принято, «школу передового опыта» по обслуживанию «Украины» – с целью вскрыть все недостатки и разом их устранить. Каково же было удивление специалистов, когда начальник ОТК линейно-эксплуатационных мастерских обнародовал перечень характерных дефектов. Что там только не упоминалось: трещины вертикальных стоек отсека передней опоры шасси, нарушение герметичности фюзеляжа по причине выдавливания наружу окантовок стёкол пассажирской кабины, деформация порогов, люков и дверей, трещины обшивки хвостовой части крыла, течи топливных баков из-за образования трещин. Невольно возникал вопрос: а как же такой недоработанный самолёт был вообще введён в эксплуатацию? А очень просто: распорядился Хрущёв – и самолёт приняли. Мало того, с конструктивными «правками» от… самого Хрущёва! Советскому руководителю показалось, что в салоне слишком шумно, и он распорядился соорудить особую звукоизоляцию по собственному проекту. И Антонов соорудил!
После того как очередной самолёт рухнул при заходе на посадку в Харькове – от его плоскостей отлетели два двигателя, а затем отвалились и сами плоскости, – очередная правительственная комиссия обнаружила, что практически весь парк Ан-10 поражён трещинами (собственно, из-за них у погибшего в небе над Харьковом самолёта и отлетели крылья). Член правительственной комиссии академик Иосиф Фридляндер, руководивший лабораторией Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ) вспоминал: «Я Антонову сказал, что он должен благодарить ВИАМ, что тот нашёл трещины и предупредил новые катастрофы». А лётчик Евгений Буцкий отмечал и такой дефект «Украины»: «При отказе двигателя не срабатывала система флюгирования его винта, лопасти не поворачивались и самолёт вместо тяги приобретал «тормоз», к тому же норовящий машину развернуть». И это «чудо техники» 15 лет перевозило людей – от ремонта до ремонта.
«Белые пятна» в истории Ан-10 охраняют до сих пор
Удивительно, но всякий раз буквально рассыпающимся самолётам Антонова продлевали сроки эксплуатации – с подачи первого заместителя председателя Совета министров УССР Владимира Семичастного. В марте 1971 года при снижении неподалёку от Ворошиловграда рухнула наземь «Украина» с 45 пассажирами на борту – из-за трещин в обшивке в полёте разрушилось крыло. Оказалось, от вылета к вылету трещины замазывали герметиком – их не было видно, но они были! Катастрофа над Ворошиловградом не помешала очередному продлению сроков эксплуатации, и аналогичная авария – харьковская – не заставила себя долго ждать. И только тогда полёты «летающих гробов» наконец-то приостановили. Но, как вспоминал Евгений Буцкий, «к сожалению, на сегодня ещё слишком много «белых пятен» остаётся в истории Ан-10. Их охраняют бдительные ревнители «чести мундира», ожидая того часа, когда все эти документы можно будет списать, сжечь и забыть». Сколько ещё откроется катастроф и каково будет в итоге число реальных жертв авиапроекта «Украина»? Но почему же гриф секретности с катастроф Ан-10 до сих пор не снят, ведь прошло столько лет? Возможно, дело здесь опять же в той самой особенной роли Никиты Хрущёва и Владимира Семичастного, составлявших протекцию Олегу Антонову, предположил Евгений Буцкий.
О Боже... А я в 1970 году летал из Харькова на Ан-10 ,кстати непревзойдённый пародист Виктор Чистяков погиб в авиакатастрофе Ан-10 на авиарейсе из Харькова...