В октябре истекают полномочия главы Республики Крым Сергея Аксёнова – новому составу крымского Госсовета, за который проголосовали в минувшие выходные, теперь предстоит определиться: оставить Аксёнова руководить республикой или назначить ей нового главу. А пока Аксёнов в статусе инкумбента – действующего должностного лица, ожидающего переназначения.
Мерило любого руководителя – его отношение к людям, живым и мёртвым. Давным-давно Аксёнов пообещал, что улицы городов назовут именами героев первой «крымской весны» 1992–1994 годов – Юрия Мешкова, Валерия Аверкина, Виктора Межака, Андрея Лазебникова. Много воды утекло, а память об ушедших героях так и не увековечили. Но те – мёртвые. Поговорим о живых.
Как ценят знаковых крымчан
Их было шестеро, кандидатов в президенты Крыма, – романтик-республиканец Мешков, номенклатурный работник Николай Багров, Сергей Шувайников – местечковая копия Владимира Жириновского, коммунист-ленинец Леонид Грач, севастопольский офицер-отставник Иван Ермаков и Владимир Веркошанский – типичный по тем временам «новый русский». Вообще-то был и седьмой, Яков Аптер, но ему, возможно, подстроили автомобильную катастрофу и до выборов он чуть-чуть не дожил. Так что исторически кандидатов было всего шестеро.
Двоих уж нет – Мешкова и Багрова, а остальные живы. Ермакова пригрел у себя в команде севастопольский губернатор Михаил Развожаев. Толку от старенького полковника, может, и не так много, но одно его присутствие в команде губернатора – это и подтверждение исторической преемственности власти в городе русских моряков (Ермаков одно время тоже руководил городом), и дань уважения, и, наконец, элементарное человеческое отношение к человеку, в своё время немало сделавшему для Севастополя. В те самые лихие 90-е.
За три десятилетия Владимир Веркошанский, по наивности сунувшись из бизнеса в политику, из богатого хозяина жизни превратился в нищего старика. Нет больше ни семьи, ни роскошной квартиры, только полуразрушенная хибара его матери в посёлке Зуя неподалёку от крымской столицы. У Веркошанского нет даже российской пенсии – что-то не так с украинскими документами, не оформляют. В бурной жизни кандидата в президенты случались моменты, когда он восставал буквально из пепла. Проиграв выборы мэра Симферополя и почти разорившись (кампанию вёл на свои кровные), возглавил крымское реестровое казачество, пошумев в этой своей ипостаси изрядно. Оказавшись не у дел в начале нулевых, неожиданно возглавил Зуйский район – «подсадил» его тогда наверх президент Украины Виктор Ющенко, оценив неординарные деловые качества Веркошанского. А затем, как говорится, пошла пиковая масть. Крымским властям позаботиться бы о пожилом политике. Всё-таки не последний человек, один из шести кандидатов в президенты республики. Историческая, можно сказать, фигура! Ну что стоило хотя бы оформить ему обычную пенсию? К Аксёнову – я это знаю наверняка – с такой просьбой обращались. Он ответил что-то вроде «порешаем». Дело было несколько лет назад. Воз и ныне там.
Как мимикрирует трудовая миграция
Высшая судебная инстанция страны даст свою оценку в споре о порядке исчисления срока давности при рассмотрении дел о конфискации незаконно полученных активов.
Буквально неделю назад глава Крыма напомнил о себе, так сказать, на федеральном уровне, жёстко высказавшись о проблеме трудовой миграции из Средней Азии. А до этого, не менее жёстко, высказывался весной. «Считаю, что бесконтрольное нахождение трудовых мигрантов на территории республики и страны в целом недопустимо». «Трудовая миграция должна стать более контролируемой, а нарушители закона – гарантированно выдворяться за пределы России». Для иностранцев станут невозможными операции с недвижимым имуществом, заверил глава Крыма.
Официально в Крыму работают несколько тысяч мигрантов. При этом одной короткой прогулки по Симферополю достаточно, чтобы возникло ощущение, что на самом деле мигрантов несоизмеримо больше. Крымские татары? Нет, они выглядят совсем иначе. Может, оптический обман зрения? А ларчик открывается просто. Жители бывших советских республик Средней Азии перебираются в Крым по линии крымско-татарских общественных организаций, коих немало. Неофициальным куратором процесса раньше считали бывшего депутата Госдумы Руслана Бальбека, но теперь, говорят, «эта тема» уже «не под ним». Ещё с конца 80-х годов в Крыму действуют программы репатриации крымско-татарского населения из Узбекистана и Таджикистана. Но всех крымских татар оттуда давно вывезли и расселили в Крыму, а закрывать программы – лишать самих себя финансирования, рассуждали общественники. И возникла идея – под видом крымских татар перевозить в Крым таджиков с узбеками, проводя их по документам как родственников репатриантов. Потому-то новые переселенцы так зрительно отличаются от настоящих репатриантов.
О том, кто перебирается в Крым под видом крымских татар, знает большинство крымчан. Наверняка знают об этом и власти республики, но, не желая портить отношения с крымско-татарскими общественными организациями, помалкивают в тряпочку. Завозят среднеазиатских мигрантов «по-белому» только в Севастополь – по той лишь причине, что там никогда не селили крымских татар, при Украине это было негласное табу. В Севастополе просто исторически не было крымско-татарских общественных организаций, которые бы сегодня занимались подменой репатриантов – крымских татар узбеками и таджиками. Так что практически все показанные по документам «официальные» мигранты – они все в Севастополе. А в Симферополе на рынках – вся Средняя Азия. Говорите, запретили им торговать? Ха! И ещё несколько слов про запрет операций с недвижимым имуществом. Гражданин Грузии запросто выкупает дом в центре Симферополя и устраивает в нём бойцовский клуб для школьников младших классов – подсказать адрес? Мне несложно – моя мать живёт в том же дворе.
Куда подевались яркие политики
Во все времена в Крыму было навалом ярких политиков. И где же они теперь? Накануне с федеральной трибуны убрали последнего яркого – сенатора Сергея Цекова, который сам по себе новейшая история Крыма. Я сейчас напомню имена, а крымчане тут же вспомнят всех перечисленных – не так давно все они задавали тон в крымской политике. Олег Родивилов из «Русской общины» – считалось, что со временем он станет сменщиком Цекова. Владимир Клычников, ветеран-афганец, бывший зампред Верховного Совета Крыма, один из архитекторов первой «крымской весны». Ему в этом году всего 60 лет исполнилось, ещё полон сил. Михаил Голубев, бывший министр культуры Крыма, ярчайшая фигура «мешковского» РДК. Бывший депутат Вадим Мордашов – въедливый, неудобный, конфликтный – тоже из самого первого призыва республиканцев.
Да, а куда подевалась, кстати, Наталья Поклонская? Судачили, что у неё якобы конфликт с руководством республики. А так-то она в Крыму. Перечислять можно долго, да есть ли смысл, если и всем перечисленным, и всем, кто на них похож – слишком ярок и самобытен, – вход в крымскую политику заказан? «Наша Версия» неоднократно писала о кадровой чехарде симферопольских мэров – за 10 лет их сменилось шестеро, седьмой пока работает. А за первые постсоветские четверть века сменилось всего трое – Ермак, Бабенко, Агеев. Может, оттого и чехарда, что выбирают не среди заметных, по-настоящему авторитетных хозяйственников (не в том смысле, как бывший мэр Игорь Лукашёв), а среди неконкурентоспособной серости?
Госдума рассмотрит кандидатуры министров, которые внес на рассмотрение Михаил Мишустин. Согласно предложенному им списку, главы пяти министерств могут смениться, и большинство из них, возможно, возглавят нынешние губернаторы четырех регионов.
С крымскими министрами дело ничуть не лучше, чем с градоначальниками. «Средняя продолжительность жизни», если можно так выразиться, у крымского министра составляет два года с небольшим, – признаёт крымский политолог Наталья Киселёва. – Причём в этом списке есть министры, которые занимали пост всего лишь два месяца».
К морю не проехать
Ладно, о людях достаточно, теперь – о делах. Три ярких трудовых подвига последнего десятилетия – строительство Крымского моста, симферопольского аэропорта и трассы «Таврида». Мост с аэропортом – федеральные проекты, а вот строительство «Тавриды» и в самом деле курировал Аксёнов. Теоретически трасса должна была связать воедино все крымские курортные маршруты, чтобы из Евпатории можно было легко добраться до Ялты или Севастополя, например. Однако «Таврида», по сути, осталась дорогой из Керчи в Симферополь. Хорошей дорогой, конечно, так ведь и старая тоже была немногим хуже. А поскольку транспортная загрузка той трассы была средненькая, её ресурса вполне хватало. Главный «косяк» «Тавриды» – её построили в объезд Судака. Да и Феодосии тоже. Но в Феодосию тоже можно было доехать сравнительно легко и просто по старой дороге. А вот в Судак – нет. Дорога была (и осталась!) узкой, на некоторых отрезках едва разъезжаются движущиеся в противоположные стороны автомобили. Если движущийся сверху вниз (из Грушевки в сторону моря) транспорт теряет управление (а на горной дороге у машин с неопытными водителями частенько перегреваются колодки, и их несёт вперёд без тормозов), аварии не миновать. Но на этой части трассы – конь не валялся. А туристы в сезон прут в Судак с утра до ночи. Аварийность на трассе – колоссальная.
Вторая нерешённая за 10 лет дорожная проблема – трасса из Симферополя в Алушту и дальше на Южный берег Крыма (ЮБК) – через Ангарский перевал. Там до сих пор ходят троллейбусы – медленные и валкие, перекрывающие своими тушами дорогу автомобильному транспорту. Если едут ещё и фуры (а они там ездят всегда, ведь другой короткой дороги на ЮБК из столицы нет) – пиши пропало. Вместо 40 минут можно запросто убить и два часа, и больше. Решение напрашивается само собой – если новую трассу построить не на что, можно хотя бы расширить старую. Но придётся снести множество придорожных харчевен. Их владельцы, впрочем, давно протоптали дорожки в нужные кабинеты, так что не стоит опасаться, что из Симферополя на ЮБК скоро появится новая дорога или хотя бы расширится та что есть. Кстати, каждую зиму движение через Ангарский перевал официально перекрывают. Пропускают только фуры, которые скользят по замёрзшей дороге, словно детские санки. Ещё пропускают полноприводные внедорожники. Обычным легковушкам дорога к морю заказана. А неча шастать – зима же, не сезон!
Симферопольские водители знают, что в Ялту можно попасть ещё двумя способами – через Соколиное на Ай-Петри и через Севастополь и дальше по «кучмовской трассе». Её иногда выдают за часть «Тавриды», хотя построили её раньше, в нулевые годы, при Леониде Кучме, у которого в Мухолатке имелась дача. Но зимой дорогу через Соколиное тоже закрывают официально (неофициально там ездят, хотя это аттракцион – так себе, запросто можно разбиться, если не знаешь дороги). Остаётся в объезд через Севастополь. Это четыре часа примерно. И долго, и цены у таксистов – конские. А общественный транспорт такие круги не нарезает. На маршрутке сначала до Севастополя, оттуда до Балаклавы и дальше в Ялту – полдня переезд займёт точно, если не дольше. Вот зачем было строить дорогу в Керчь, которая мало кому была кровно необходима, когда не решён главный крымский вопрос – как проехать к морю из Симферополя?!
Третья дорожная проблема – трасса из Симферополя в курортную Евпаторию. Электричка тащится очень долго, два часа и дольше, останавливаясь через каждые пять минут на станциях, где никто не обитает. Говорят, так положено! А автодорога мало того, что узкая, она ещё и под завязку забита транспортом. Ближе к Евпатории дорога проходит по берегу моря, а там понастроили частных пансионатов – и возникли пробки. Евпатория – детский курорт, и дети страдают. Но за 10 лет вопрос не решён.
Не весь Крым одинаково прекрасен
На Арабатской косе со стороны Херсонской области строят новый город, сообщил на прошлой неделе губернатор Херсонщины Владимир Сальдо. Город будет довольно большой – на 100 тыс. жителей минимум. Вопросов в этой связи множество – к чему строить новый город, если можно привести в порядок и застроить Геническ? Похожий вопрос возникает и к крымской администрации: а что там с севером Крыма, с планами обжить наконец Армянск и другие городишки поменьше – невдалеке от Арабатской стрелки? Ради освоения севера Крыма даже московским поездам проложили особый маршрут, увеличив на несколько часов время поездки. Ну и как, продвигается дело? Да как сказать... Появилась новая перевалочная база для курортников – Владиславовка, но это, конечно, никакой не север Крыма. Почему не приводят в порядок Черноморск, ещё можно понять – неподалёку Тарханкут, ВСУ то и дело устраивают провокации. Но Щёлкино! Азовское море – внутреннее море России, никаких угроз. А просто никому не интересно, хотя и «Таврида» там, и пляжи неплохие, а главное – безлюдные! Развивать там туризм в Крыму обещали ещё 10 лет назад. И как? Нет, так-то ясно, что вкладывать деньги выгоднее в обжитые Ялту с Алуштой. Но север Крыма как был нелюдимым – даром что море повсюду, – так и стоит себе.
Леонид Грач, крымский политик
– В апреле глава Госсовета Крыма Владимир Константинов заявил о перезагрузке власти в республике. Необходимо обновляться, время ставит серьёзные задачи и тому подобное. И что стратегия обновления согласована с Аксёновым. Не знаю, что там согласовано, но я никакого обновления не жду. Сейчас – до переназначения – звучат громкие популистские заявления, а последуют ли за ними дела – уверен, что нет. У Аксёнова было 10 лет, всё, что он мог сделать, он сделал, а люди это увидели. Что мешало сделать больше – ведь были и политический карт-бланш, и деньги? Он яркая фигура, сам по себе, но совершенно не приучен играть в команде, что, к слову, было заметно ещё в бытность его одним из руководителей «Русской общины». А в том, что Аксёнова переназначат, у меня нет сомнений.
Давно пора Аксенова Константинова отправить
на свалку истории, а на их место ставить более
надежных и грамотных людей. Такие люди
есть . Аксенов изжил себя, Константинова Консоль
была третья в Крыму фирма по деньгам вот так будет
Правильно
.
.