Версия // Общество // Отечественная космонавтика оказалась не готова к форс-мажору на МКС

Отечественная космонавтика оказалась не готова к форс-мажору на МКС

50748

Сойти с орбиты

Отечественная космонавтика оказалась не готова к форс-мажору на МКС
(фото: commons/wikimedia.org)
В разделе

Из ЦУП на МКС передали рекомендации по экстренной эвакуации российского экипажа на повреждённом «Союзе МС-22». Иного решения у этой задачки, похоже, нет – на МКС находятся семь человек, но уцелевший американский Crew Dragon, пристыкованный к станции, вмещает лишь четырёх. Выходит, спасутся не все?

Пожалуй, не так уж важно, что послужило причиной аварии на «Союзе». Версии о столкновении корабля с космическим мусором или обломком метеорита, конечно, приоритетны, раз уж их озвучили в ЦУП по горячим следам катастрофы. Но как-то уж слишком снайперски инородное тело угодило в 10-сантиметровую трубу радиатора. Накануне аварии Земля проходила через метеорный рой Геминиды, хотя это только такое название – «рой», а на самом деле один метеор приходится на тысячи и десятки тысяч кубических километров пространства. Вот и считайте, какова вероятность, что какой-то осколок угодит в корабль, – околонулевая. Потому-то, признаться, большее доверие вызывает неофициальная версия о некачественном изготовлении контура. Были уже «дырочки в обшивке» «Союза МС-09», из-за которых произошла разгерметизация, помним. Выводов, похоже, никто не сделал. Но сейчас речь не об этом, а о том, как эвакуировать космонавтов.

Опасности нет, но это не точно

Ничто, как говорится, не предвещало: 15 декабря космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин должны были выйти в открытый космос для переноса радиатора манипулятором ERA с модуля «Рассвет», чтобы переустановить его на модуле «Наука». Во время подготовки к выходу, когда космонавты переключали скафандры на внутреннее питание, на пристыкованном к МКС «Союзе» случилась нештатная ситуация. Видеотрансляция NASA зафиксировала бьющий из корабля фонтан жидкости. Экипаж доложил на Землю о резко упавшем давлении в системе охлаждения. На станции находились семеро – трое наших, трое американцев и японец.

Согласно инструкциям в ситуациях, подобных той, что случилась – с фонтаном из технической жидкости, бившей в открытый космос, – экипажу предписывается экстренно покинуть станцию на корабле-спасателе, пристыкованном к МКС. Именно так должен был поступить экипаж при разгерметизации «Союза МС-09» в 2018 году. Но тогда не стали пороть горячку, пробоину успешно «залатали» и всё обошлось. А сейчас починить радиатор в похожем режиме едва ли удастся. Заварить пробоину в открытом космосе сложно, но

можно, уверяют специалисты. А вот закачать в него техническую жидкость – увы. Высокоточной заправочной станции, как на Земле, в космосе нет. Потому предлагается охлаждать внутренний контур, хотя нет гарантии, что температура вновь не поднимется с 30 до 50 градусов, а то и выше. Следует понимать также, что опасность таится не в одном критическом перегреве. Повреждённая система охлаждения «Союза» – ключевая для обеспечения жизнедеятельности экипажа, не менее важная, чем система снабжения воздухом. В космосе холодно. Но прямые солнечные лучи могут «прожарить» корабль, как сковородку. А попади он в тень – наступит ледяной холод. Человеческий организм такие «качели» не выдержит.

Говорят, что похожей аварии ещё не было за всю историю космонавтики. И хотя специалисты заверяют, что «корабль полностью герметичный» и «самостоятельно сесть он сможет», их дальнейшие разъяснения (мол, время посадки следует скорректировать таким образом, чтобы спуск происходил в тени, а не в солнечных лучах) как бы подспудно намекают, что проблема имеется. Если, конечно, за космонавтами, застрявшими на орбите, не отправят «Союз МС-23». Но тогда им придётся ждать до марта. Быстрее – никак. А про скорректированный спуск – это лотерея. Американцы, помнится, свою орбитальную станцию «Скайлэб» уронили в Австралии – вместо Индийского океана. Мы же в советские времена действовали наверняка: когда в 1985 году с «Салютом-7» оборвалась связь (тогда, кстати, тоже уверяли, что из-за снайперского попадания метеорита), на орбиту отправили двух мастеров форс-мажорного приземления – Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Но говорят, что специалистов такого класса у «Роскосмоса» нынче нет.

По теме

Окончательное решение касательно спуска на Землю российского экипажа пока не принято, сообщает представитель «Роскосмоса» Сергей Крикалёв. Космонавты вернутся то ли на повреждённом аппарате, то ли на новом, но – не раньше весны. А больше – никак, разве что угнать у американцев их хвалёный Crew Dragon.

Заграница нам поможет?

Про угон, как вы понимаете, была шутка, но в каждой шутке есть доля правды – их многоразовый Crew Dragon вполне может стать нашей палочкой-выручалочкой. Если, конечно, руководство «Роскосмоса» решится на такой шаг. Решение-то политическое, как ни крути. Американцы такие-сякие, вечно строят нам козни, а тут, понимаешь, протягивают руку помощи. Между прочим, уже протянули – на прошлой неделе российские космонавты начали подготовку к выходам в открытый космос с американского сегмента МКС. Кстати, американцы выходят в открытый космос вдвое, а то и втрое чаще наших. Это так, для справки. А ещё в прошлом году «Роскосмос» и NASA заключили контракт по оказанию услуг в инженерной поддержке функционально-грузового блока «Заря» на МКС. И там есть такой пункт – «подготовка российских космонавтов к внекорабельной деятельности и робототехнике на американском сегменте станции». В свою очередь, «Роскосмос» готовит американских астронавтов к реализации перекрёстных полётов, а также оказывает поддержку персоналу NASA при работе американских специалистов на космодроме Байконур во время пусков. Отрадно, что похолодание между Москвой и Вашингтоном никоим образом не отражается на космических программах двух стран. И, кстати, в NASA подтвердили, что агентство «вместе с «Роскосмосом» изучает варианты возвращения» российского экипажа на Землю. Может, и не зависнут наши до весны на орбите. Впрочем, в «Роскосмосе» успокаивают: «Союз МС-23» могут отправить за космонавтами немного раньше, примерно с 19 февраля.

Тем не менее возникает вопрос: почему же в «Роскосмосе» заранее не проработали такую нештатную ситуацию? Лётчик-космонавт Михаил Корниенко разъяснил, что отрабатывалась ситуация отказа насоса, «гоняющего» теплоноситель под обшивкой: один отказал – переключились на другой. Но о том, что «выбьет» теплоноситель, даже речь не шла. «В таких случаях как насосы ни меняй, они ничего гонять не будут, вот в чём беда». По инструкции следует отстыковаться от станции и попытаться сесть на ручном управлении, но, как выясняется, на Земле и эту нештатную ситуацию экипаж не отрабатывал: аппаратура, отвечающая за посадку, как выразился Корниенко, «без охлаждения может дурить». И вот гадай теперь, выдержит ли пробитая обшивка «Союза» проход через атмосферу Земли или нет? Корниенко заверяет, что проверять это на практике не следует, слишком велик риск. А как же экспертное мнение о «герметичной обшивке» и «возможной посадке»?! А никак, разводит руками лётчик-космонавт. Только и остаётся отцепить аварийный «Союз» от станции, чтобы тот сгорел в атмосфере. Новый «Союз» готовится максимум три месяца. Но впредь неплохо было бы скорректировать систему предполётной подготовки, раз уж нештатные ситуации, подобные нынешней, стали возникать с пугающей периодичностью.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.01.2023 09:30
Комментарии 5
Наверх