Развитие столичной системы образования стало главной темой обсуждения на заседании президиума правительства Москвы на прошлой неделе. За последние несколько лет столичные власти провели немало революционных изменений в системе образования. Однако на этот год задачи стоят не менее амбициозные: улучшить условия профессионального развития учителей, продолжить совершенствование методов обучения, развивать воспитательную работу в школах.
И в конечном итоге ещё больше повысить качество столичного школьного образования. Стоит отметить, что образование – одна из самых важных и крупных отраслей социальной сферы в Москве. Достаточно сказать, что в прошлом году расходы на систему образования в столице составили 241,2 млрд рублей – это 16% городского бюджета. Для сравнения: в 2010 году на систему образования город потратил 165,7 миллиарда.
Впереди – не менее масштабные задачи
Столь серьёзные вложения в сочетании с грамотной политикой и реформами уже начали приносить результаты. Качество и доступность образования в Москве в последние несколько лет продолжают улучшаться. «Оно (образование. – Ред.) должно быть доступным, качественным. Учителя должны получать достойную зарплату. По этим направлениям мы сделали многое за последние годы, – заявил мэр Москвы Сергей Собянин. – Однако перед нами стоят не менее масштабные задачи: речь идёт об укреплении материальной базы, о строительстве новых школьных и дошкольных учреждений, об информатизации и о профессиональной подготовке».
Кстати, что касается доступности образования, то в этом вопросе Москва действительно совершила гигантский прорыв. Наконец-то была решена проблема очереди в детские сады. Сегодня потребность москвичей в устройстве детей в дошкольные учреждения полностью удовлетворена. Более того, дошкольные отделения теперь являются частью большинства московских школ – всего 566 образовательных учреждений (а это 90% от общего количества московских школ) имеют в своём составе отделения для дошколят. В результате проблема устройства ребёнка в 1-й класс отпала сама собой: в этом учебном году 55% маленьких москвичей пошли в 1-й класс той же школы, в которой они занимались в дошкольной группе.
Стоит отметить, что подобных результатов удалось достичь в условиях демографического бума – число детей школьного возраста сегодня в столице выросло на 20%.
Акцент
Инклюзивный подход
Важной темой в развитии системы образования в Москве остаётся его доступность для всех детей. Поэтому особое внимание городские власти уделяют инклюзивному образованию. Сегодня в московских школах обучается более 11 тыс. детей-инвалидов – это 100% изъявивших желание обучаться инклюзивно. А всего в образовательных организациях Москвы учатся более 20 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. К приёму детей-инвалидов готовы и столичные колледжи – условия для получения такими детьми профессионального образования созданы в 80% колледжей Москвы.
Впрочем, недостатка в образовательных учреждениях в Москве больше нет. С 2011 по 2016 год в городе было построено 68 новых школ на 36,6 тыс. мест и ещё 205 зданий для детских садов на 33,7 тыс. мест.
Сеть образовательных организаций города Москвы включает 630 школ (крупные многопрофильные образовательные учреждения) и 55 колледжей. В столичной системе образования обучается свыше 1,35 млн детей и молодёжи, что на 26% больше, чем в 2010/11 учебном году.
Власти Финляндии заявили, что не станут вести диалог с российской стороной по поводу границы на уровне глав государств, однако переговоры будут продолжены по дипломатическим каналам.
В лидерах – со школьной скамьи
Конечно, говоря о системе образования, важно оценивать не только его доступность, но и качество. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что времена, когда в Москве родители были вынуждены бегать по всему городу в поисках хорошей школы, окончательно ушли в прошлое. Качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников год от года продолжают расти. А это значит, что хорошее школьное образование сегодня можно получить не только в так называемых элитных, или «раскрученных», школах, но и в самой обычной школе. Судите сами: в 2016 году доля выпускников столичных школ, набравших по итогам ЕГЭ по трём предметам 190 и более баллов, составила 53%. В 2011 году этот показатель был всего 35%. Доля тех, кто получил 250 и более баллов, выросла с ничтожных 3% в 2011 году до 14 – в 2016-м.
Московские школы отныне прочно удерживают лидерские позиции в рейтинге лучших школ страны. Так, по итогам 2016 года в числе 500 лучших школ страны 150 – московские. В 2013 году такими высокими результатами могли похвастаться лишь 83 столичные школы.
Внутрироссийские рейтинги подтверждаются и международными тестированиями и олимпиадами. В частности, в прошлом году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали 9 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовые награды. А ещё в сентябре прошлого года в Москве впервые состоялась Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира – Олимпиада мегаполисов. Всего в ней приняли участие 176 ребят из 22 мегаполисов мира. Отныне это мероприятие будет проходить ежегодно. А в прошлом году 1-е место разделили команды школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Белграда.
По результатам тестирования, проведённого международной программой PISA (сравнительное исследование грамотности 15-летних школьников в разных странах мира, проводимое под эгидой ОЭСР), столичные школьники по уровню читательской и математической грамотности вошли в шестёрку лучших в мире.
Базовые принципы
IT-технологии – в каждую школу
Совершить качественный скачок в системе образования, а главное, добиться того, что высокие стандарты образования сегодня есть во всех школах, удалось благодаря внедрению нескольких базовых принципов.
Это, во-первых, новая логика финансирования, при которой «деньги следуют за учеником», что автоматически ликвидирует неравенство в обеспечении школ денежными ресурсами. Во-вторых, рост зарплаты учителей при одновременном освобождении их от бюрократической нагрузки. Кроме того, повышению качества образования способствовало развитие крупных образовательных комплексов, обеспечивающих многопрофильность учебных программ, а также широкий выбор профилей образования практически в каждой школе.
Отдельно стоит сказать о системе дополнительного образования. Сегодня кружки и секции работают при каждой московской школе. Кроме того, в городе действует разветвлённая сеть частных центров дополнительного образования. Также значительное число кружков работает при музеях, театрах, промышленных предприятиях.
Всего, по данным электронной записи, в Москве открыто более 120 тыс. всевозможных кружков и секций дополнительного образования, в которых сегодня занимаются более 800 тыс. детей.
Качественному развитию системы образования способствует и реализация двух мегапроектов, начатых в 2016 году.
Первый – «Готов к учёбе, жизни и труду в современном мире» – предполагает, что каждый учащийся получит возможность к окончанию школы сформировать необходимые для жизни и будущей профессии базовые навыки и умения. В системе профильного образования в школах принимают активное участие вузы, колледжи, научные организации, технопарки, музеи, предприятия. Таким образом, школьники уже в старших классах могут определиться и с будущей профессией, и с местом, где они продолжат обучение.
Второй проект – «Московская электронная школа» – связан непосредственно с организацией обучения. Он предусматривает внедрение во всех столичных школах современных электронных систем, более глубокую информатизацию всей столичной системы образования.
Речь идёт, в частности, о создании общегородской электронной образовательной платформы, предполагающей наличие библиотеки сценариев уроков, обновлённого электронного журнала и электронного дневника.
Также в рамках проекта будет сформирована единая электронная образовательная среда, включающая интерактивное оборудование, подключение к Интернету, локальные сети и Wi-Fi , персональные ноутбуки и планшеты для учителей и учеников.