Версия // Культура // «Пила 10» и «Рептилии» – обзор мировых новинок кино этой недели

«Пила 10» и «Рептилии» – обзор мировых новинок кино этой недели

7404

Возвращение Конструктора

«Пила 10» и «Рептилии» – обзор мировых новинок кино этой недели
В разделе

На этой неделе в зарубежный прокат вышла десятая часть культовой хоррор-франшизы «Пила 10», а на стриминговом сервисе Netflix состоялась премьера детективного триллера «Рептилии».

Пила 10

(18+)

Реж. – Кевин Гротерт

В ролях – Тобин Белл, Шоуни Смит, Сюннёве Макоди Лунд, Стивен Брэнд, Рената Вака, Октавио Инохоса, Паулетта Эрнандес

Производство – США, Мексика, Канада

Десятая часть культовой хоррор-франшизы, режиссером которой стал Кевин Гротерт, снявший нам шестую и седьмую «Пилу» (и работал монтажером всех остальных фильмов).

Действие происходит между первой и второй частями оригинальной франшизы. Джон Крамер (Тобин Белл) страдает от разрастающейся раковой опухоли в голове. Когда американские врачи разводят руками и призывают его смириться с неизбежным, Крамер отправляется в Мексику, где норвежский опытный хирург испытывает экспериментальную методику лечения тяжелых случаев рака. Отдав за операцию четверть миллиона долларов, Крамер обнаруживает, что его обманули, и никакого чудесного исцеления не произошло. Более того, подставные врачи даже не пытались его излечить. Они были обычными мошенниками, наживающимися на смертельно больных людях. Конструктор решает покарать их в своём фирменном стиле.

Три года назад известный голливудский комик Крис Рок решил возродить «Пилу» выпустив спин-офф о тяжелых буднях Лос-Анджелесских копов. Вышло, как мы писали, не очень. Зрители и критики не поддержали инициативу Рока и разгромили картину, назвав едва ли не худшей работой среди всех фильмов серии. В принципе, это вполне обосновано. Ранее, в 2017 году, уже была попытка перезапуска «Пилы», но при неплохих кассовых сборах он получил прохладные рецензии критиков. О дальнейшем развитии серии пришлось забыть.

Но на этот раз два родных отца «Пилы» Ли Уоннелл и Джеймс Ван, посмотрев на приём продолжения и спин-оффа, решили не изобретать новый сюжет для развития франшизы и даже не сделать модный в последние годы мягкий перезапуск. Они вернули на экраны её главный козырь и одного из самых колоритных злодеев кино – Джона Крамера по прозвищу Конструктор. «Он же умер в третьей части, как это может быть?» – спросите вы и будете правы. Да, сценаристы похоронили Крамера в триквеле, но десятая часть представляет собой интерквелл, то есть раскрывает события между первым и вторым фильмами. Тогда Конструктор ещё был жив, хоть и нездоров. Так вот, это кино можно смело назвать первым в серии бенефисом Джона Крамера.

По ощущениям здесь Конструктора на экране больше, чем в любом другом фильме. Традиционно его фигура находилась больше за кадром, а повествование велось от лица одной или нескольких персонажей, попавших в хитроумные жестокие ловушки. Здесь же едва ли не половину экранного времени (а фильм идёт час пятьдесят) занимает рассказ о лечении и попадании к мошенникам главного героя. Тобин Белл отлично отыгрывает страдающего от смертельного недуга старика, готового на многое, чтобы спасти свою жизнь. Только лишь во второй половине картины начинается то, за что фанаты полюбили «Пилу» – игры Конструктора.

Испытаний в этой части не так много, как можно было подумать. Но на жестокость создатели здесь явно не поскупились. Оторванные части тела и море крови будут являться непосредственным атрибутом каждой «игры». Другое дело, что создатели в своём стремлении больше шокировать зрителей и переплюнуть в садизме предыдущие части совсем оторвались от реальности. Почти все испытания во многом превосходят человеческие возможности, и в это просто не верится. А если нет правдоподобия, то первой страдает эмпатия. Конечно, сопереживать жертвам Крамера здесь не хочется совершенно. Эти люди обманывали раковых больных. Таких мерзавцев, как говорится, ожидает отдельный котёл в аду. С другой стороны, отход от реализма в сторону зрелищности и пущей эффектности нивелирует даже низменные чувства омерзения и отвращения. Взять первую «Пилу» – там во главе всего стоял замысловатый сюжет с несколькими хитроумными поворотами. Суровое испытание там было вишенкой на торте, но не самоцелью всего фильма. Здесь же история не несет какой-либо интриги, всё становится понятным после прочтения синопсиса. А значит, единственное, что должно удерживать зрителя перед экранами – жестокие в своей бескомпромиссности испытания. Право дело, подобным в той или иной мере грешили все сиквелы оригинала, но здесь фильму просто нечего больше предложить своей аудитории. И как мы уже отметили, будь испытания чуть более реалистичными, это пошло бы картине только на пользу.

Помимо Тобина Белла, фильм вернул на экраны Шоуни Смит в роли Аманды Янг, фанатичной последовательницы Конструктора и его главной помощницы. Между выходом первой и десятой части прошло почти двадцать лет, а в экранной хронологии не минуло и пары лет. Конечно, годы берут своё, но гримёры постарались придать Беллу и Смит соответствующий их экранному возрасту и состоянию облик.

На удивление создатели фильма обошлись без чрезмерного использования оригинального саундтрека или любого другого нового, чем немного подпортили атмосферу. Всё же фирменная мелодия «Пилы», написанная Чарли Клоузером, пробирала зрителей до мурашек, став одним из наиболее узнаваемых музыкальных сопровождений к фильмам ужасов. Десятая часть козыряет этим лишь в самом финале. Как говорится, по классике.

Эпикриз: «Насилие ради насилия» – такой подзаголовок можно было бы приклеить к этой части. Фильм совершенно необязательный, но фанаты франшизы будут рады вновь увидеть легендарного Конструктора за своей игрой. Никаких детективных ходов, интриг и хитроумных сюжетных твистов – только боль и страдания. Она, несомненно, лучше двух последних фильмов в серии, но до первых частей ей далековато. Хотите немного сверхчеловеческой жести? Тогда бегите на просмотр.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Пила 10» (2023), реж. – Кевин Гротерт.

Рептилии

(18+)

Реж. – Грант Сингер

В ролях – Бенисио Дель Торо, Джастин Тимберлейк, Эрик Богосян, Алисия Сильверстоун, Доменик Ломбардоцци, Фрэнсис Фишер, Ато Эссандо, Майкл Питт, Карл Глусман, Майк Пневски

Производство – США

Криминальный детективный триллер, снятый клипмейкером Грантом Сингером для стримингового сервиса Netflix.

Уилл Грейди (Джастин Тимберлейк) преуспевающий риелтор в провинциальном американском городке. Однажды его девушку Саммер Элсуик (Матильда Лутс) жестоко убивают прямо у них дома. За дело берётся опытный, принципиальный полицейский Том Николс (Бенисио Дель Торо), который даже не подозревает, куда его приведёт нить расследования.

В ограниченный прокат за рубежом фильм вышел еще в начале сентября, но цифровой релиз состоялся только сегодня на платформе Netflix. Фильм уже успел собрать положительные оценки критиков, но фурора у зрителей не произвел. Разбираемся, что с ним так и не так.

Первое, что приходит в голову после просмотра картины: создатели снимали мини-сериал, но в последний момент решили его перемонтировать в полнометражный фильм. Netflix подобным грешит частенько. Мы этому уже не удивляемся. Для нас главным недостатком картины стало рваное повествование, перегруженность персонажами и общее впечатление затянутости. Хотя, казалось бы, эти отрицательные пункты должны нивелировать друг друга. Но такого не происходит, что странно.

Фильм стартует медленно и размеренно, в лучших традициях криминальных триллеров. Но после вступительной части на зрителя начинают бегло вываливать персонажа за персонажем, толком не знакомя с ними и не объясняя, кто есть кто. По окончании фильма нам было трудно вспомнить хотя бы пару имён центральных героев, так как в самом сюжете всё осталось прозрачным. Тем не менее хотелось бы более подробного знакомства с героями, многие из которых выйдут на первый план лишь в развязке.

Рваный клиповый монтаж должен был по задумке придать фильма ритм, но он лишь усиливает общее недопонимание. Только мы были в одном месте с одними персонажами, как тут же рассказ срывается и перебрасывает зрителей в другое время и место и подчас к совершенно незнакомым героям. Это не усложняет саму историю, но делает её менее удобоваримой для глаз рядового зрителя. Прибавим к этому многих безликих действующих лиц (т.е. тех, о ком мы ничего не знаем из повествования), и получается не совсем складное зрелище. Возможно, именно из этих аспектов выходит общее ощущение затянутости. Мозгу просто хочется, чтобы всё побыстрее закончилось.

Но есть в этом кино и положительные моменты. Весьма незаурядный актёрский состав бросается в глаза сразу. Главную роль тянет на себе, как всегда, стильный, харизматичный Бенисио Дель Торо. На вторых отметились Джастин Тимберлейк и Майкл Питт, которых в последнее время нечасто увидишь в кино. Неплохо вписались сюда и Алисия Сильверстоун с Эриком Богояном. Как мы уже писали, это могло бы скрасить мини-сериал, но обилие колоритных героев сбивает с толку в формате художественного фильма.

Хорошей можно назвать и здешнюю операторскую работу, как и антураж в целом. Если бы не кривой монтаж, то визуальный ряд был бы идеальным для подобного жанра.

Сценарий – спорный компонент этой работы. Он пытается быть нетипичным триллером, переводя стрелки с одного подозреваемого на другого и немного меняя жанровую принадлежность. Это довольно смелая игра с сюжетом могла бы оказаться более выигрышной, если бы не банальный финал, который угадывается с самой середины картины.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх