Версия // Культура // Писатель Арье Барац порассуждал о связи между иудаизмом и христианством и их комплементарности

Писатель Арье Барац порассуждал о связи между иудаизмом и христианством и их комплементарности

2846

Теология дополнительности

Арье Барац
В разделе

Классической физике известны два не сводящиеся друг к другу класса законов: волновые и корпускулярные. Но в квантовой физике ситуация меняется: один и тот же микрообъект ведет себя попеременно, то, как волна, то, как частица. Израиль и Церковь ведут себя радикально различно, но теология дополнительности позволяет рассматривать их как единый субъект.

– Арье, вы известны как автор многих статей и книг, посвященных иудео-христианскому диалогу, как бы вы оценили отношения между этими религиями в настоящий момент?

– После Второй мировой войны среди западных христиан наметился пересмотр традиционно-пренебрежительного отношения к иудаизму. Проповедь презрения к «фарисеям», звучавшая со всех амвонов на протяжении столетий, утратила прежний накал. Более того, на 2-ом Ватиканском соборе католическая церковь объявила, что вера иудеев достаточна для их спасения, а некоторые протестантские группы стали ревностными сторонниками сионизма. Однако, с той поры я не наблюдаю каких-то заметных изменений. Разве что в 2015 году католическая церковь полностью отказалась от идеи крещения евреев.

– А с иудейской стороны какая-то эволюция наблюдается?

– Отчасти. Опасения, что христианские сионисты лишь втираются к евреям в доверие для того, чтобы их крестить, похоже, уменьшаются. Но тут важно понимать, что негативного отношения к самому христианству со стороны иудаизма, в сущности, никогда и не было. Иудеи весьма неприязненно относятся к своим собратьям, присоединившимся к Церкви, но в том, что касается всего остального человечества, отношение скорее положительное. На протяжении истории враждебность по отношению к христианству со стороны иудеев, конечно, имела место, но она в первую очередь была обусловлена преследованиями и агрессивной миссионерской деятельностью, исходящей со стороны самих христиан. Однако в настоящий момент изменения налицо. Ситуация, несомненно, улучшилась, хотя можно было бы ожидать большего.

– Между религиями прекращаются враждебные напряженные отношения. Чего же большего можно пожелать?

– В отношениях между иудеями и христианами как раз можно. Видите ли, многие религии находятся в весьма напряженных отношениях безотносительно к степени их близости. Иудео-христианские отношения – не исключение. Исключительно в них то, что эта напряженность возникает по чистому недоразумению, что все то, что раздражает одних в других, в действительности является условием их взаимного существования.

На мой взгляд, иудаизм и христианство – комплементарны, немыслимы друг без друга не только исторически, но и теологически. Они представляют собой такие два разных взгляда на Бога и на мир, которые, будучи скоординированными, создают бинокулярное видение религиозной истины. Разница между иудеями и христианами глубока, но одновременно и наполнена глубоким смыслом. Эта разница создает основу не для вражды, а для совместного существования, для исключительного в своем роде сближения. Но вот это обстоятельство как раз очень мало сторонами сознается.

– И в чем же суть этого возможного сближения?

– В свое время я написал книгу «Теология дополнительности», которую недавно переиздал в составе сборника «Там и всегда». В этой книге я показываю, что иудаизм и христианство подразумевают друг друга, и друг от друга отталкиваются, что они строились по принципу дополнительности. Иудаизм и христианство соотносятся друг с другом, как философия и филология, как проза и поэзия. Предметом философии и филологии является Слово, одно и то же Слово. Подходы их к этому Слову разнятся, однако при этом они не только не отрицают, а подразумевают друг друга. То же и христианство и иудаизм: христианство философично, оно говорит строгим языком теологии, иудаизм филологичен он сосредоточен на точном значении ивритских слов, он прислушивается к их игре, даже к их внутренней музыке. Иудаизм сосредоточен на том значении библейских слов, которые нельзя перегнать в общий смысл, и которые остаются достоянием поэзии.

По теме

Классической физике известны два не сводящиеся друг к другу класса законов: волновые и корпускулярные. Но в квантовой физике ситуация меняется: один и тот же микрообъект ведет себя попеременно, то, как волна, то, как частица. Израиль и Церковь ведут себя радикально различно, но теология дополнительности позволяет рассматривать их как единый субъект.

– Но как это может проявиться практически? Ведь в конце концов все упирается в веру. Христиане верят в Иисуса Христа, как Спасителя, эту веру можно или принять или отвергнуть. Третьего не дано.

– Евреям дано как раз третье. В «Теологии дополнительности» в этой связи дается такое разъяснение: «Принадлежность к Израилю, общая связь сынов Завета определяется законом: исполняющие закон связаны в один узел жизни, ответственны друг за друга. Это значит, что если один иудей уклоняется от исполнения своих сакральных обязанностей или совершает преступление, то он наносит ущерб всем еврейским душам. Но это же значит, что если какой-то еврей воскресает из мертвых, то в нем воскресает весь еврейский народ. При этом воображать, будто бы какой-то еврей может связаться с воскресшим через «крещение» крепче, чем он уже связан с ним через Тору, – профанация. Это равносильно тому, как если бы муж стал уговаривать собственную жену усыновить его, чтобы стать ей «ближе».

При этом существенно, что один еврей вовсе не обязан знать, как поступает другой. Праведность вполне может быть и тайной. Талмуд утверждает, что в каждый отрезок времени мир держится на тридцати шести праведниках, имена которых по большому счету неизвестны.

Таким образом, тому, кто верит в воскресение Иисуса и находит эту веру спасительной, следует принять во внимание, что еврей без этой веры вполне может обходиться. Христианам следует осознать, что не только христианство – это иудаизм для неевреев, но что и иудаизм – это христианство для евреев».

Книга «Теология дополнительности» недавно была переиздана в составе книги «Там и всегда».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2021 11:20
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх