Версия // Общество // Пассажирскими самолётами управляют пилоты с поддельными дипломами

Пассажирскими самолётами управляют пилоты с поддельными дипломами

8119

А ты не лётчик

Пассажирскими самолётами управляют пилоты с поддельными дипломами. фото: mos.ru
В разделе

130 авиакатастроф произошло в России с 2013 года. Причиной большинства из них стал так называемый человеческий фактор – ошибки, допущенные экипажем при управлении воздушным судном. Увы, ошибаться могут все, а в особенности в экстренной ситуации, когда на принятие решения остаются секунды. Потому вряд ли в этом случае стоит обвинять пилотов в непрофессионализме. Совсем другое дело, когда за штурвалом действительно неуч, выдающий себя за лётчика.

За последние годы прокуратура выявила больше сотни случаев предоставления пилотами гражданской авиации поддельных документов, разрешающих управлять самолётами.

В середине апреля стало известно, что Рос­авиация аннулировала свидетельства 60 пилотов, проходивших обучение в авиационном учебном центре «Чел­Авиа» – крупнейшей частной авиашколе страны. По мнению ведомства, он не имел права осуществлять подготовку лётчиков, поскольку у центра отсутствовала лицензия. Сейчас пилоты и чиновники выясняют отношения в судах, пострадавшая сторона заявляет, что госорган таким образом пытается убрать с рынка частного конкурента. Однако проблема гораздо глубже. Вопросы к челябинскому центру возникли после крушения самолёта Ан-148 «Самарских авиалиний», произошедшего в начале февраля в Подмос­ковье. Как оказалось, второй пилот разбившегося Ан Сергей Гамбарян обучался именно в челябинском центре.

Садясь в кресло самолёта, редко кто даже из числа закоренелых аэрофобов сомневается в профессионализме пилота. Потому как невозможно представить, что управлять лайнером может человек, не имеющий достаточного опыта или попросту купивший диплом лётчика. Но на поверку выясняется, что в нашей стране ничего невозможного нет.

От винта!

«Надзор за исполнением законодательства о безопасности полётов является одним из приоритетных направлений, а потому проверки в указанной сфере проводятся на систематической основе, – поясняет официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной. – Наиболее характерными нарушениями законодательства являются непрохождение или неполное прохождение авиационными специалистами учебных программ. Также выявлялись случаи выполнения полётов лицами, не прошедшими необходимого обучения. В 2017 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 50 пилотов были отстранены от полётов».

В январе 2014 года разгорелся громкий скандал. Тогда сотрудники прокуратуры обратили внимание на работу питерского ООО «Авиационный учебный центр авиации общего назначения «Крылья Невы», в течение четырёх лет выдававшего за деньги фиктивные документы о прохождении учёбы. Впоследствии на их основании оформлялись липовые пилотские свидетельства, позволяющие устраиваться на работу в авиакомпании. Правда о деятельности центра всплыла, можно сказать, случайно. Глава компании Андрей Кочарыгин, вероятно, из алчности, заключил контракт с администрацией Новгородской области на выполнение работ по охране лесов от пожара. Однако после подписания договора заявил, что самолёта, указанного в контракте, у него нет. Договор расторгли, власти инициировали проверку, после чего и всплыли подозрительные пилотские удостоверения. Причём очень скоро выяснилось: похоже, что поддельные документы получали не только лётчики-любители, но и пилоты, управлявшие большими пассажирскими лайнерами. «В списке – все ведущие компании страны, – цитировал «Лайф» источник в Росавиации. – Одно из первых мест занимает «Россия» – 8 человек, «Аэрофлот» – 2 пилота. Далее идут «Ак Барс Аэро», «Уральские авиалинии», «Ямал», «ЮТэйр», «Таймыр», ну и более скромные «Псковавиа», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие». В итоге Росавиацией было принято решение об аннулировании 46 пилотских свидетельств, выданных ранее в «Крыльях Невы», а сам центр лишён лицензии и закрыт.

По теме

Стоит отметить, что какой-то лётный опыт пилоты, оформлявшие подделки, всё же имели; откровенных дилетантов, видевших самолёты только издалека, среди них не было, во многих случаях речь шла о повышении квалификации и переобучении. Однако это не тот случай, когда можно махнуть рукой: дескать, раз умеет управлять «кукурузником», сможет вести и «Боинг». Современные лайнеры не зря требуют качественно другого опыта, вот почему пилотам приходится регулярно учиться и повышать квалификацию. Стоимость прохождения курсов может доходить до нескольких миллионов рублей. Потому вполне объяснимо желание сэкономить путём покупки липовых документов. Но отчего подделки не замечают в авиакомпаниях?

«Имел подложное свидетельство пилота»

Здесь весьма показательно выглядит история пятилетней давности, связанная с расследованием обстоятельств гибели «Боинг-737» авиакомпании «Татарстан». 17 ноября 2013 года самолёт с 44 пассажирами и 6 членами экипажа на борту рухнул на землю при заходе на посадку в аэропорту Казани. «После катастрофы на место незамедлительно выехала комиссия Генпрокуратуры, – рассказывал позже глава ведомства Юрий Чайка. – Вывод комиссии: управление безопасностью полётов в авиакомпании «Татарстан» осуществлялось неудовлетворительно. За два года было допущено 28 авиационных событий. Несмотря на это, вопросам безопасности в авиакомпании должного внимания не уделялось. Кроме того, к полётам допускались члены экипажей воздушных судов с незаконно выданными свидетельствами пилотов. В частности, командир разбившегося самолёта имел подложное свидетельство пилота. Свидетельство второго пилота также было получено незаконно. Имело место несоответствие руководителей авиакомпании квалификационным требованиям. Например, у генерального директора не было необходимого профессионального образования и стажа работы в авиации. Более того, руководящие работники авиакомпании были незаконно аттестованы на свои должности». Стоит ли удивляться, что при подобном положении вещей в компании управлять самолётами с пассажирами на борту доверяли лётчикам с купленными документами.

Тогда, после казанской катастрофы, Генеральная прокуратура провела по всей стране внеплановую проверку исполнения закона в сфере обеспечения безопасности полётов. Выводы её в декабре 2014 года озвучил Юрий Чайка. Как отметил генпрокурор, в ходе проверки были выявлены системные нарушения в деятельности Росавиации «при осуществлении полномочий в сфере подготовки, проверки знаний и выдачи свидетельств пилотов и других специалистов». Существенные претензии нашлись и к центрам по подготовке пилотов. Большинство из них, как отметил генпрокурор, не обеспечено необходимым оборудованием, а 40% готовят персонал без лицензии.

С тех пор прошло три с половиной года. За это время, по данным Daily Storm, своих лицензий лишились 500 пилотов. Однако, судя по тому, что факты незаконной выдачи документов, позволяющих управлять самолётами, фиксируются прокурорами до сих пор, система меняется не так быстро, как хотелось бы.

КОНКРЕТНО

Из 130 авиакатастроф, произошедших в РФ с 2013 года, подавляющее большинство приходится на малую авиа­цию. ЧП в воздухе с участием пилотов, летающих на вертолётах и лёгких самолётах, случаются регулярно и отличаются одной особенностью – лётчики зачастую совершают глупые ошибки, которые никогда не допустил бы профессионал. Хотя откуда взяться навыкам? В октябре прошлого года в Воронежской области суд вынес приговор пилоту местного аэроклуба, который повёз на вертолёте «Робинсон» катать пассажиров и налетел на провода ЛЭП. Четверо пассажиров получили тяжёлые травмы. В ходе следствия выяснилось, что пилот осуществлял перевозки, не имея разрешительных документов. Наказание в виде полутора лет ограничения свободы, при котором осуждённый продолжает жить дома и просто не выходит в определённые часы на улицу, согласитесь, выглядит довольно мягким, для того чтобы напугать других лётчиков-недоучек.

Впрочем, даже имей пилот документы, вряд ли это подтвердило бы его компетенцию.

В октябре 2017 года Нижегородская транспортная прокуратура обнаружила сайт, через который любой мог купить документы пилота, капитана морского судна или машиниста поезда. Одновременно в Екатеринбурге прокуроры добились закрытия частного учебного центра, готовившего пилотов лёгких самолётов без сертификата.

Кстати, проблема эта характерна не только для России – в прошлом году Генеральная прокуратура Казахстана сообщила, что почти половина пилотов в стране летают незаконно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.05.2018 20:26
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх